– Страшно подумать, куда катится эта страна. Между нами говоря, сейчас Россия находится в свободном падении, и если уж быть совершенно откровенным, представить невозможно, что может случиться с ней в любую минуту…
Сидни Шелдон, «Рухнувшие небеса».
Несмотря на то, что любимая бабушка в четыре года читала мне Агату Кристи вместо сказок, можно сказать, что детективный жанр, в целом, прошел мимо будущего Народа востока. Ну, чуть-чуть почитал классические рассказы о Шерлоке Холмсе, чуть-чуть – книги Рекса Стаута про сыщика-домоседа Ниро Вульфа и его энергичного помощника Арчи Гудвина, чуть-чуть – «бандитские» романы начала 2000-х, хотя большинство из них имело лишь косвенное отношение к детективам. И, тем не менее, по просьбе одной из читательниц (и посоветовавшись с ней), за написание статьи о Сидни Шелдоне я решил взяться. Он является одним из самых известных авторов конца прошлого столетия, трудившихся на стыке детектива, триллера и любовного романа.
Наш сегодняшний герой родился в 1917-м году в Чикаго, штат Иллинойс. Но, как водится у хороших американских писателей, его родители были евреями из-под Одессы, которые из-за погромов еще до революции предпочли эмигрировать за океан. Там они американизировали свои имена и до переезда носили фамилию Шехтель, что происходит от ивритского слова «шохет». Так называли мясника, который обеспечивал забой скота в соответствии с правилами иудаизма. Славяноязычным аналогом являются фамилии Резник и Резников.
Сидни с самого нежного возраста был склонен к писательской деятельности. Уже в десять лет он сумел написать стихотворение, которое за пять долларов (очень приличная сумма для того времени!) разместили в детском журнале. Но впоследствии литературные занятия надолго пришлось прервать.
Юность парня пришлась на период Великой депрессии, когда он трудился на разных низкооплачиваемых должностях и даже был вынужден бросить учебу, чтобы помочь кормить семью. Но в конце 1930-х молодой человек вернулся к работе своей мечты и стал «литературным негром», т.е. занимался редактурой и написанием сценариев для голливудских фильмов категории Б.
Это были малобюджетные картины, которые чаще всего снимали в жанре ужасов, фантастики, вестерна, любовной драмы. Будущему детективщику они прекрасно подходили. Он еще с юности страдал от депрессии и даже неудачно пытался свести счеты с жизнью с помощью снотворного и виски, но был спасен своим отцом.
Героями Шелдона были ковбои, честные шерифы, продажные шерифы, космонавты, молодые люди, которые решили посетить заброшенный шахтерский городок и тут все завертелось… Строго говоря, вся его поздняя, более осмысленная литература, как и сценарии к фильмам, тоже относится именно к категории Б, несмотря на его достаточную популярность.
Сидни пахал на киношников, как папа Карло, но в 1941-м его решили отправить на войну. Несколько месяцев парня, который не держал в своей жизни ничего тяжелее карандаша, натаскивали на летчика транспортной авиации. Но затем демобилизовали из-за повторяющегося выскальзывания межпозвоночного диска, ведь из-за сильных нагрузок он мог стать инвалидом. В общем, в военных действиях Шелдон не поучаствовал.
После войны плодовитый автор продолжил сотрудничать со студиями «Парамаунт пикчерз» и «Метро-Голдвин-Майер», а также занялся бродвейскими мюзиклами. Когда стало популярным телевидение, пробился и туда, став автором сценариев для нескольких популярных сериалов – в основном, таких, что радовали нас неестественным закадровым смехом.
Наконец, в 1969-м году был написан его первый роман, который вызвал определенный интерес. А уже через четыре года вышел бестселлер «Оборотная сторона полуночи», и Сидни Шелдон стал одним из самых читаемых американских авторов. Это произведение, как и многие другие книги, было наполнено тем, что через 30 лет назовут фан-сервисом – специальными литературными приемами, которые имели задачу вызвать у читателей повышенный интерес. Для детективных романов пестиков и тычинок у него ну очень много)))
Женщины у него всегда сильные (как тогда было модно), обязательно красивые. Мужчины – тонкие интеллигенты с манерами армейских сержантов. Собственно, главный роман маэстро о том, как распадается некая красивая пара, женщина добивается богатства и славы, выходит замуж за миллионера, но сохраняет свою первую любовь. Через много лет она возвращается к своему суженому, который про нее давно и думать забыл.
В общем-то, книга является вариацией повести Белкина «Выстрел», только не про гусаров, а про любовь. Кто читал хоть один любовный роман, имеет хорошее представление об используемых там литературных штампов. Только Шелдон не писал по уже сформированным канонам, а придумывал все с нуля.
Так или иначе, повторяющиеся сюжеты со всевозможными свистелками и перделками, которые так любят и американские, и наши читатели, принесли старине Сидни известность, и что самое главное, коммерческий успех. Он ушел из жизни в почтенном возрасте в 2007-м году, являясь владельцем виллы в курортном поселке в Калифорнии и постоянным посетителем местного гольф-клуба. А начинал с того, что разносил газеты, как многие американские мальчики.
Кстати, у него есть «Оскар» за сценарий к фильму 1947-го года, номинация на «Эмми» и собственная звезда на голливудской Аллее славы. Так что, детективы – лишь одна сторона его бурной творческой жизни. Вот к каким успехам приводит незалеченная в юности биполярочка)))