Найти в Дзене

История Ноехонского антисоветского мятежа

Одна из актуальных проблем данной темы одно из направлений политики Российской Федерации – исследование и переосмысления истории советского периода. Самое время разобраться в причинах террора и через исследование основных событий периода массовых репрессий осознать масштабы бедствия, сотворённого собственными руками. А так же рассмотреть, что же породило к восстанию против советской власти?

Ответ на этот вопрос не будет столь легким и простым, учитывая, что за прошедшие годы не опубликовались статьи и документы.

Однако это был одним из самых драматичных и противоречивых явлений, сопровождавших процесс коллективизации сельского хозяйства в Бурятии, были стихийные вооруженные восстания крестьянства. Советская история трактовала их исключительно как акты «политического бандитизма», давая им, таким образом, упрощенную и категорично‐негативную оценку. Однако такая трактовка крестьянских выступлений являлась не столько научной, а сколько идеологической и в принципе не могла быть адекватной их политико‐исторической сущности и роли. В результате подобной оценки крестьянские восстания начала 1930‐х гг. оказались практически не изученной страницей истории Бурятии. Историографию же периода коллективизации республики вообще нельзя считать полной без исследований проблемы этих выступлений.

Степень изученности

Данные восстания являются доказанным историческим фактом. Об этом убедительно свидетельствуют изученные автором архивные материалы Управления Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Научные исследования: от теории к практике Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия и Государственного архива Республики Бурятия. Как писал Доржиев Д.Л. Крестьянские мятежи и восстания в Бурятии начиная с 1920 года, и до середины 30-х годов в Бурятии практически непрерывно происходили разного рода крестьянские волнения, которые достигали временами небывалого размаха и ярости. Обладая достаточной экономической и, частично, политической независимостью, крестьянство Сибири оказывало активное сопротивление любым попыткам ущемления своих интересов. Это движение было названо советскими историками «кулацкий политический бандитизм». Хронологически этот «полит бандитизм» можно разделить на два этапа. Первый, продлившийся почти до 1928 года, был временем наиболее организованного, активного и непримиримого движения. Второй же, длившийся примерно до 1934 года, связан больше с фактами массовых стихийных выступлений крестьян на фоне постепенного угасания некогда грозного явления.

До 1923 года Бурятия входила в состав «буферной» Дальневосточной республики. Хотя ДВР официально считалась буржуазно-демократической республикой, но еще в августе 1920 года Политбюро ЦК РКП(б) в «Кратких тезисах по Дальневосточной республике» подчеркивало: «…буржуазно-демократический характер буфера должен быть чисто формальным». На практике это означало, что крестьяне Бурятии подверглось тем же «прелестям» политики «военного коммунизма», что и крестьянство остальной России.

Кроме хорошо известной продразвёрстки, когда у крестьян зачастую изымалось всё зерно, обрекая их на голод, широко практиковалось принудительное привлечение крестьян к обработке земель государственных хозяйств и совхозов, хотя до своей победы большевики всегда отрицали подобный труд, называя его барщиной. Кроме того, крестьяне были вынуждены по первому требованию, бросив всё, заготавливать и возить дрова в город и на железнодорожные станции, чистить и ремонтировать пути и дороги, предоставлять лошадей и телеги для перевозки солдат и для нужд местных чиновников, и выполнять другие повинности, налагаемые на них властями. Сами же коммунисты давали такое определение положению тогдашнего крестьянина: «…В Советской России он превращен в обычную рабочую лошадь, в бесправную и бессловесную скотину». Большевики всегда рассматривали крестьянство как «несознательный, отсталый, реакционный класс», который следовало как можно быстрее превратить в «сознательный и передовой». Методы всегда предпочитались самые грубые, силовые. Наиболее полно и ярко эти методы описал Бухарин: «пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является… методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».

Но нам Автор описывает общую картину восстания в Бурятской АССР.

Так же есть еще «История Бурятской АССР» под редакцией доктора исторических наук А. П. Окладникова. Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры. Бурят-Монгольское государственное издательство. Улан-Удэ. 1951. Первый том "Истории Бурят-Монгольской АССР", написанный коллективом авторов (А. П. Окладников, Ф. А. Кудрявцев, Г. Н. Румянцев, П. Т. Хаптаев) по заданию Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры, подводит известные итоги перестройки работы в области изучения истории Бурят-Монголии, работы, которая началась до Великой Октябрьской революции. Том рассматривает историю Бурят-Монголии с древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. В этом томе обобщён большой материал, накопленный по истории бурят-монгольского народа XVII-XIX вв. и более раннего времени. По существу, это первая попытка "в нашей литературе дать в таком объёме историю Бурят-Монголии. Все предшествующие труды представляли собою отдельные монографии (А. П. Окладников "Очерки по истории западных бурят-монголов в XVII-XVIII веках". Л. 1937), либо общие очерки, захватывающие только часть истории бурят-монгольского народа (Ф. А. Кудрявцев "История бурят-монгольского народа. От XVII в. до 60-х годов XIX в. Очерки". М. -Л. 1940), либо, наконец, самые краткие, общие очерки (П. Т. Хаптаев "Краткий очерк истории бурят-монгольского народа". Улан-Удэ. 1942). Настоящую книгу можно назвать первым общим прудом по истории Бурят-Монголии. Первый том "Истории Бурят -Монгольской АССР", как указывается в предисловии- редакции, уже в рукописи привлёк внимание ряда историков, археологов, лингвистов, давших свои замечания и рецензии к книге и тем содействовавших её появлению. В этой работе приняли участие А. Н. Бернштам, А. К. Боровиков, М. К. Ветошкин, Б. О. Долгих, В. И. Дулов, А. Н. Кононов, А. А. Новосельский, Б. И. Панкратов, В. Т. Пашуто, Г. Д. Санжеев, С. А. Токарев, В. И. Шунков, А. Ю. Якубовский и другие. Так же можно найти эту тему Доржиев Д.Л. Социально‐политический протест и вооруженные выступления крестьянства в Бурятии на рубеже 1920–1930‐х гг. Социально-политический протест крестьянства и его вооруженные выступления, возникшие и резвившиеся на рубеже 1920-1930-х г. во многих" районах-СССР, в том числе в Сибири и, в частности, в Бурятии, вплоть до последнего времени отечественной исторической наукой специально не изучались. Однако вопрос о них нельзя считать совершенно обойдён учеными-историками. Анализ различных научных исследований истории советского государства и общества показывает, что явление сопротивления части крестьянства, проводившимся преобразования! сельского хозяйства оказалось слишком заметным историческим событием, чтобы его можно было полностью "замолчать". Оно получило. согласно некоторым данным историографических обзоров общесоюзной, а также сибириведческой исторической литературы, определенное Эксзещение Хотя крестьянский' социально-политический протест рассматривался в этой литературе только в контексте существовавшей исторической концепции классовой борьбы в деревне, упрощенно объяснявшей его реакционными и криминально-уголовными "поползновениями" и "вылазками" кулачества, сумевшего "увлечь за собой отдельные несознательные элементы из социально-близких советской власти категорий крестьянства".

Впервые в таком виде проблема наличия в среде крестьянства. стихийного движения протеста была; поставлена да в период 1920-1930-х г. самими представителями советской государственной власти,' лидерами и функционерами Коммунистической партии Подобная оценка в дальнейшем сформировала направление не только официальных государственных идеологических установок, но и научно-исторических изысканий, став превалирующей во всех исследованиях, так или иначе касавшихся этой темы фактически она.

-2