В Евангелии есть любопытный эпизод на тему самообольщения и переоценки своих возможностей.
Речь идет о богатом юноше, который вздумал попытать Иисуса Христа о вечной жизни.
Давайте к нему присмотримся:
«И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
Почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; что еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Мф. 19. 16-23.
Скажите честно: вы испытываете сочувствие к этому юноше? Признайтесь, что испытываете.
Как же, как же – он шел с благими намерениями, называл Христа «благим», думал, что получит что-то такое же «благое» в ответ, а получил, что называется, - «обушком в темечко» и отошел опечаленный.
Но вот как раз эта печаль – и выдает его неискренность.
На самом деле не хотел он получать никакого ответа, кроме подтверждения своих добродетелей и с ними подтверждения того, что он уже имеет вечную жизнь.
Он что – не знал заповедей, о которых напомнил ему Христос? Прекрасно знал – и подтвердил это без запинки после напоминания. И не только знал, но и выполнял их.
Тогда зачем он полез к Христу за ответом?
По идее он должен был испытывать в душе какой-то дискомфорт и неудовлетворение. Он соблюдает заповеди, но все равно в душе неспокоен, что-то не то – поэтому и спрашивает у Христа, в чем дело.
Но тогда он должен был вдохновиться ответом Христа. Вот оно что – это богатство меня привязывает к земле!.. Это от него нужно отказаться!..
И он ушел бы не расстроенным, а вдохновленным, чтобы поскорее разделаться с богатством и примкнуть к числу учеников Христа.
Но нет – он расстраивается…
И именно это расстройство и выдает его неискренность.
В самом деле – а что ты желал услышать? Какой ты хороший? Так ты и сам это знаешь.
А!?? – тебе еще хочется получить подтверждение этого от «Благого Учителя», Который для тебя действительно всего лишь «Благой Учитель» - не Бог, не Сын Божий, не Мессия и даже не пророк…
Ну и получил!.. Как говорится: по заслугам, а точнее - по лукавству своему.
Удивительно еще и то, как Христос пожалел его и не сказал ему тех слов, которые по поводу его скажет ученикам:
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Мф. 19. 23-24.
Представьте, если бы Христос сразу ему в лицо это и сказал!.. Какой облом бы сразу был у этого самодовольного юноши.
Кстати, а почему, правда, не сказал?..
Подсказка есть в Евангелии от Марка. Там этот эпизод дополнен ремаркой, что Христов взглянув на этого «некто» (у Марка он не называется «юношей»), «полюбил его» (Мк. 10.21)
И весь эпизод из-за этой «любви» передан значительно мягче, ведь Христос говорит: «одного тебе не достает»…
Что ж, у Христа, видимо, были причины «полюбить» этого юношу – Он хорошо видел его изначально чистую душу, теперь убитую привязкой к богатству.
Но нам-то не за что его любить. Душу его мы не видели, зато слышали слова Христа по поводу его.
Что это «не достает» означает - верблюду пролезть в игольные уши…
(Давайте опираться на прямой смысл слов Христа, без всяких «альтернативных» версий, что «игольные уши» - могли быть узкими воротами, а «верблюд» - «канатом».)
Да, хорошенькое это «не достает»!.. Пусть попробует пролезть в Царство Небесное с такой привязкой к богатству. И соблюдение всех остальных заповедей не поможет.
Потому и отошел опечаленный.
А жаль, в самом деле, что Иисус Христос сразу не огорошил его верблюдом и игольными ушами. Хотелось бы посмотреть на его изумление!..
Ну, ладно – а что мы?
Мы - на чьей стороне в этом драматическом эпизоде?
Только давайте не будем говорить, что на стороне Христа. Давайте не будем лукавить.
Нам жалко этого богатого юношу. А жалко его всего лишь по одной причине.
Потому что мы сразу же себя ассоциируем с ним, потому и так сочувствуем ему.
Мы привязаны к богатству отнюдь не меньше чем он, - да что там! – гораздо больше!
Мы бы точно так не сглупили – и не полезли бы к Христу с такими глупыми вопросами о вечной жизни.
Нам и здесь хорошо, а вечная жизнь – это вилами по воде писано…
Что и говорить, мы, несмотря на все свое «христианство», так и остались «верблюдами», тыкающимися в «игольные уши» в безнадежной попытке туда пролезть.
А то и просто «верблюдами» без всяких попыток.
Увы – нам!