5.
Незаметно наступила зима. Зоя и Сергей ежедневно перезванивались и от того девушке казалось, что они почти и не расставались, хоть его присутствия рядом все равно ей не хватало. К сожалению, парня забросили очень далеко и возможности часто навещать его у Зои не было. Даже на присягу им с Татьяной Тарасовной удалось попасть с трудом: слишком поздно об этом сообщили Сергею. На поезде они бы не успели, пришлось брать дорогущие билеты на самолет. Зоя и Татьяна Тарасовна потратили почти все свои накопления на эту поездку, но ни сколько о ней не пожалели: все таки видеть любимого человека было дороже всего.
Снова полетели дни за днями. Зоя училась и работала. Татьяна Тарасовна ждала ее по вечерам с горячим ужином. По выходным они вместе ходили на рынок за продуктами, делали уборку и много общались. Они так сдружились, что Татьяна Тарасовна однажды попросила Зою не называть ее по имени-отчеству.
-Ты можешь звать меня просто бабушкой Таней, - сказала женщина, - мы ведь с тобой почти родня..
Так у Зои появилась бабушка. Вспоминая годы, прожитые в деревне с мамой, братьями, сестрой и отчимом, Зоя содрогалась: неужели она смогла все это вытерпеть? Постоянное безденежье, пьяные нападки отчима, ежедневные скандалы и вечно усталая и раздраженная мать. Как это отличалось от ее теперешней жизни! И как она была счастлива, что и дальше не столкнется с этим! Она любила и была любима. Бабушка ее любимого относилась к ней как к родной. Скандалы и пьяный отчим остались в прошлом.
Зоя, конечно, звонила домой. Узнавала у Фомича как у матери дела. Иногда ей удавалось и с мамой поговорить, когда та оказывалась рядом с начальством. Голос мамы всегда был усталым. Она уже забыла о дочери, ей хватало проблем с другими детьми и мужем. Со временем, звонки стали все реже. И, наконец, Зоя стала звонить только раз в месяц.
Весной Татьяна Тарасовна простудилась. Обычный грипп дал осложнение на сердце. Женщину забрали в больницу. Теперь Зоя разрывалась между учебой, работой и поездками в больницу. О болезни бабушки Сергею решили не говорить - он мог сорваться и приехать домой, а этого никак нельзя было допустить. Во время его звонков Зоя всегда старалась находиться в палате Татьяны Тарасовны, чтобы та могла поговорить с внуком словно из дома.
С первыми ручьями Татьяну Тарасовну, выздоровевшую, но изрядно ослабевшую, выписали из больницы. Запретив ей все дела по дому, Зоя занялась восстановлением бабушкиных сил.
К лету женщина окончательно поправилась и уже ничто не напоминало о ее болезни. Зоя усиленно готовилась к экзаменам, мечтая о скором возвращении Сергея. Они все чаще стали говорить о свадьбе и о том, как заживут втроем.
Пролетело лето. Татьяна Тарасовна с Зоей со дня на день ждали возвращение любимого внука и жениха. Зоя украдкой посматривала на свадебные платья в витринах магазинов и откладывала деньги на будущую свадьбу. Заявление Сергея прозвучала как гром среди ясного неба.
-Девчонки! Я подписал контракт на два года! - радостно сообщил парень.
-Но зачем? - испугались "девчонки".
-Контрактникам платят очень хорошие деньги. За два года я смогу заработать не то, что нам на шикарную свадьбу, но и на свадебное путешествие и на ремонт и на много чего еще!
Зоя с Татьяной Тарасовной его энтузиазм не разделяли.
-Сереж, ну какой контракт? Тебе учиться надо! А на все это мы и в Москве сможем заработать потихоньку! - уговаривала любимого Зоя. - Да и не нужна мне шикарная свадьба и свадебное путешествие! Мне ты нужен!
-Заенька! Милая! А я хочу, чтобы у тебя со мной было все самое лучшее! Два года пролетят быстро. Ты успеешь закончить колледж и мы вместе поступим в институт! Зато у нас будет неплохая финансовая подушка!
Зоя проплакала всю ночь. Её мечты о скорой встрече с любимым рассыпались прахом. Татьяна Тарасовна тоже была сильно огорчена. Она никому не говорила, но ее все чаще мучали боли в сердце. Женщина надеялась, что ее внук вернется из армии, женится и в их доме все снова будет хорошо и спокойно. И вот снова эти ожидания.
Как бы то ни было, им пришлось смириться. Снова потянулись долгие дни ожидания. Зоя заметила, что Татьяна Тарасовна все чаще выглядела усталой и, хоть та и старалась не показывать вид, но по синеве под глазами и неуверенной походке было понятно: с женщиной что-то не так. Зоя настояла на обследовании.
Диагноз заставил ее содрогнуться: атеросклероз. Болезнь была в начальной стадии и при должном уходе и лечении ее можно было если не победить, то значительно замедлить, чем Зоя немедленно и занялась. Она уволилась с работы, чтобы больше находиться рядом с бабушкой. Выполняла все предписания лечащего врача. Вскоре женщина стала выглядеть значительно лучше, но расслабляться не стоило.
У Татьяны Тарасовны были различные льготы, но они не могли покрыть расходы на лечение и вскоре все сбережения Зои и самой Татьяны Тарасовны были истрачены. Несмотря на повышенную стипендию девушки и неплохую пенсию Татьяны Тарасовны, денег стало не хватать. Зоя начала подумывать о работе. Но как оставить на целый день бабушку?
Девушка стала искать заработок в интернете. Однако, ее одного курса колледжа было не достаточно, чтобы найти хоть что-то более-менее подходящее. Зоя даже ходила в управляющую компанию, в надежде устроиться дворником или уборщицей подъездов, но на эти, хоть и не очень престижные должности, стояла очередь из выходцев из ближнего зарубежья.
Зоя уже совсем начала отчаиваться и ее настроение заметил в одном из разговоров Сергей.
-Заяц, что у вас происходит? - спросил парень, заметив, что в голосе невесты уже не первый раз появляются грустные нотки.
-Все нормально, любимый! Просто очень по тебе скучаем! - попыталась схитрить девушка, но, видимо, у нее это плохо получилось.
-Зая! Говори! Я все равно узнаю! Не от вас так от других людей! - пригрозил молодой человек.
Вздохнув, Зоя все ему рассказала.
-Так что же вы молчали, как партизанки? - возмутился парень.
-Не хотели тебя волновать. Ты ведь, все-таки, в горячей точке. А волнение может сделать тебя рассеянным! - извиняющимся тоном оправдывалась Зоя.
-Я не для того сюда отправился, чтобы вернуться к больной бабушке и изможденной любимой женщине! - рассержено воскликнул Сергей. - Вы все, что у меня есть! И я не хочу вас терять из-за вашей же глупости! Сегодня же вышлю вам деньги!
С поддержкой Сергея стало значительно легче. Зоя бросила поиски работы и снова занялась здоровьем Татьяны Тарасовны.
Пролетел еще один год. О болезни Татьяны Тарасовны уже почти ничего не напоминало, но все равно Зоя внимательно следила за ее здоровьем. До диплома оставалось совсем немного. Девушка начала подумывать о дальнейшем образовании. Ее отличная учеба давала ей шанс поступить в институт хоть и на заочное отделение, но бесплатно.
Проходя практику в одной из фирм, Зоя приглянулась руководству и ей было предложено место в экономическом отделе после того, как она получит диплом. Немного подумав, Зоя согласилась. Должность была маленькая с соответствующей зарплатой, но, благодаря финансовой помощи Сергея, Зое не нужно было искать более оплачиваемое место. Сейчас ей нужно было нарабатывать опыт. А эта фирма подходила как нельзя лучше.
За пару месяцев до экзаменов Сергей перестал выходить на связь. Взволнованная Зоя обрывала телефоны и обивала пороги всех военных ведомств, но никто не мог ей ничего сказать.
-Ждите! Возможно там, где он находится, просто нет связи, - была частая отговорка.
От Татьяны Тарасовны скрывать это было не возможно. После нескольких недель отсутствия звонков от внука, женщина заволновалась. Зоя, как могла, утешала ее, но с каждым днем утешения звучали все неувереннее.
Вернувшись однажды из колледжа домой, Зоя застала там людей в военной форме и бригаду скорой помощи.
-Что здесь происходит? - подозревая самое худшее воскликнула девушка. Ноги ее задрожали и она непроизвольно опустилась на стул.
-А вы кем будете? - спросил ее один из присутствующих. На лице его не отразилось никаких эмоций.
-Внучка это моя, - послышался слабый голос Татьяны Тарасовны. Лицо военного стало более человечным.
-Сергей в составе своей группы попал в плен. Это все, что мы о нем знаем. Но вы не волнуйтесь: спасательная операция уже идет.
У Зои потемнело в глазах. Последнее, что она услышала, было:
-Девчонку тоже придется с собой забирать!