В ханафитском мазхабе существует разногласие в вопросе времени наступления ночного намаза. В книгах по фикху отмечается, что, по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, ночной намаз наступает с исчезновением красноты на горизонте (аш-шафак аль-ахмар), а согласно имаму Абу Ханифе – белизны (аш-шафак аль-абъяд), которая следует за краснотой [1, 1-53].
Как отмечает имам ас-Сарахси, позиция о том, что ночной намаз наступает с исчезновением красноты на горизонте (аш-шафак аль-ахмар) высказывал имам аш-Шафи‘и, а также данное мнение передаётся от сподвижников как ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али, ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, и является одной из преданий от ‘Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах). От Асада ибн ‘Амра имеется предание, что аналогичное мнение высказывал имам Абу Ханифа [2, 1-145].
К числу тех сподвижников, кто считал, что ночной намаз наступает с исчезновением белизны (аш-шафак аль-абъяд) можно отнести Абу Бакра и ‘Айшу (да будет доволен ими Аллах) [2, 1-144].
Как приводится в «Фатава аль-Хиндийя», фетва в ханафитском мазхабе даётся по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада [3, 1-51]. На это также указывает имам Ибн Тадж аш-Шари‘а в «Мухтасар аль-Викая» [4, 1-275].
Комментатор «Мухтасар аль-викая» Ибн Маляк отмечает, что данная фетва (о предпочтительности мнения Мухаммада и Абу Юсуфа) является более легкой в практике, а также то, что данное мнение принадлежит и Абу Ханифе [4, 1-275].
Ибн ‘Абидин пишет, что автор «Маджма‘ аль-анхур» Дамад-афанди явно указывает, что фетва по данному вопросу даётся по мнению Абу Юсуфа и Мухаммада, и отмечает, что в наше время их позиция широко практикуется.
В книгах «ан-Нахр аль-Фаик», «ан-Нукая», «аль-Викая», «ад-Дурр аль-Мухтар», «аль-Ислях», «Дурар аль-бихар», «аль-Имдад», «аль-Мавахиб» и в его комментарии «аль-Бурхан», а также в других книгах ханафитского мазхаба явно говорится, что мнение Абу Юсуфа и Мухаммада в данном вопросе является главенствующим [5, 1-361].
Необходимо отметить, что в арабском языке, когда употребляется слово «аш-шафак», т.е. сумерки, имеется ввиду краснота. В арабском фольклоре известны следующие строки:
وأحْمَـرُ اللَّوْنِ كحُمَـرِّ الشَّفـقْ
"И красна [его] одежда, как красны сумерки" [6, 20-235].
Данные строки также приводит имам аль-Куртуби в своём труде по толкованию Корана «аль-Джами‘ лиахкам аль-Куръан" [7, 19-275]. Авторитетный языковед, имам куфийской школы арабского языка, которого называли «амир аль-муъминин» (правитель верующих) в грамматике арабского языка, ученик имама аль-Кисаи, упоминает строки, которые мы выше привели, объясняя слово «аш-шафак» [8, 1-317].
Исходя из вышеизложенного, следуя за предпочтением имама Ибн Тадж аш-Шари‘а в «Мухтасар аль-Викая», а также указаниям Ибн ‘Абидина, мы в расписании намазов рассчитываем время наступления ночного намаза по фетве имама Абу Юсуфа и Мухаммада, т.е. по красноте, что соответствует положению Солнца ниже горизонта 15°.
А что касается утреннего намаза, как известно, он наступает с распространением белизны на горизонте, [2, 1-141]. А они возникают при нахождении Солнца на 18° ниже горизонта. Следуя этим данным, утренний намаз рассчитывается по данному показателю нахождения Солнца вниз горизонта.
И Аллах знает лучше
Использованная литература
1. «Ан-Нутаф филь-фатава», Абу аль-Хасан ас-Сугди.
2. «Аль-Мабсут», Мухаммад ибн Ахмад ас-Сарахси.
3. «Фатава аль-Хиндийя».
4. «Шарх аль-викая», Ибн Маляк.
5. «Радд аль-мухтар», Ибн ‘Абидин.
6. «Аль-Любаб фи шарх аль-Китаб», Абу Хафс Сираджуддин ан-Ну‘мани.
7. «Аль-Джами‘ лиахкам аль-Куръан», Мухаммад ибн Ахмад аль-Ансари аль-Куртуби.
8. «Мисбах аль-мунир фи гариб аш-шарх аль-кабир», Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн Мухаммад аль-Хамави.