Найти тему
ProFinance.ru

Трейдеры в тупике из-за ограничения цен на нефть

На прошлой неделе был запущен механизм ограничения цен, инициированный США и поддержанный G7 и Европейским союзом, с целью сохранить поток российской нефти на международные рынки, но при этом снизить доходы России от этих поставок

Ограничение цен заработало в условиях почти полного эмбарго на импорт российской нефти в Европейский союз, что позволило европейским трейдерам, по крайней мере, в теории покупать и продавать российскую нефть. Тем не менее, инициаторы ограничения совсем не подумали о нефтетрейдерах.

Во-первых, примерно половина стран G7, включая США, Канаду и Великобританию, уже ввела запрет на импорт российской нефти, поэтому ограничение не повлияет на поставки иностранной нефти в эти государства. Япония, хотя и поддержала ограничение, освобождена от его соблюдения, поскольку полностью зависит от импортных углеводородов.

Во-вторых, существует более серьезная проблема, которая заключается в том, что нефть просто не продается по фиксированным ценам, что уже вызывает беспокойство в отрасли. Фактически из-за особенностей торговли нефтью часто невозможно соблюдать ограничение, даже если предположить, что Россия будет продавать ее странам, поддержавшим ценовой потолок.

Bloomberg сообщило на прошлой неделе со ссылкой на трейдеров, что многие из них рискуют остаться с российской нефтью, стоимость которой выше потолка в $60 за баррель, и из-за этого не могут получить доступ к западным страховкам и танкерам. А это, в свою очередь, может нарушить баланс на нефтяном рынке, ограничив поставки.

«Трейдеры на физическом рынке редко торгуют по фиксированным ценам, — рассказал Bloomberg Джон Дрисколл, главный стратег JTD Energy Services. — Это гораздо более сложное пространство, где они торгуют с учетом формул и спотовой разницы с эталонной нефтью для торговли фактическими грузами, а также для последующего хеджирования».

Также согласно отчету, три ведущие российские нефтяные смеси — Urals, Сокол и ВСТО —оцениваются по форвардным или плавающим контрактам, а это означает, что окончательная цена груза определяется только через несколько недель после его покупки.

Это заметно на примере моделей ценообразования в случае с недавней покупкой Китаем российской ВСТО, который приводит Bloomberg. Цена за партию, согласно контракту, является скидкой к средней стоимости фьючерсов на нефть Brent с поставкой в следующем месяце, и эта средняя цена будет рассчитана только в конце этого месяца.

Трейдеры столкнулись с проблемами

Это создает различные сложности для трейдеров, которые хотят соблюсти ограничение, но просто не могут узнать, останется ли цена ниже предельной стоимости к моменту оплаты груза, опять же, при условии, что Россия не выполнит обещание прекратить продажу нефти в страны, поддержавшие ограничение.

Очевидно, что это может создать проблемы на физическом рынке нефти, который имеет наибольшее значение. Грузы могут быть задержаны или вообще могут не достичь пункта назначения, поскольку сделка будет отменена из-за нарушения лимита. И на физическом рынке уже возникли сбои, из-за Турции.

После введения потолка цен Турция начала запрашивать подтверждение страховки для всех танкеров, проходящих через Босфор и Дарданеллы. Поскольку страховщики до сих пор отказывались предоставлять документы, утверждая, что раньше это никогда не требовалось, в турецких проливах застряло свыше 20 танкеров с более чем 20 млн баррелей нефти.

Все танкеры, кроме одного, перевозят казахстанскую нефть, которая по трубопроводу поступает в российские порты, а оттуда поставляется на международные рынки. Один танкер, перевозивший российскую нефть, недавно получил разрешение на пересечение проливов.

«На эти грузы не будет распространяться ограничение цен ни при каком сценарии, причем не должно быть никаких изменений в статусе страхования по сравнению с поставками из Казахстана в предыдущие недели или месяцы», — заявил один чиновник из американского правительства, которого CNBC назвал «ответственным за ограничения цен».

Тем не менее, судя по всему, Турция настаивает на подтверждении страховки, а клуб крупных страховщиков International Group of P&I Clubs, утверждает, что он не может гарантировать страховое покрытие в случае, если судно с таким покрытием нарушит ценовое ограничение и вовлечет в это своего страховщика. Западные чиновники раскритиковали Турцию за дополнительные требования к подтверждению страховки.

«Политика ограничения цен не предполагает, чтобы суда получали уникальные страховые гарантии для каждого отдельного рейса, как требует Турция. Эти перебои связаны с турецкими требованиями, а не с политикой ограничения цен», — сообщил FT тот же неназванный американский чиновник.

По мнению аналитиков, если танкеры задержатся еще на неделю, отсутствие этих 20 миллионов баррелей начнет ощущаться. И если неразбериха с ценообразованием на физических рынках продолжится, то может застрять еще больше грузов, которые так и не будут доставлены. Причем все это будет происходить на рынке, который, несмотря на недавнее движение цен, остается дефицитным, как недавно напомнил руководитель канадского фонда Эрик Наттолл.

Подготовлено Profinance.ru по материалам ресурса OilPrice

MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Почему нефтяные танкеры застряли в турецких водах?

У берегов Турции образовался затор нефтяных танкеров с казахской нефтью после введения потолка цен на российскую нефть

Ограничение цен на российскую нефть взорвет энергетические рынки