Найти в Дзене

Посланец Сергача у вождя революции

Колоссальный груз партийной и государственной работы ложится на плечи В.И. Ленина после победы Октября. Революция победила в стране, но надо было удержать завоеванное, впервые в истории создать государство рабочих и крестьян, поднять Россию из мрака вековой отсталости, нищеты, голода и разрухи, создать Красную Армию, разгромить внутреннюю и внешнюю контрреволюцию. Ленину приходилось отказывать себе в отдыхе и сне. И все-таки, несмотря на загруженность, он пишет статьи для «Правды», звонит в редакцию, высказывает свои советы, дает указания, находит время принимать ходоков – партийных и советских работников, а то и простых мужиков – лапотников, приехавших в Москву издалека. Именно такими ходоками, приехавшими к вождю революции из «самой гущи народной», были наши земляки Герасим Родионов и Михаил Санаев. Людям старшего поколения до сих пор памятна эта трудная весна на заре Советской власти. Мутными потоками сбежала вешняя вода с окрестных холмов. Привольно разлилась Пьяна. Поля освободили

Колоссальный груз партийной и государственной работы ложится на плечи В.И. Ленина после победы Октября. Революция победила в стране, но надо было удержать завоеванное, впервые в истории создать государство рабочих и крестьян, поднять Россию из мрака вековой отсталости, нищеты, голода и разрухи, создать Красную Армию, разгромить внутреннюю и внешнюю контрреволюцию.

Ленину приходилось отказывать себе в отдыхе и сне. И все-таки, несмотря на загруженность, он пишет статьи для «Правды», звонит в редакцию, высказывает свои советы, дает указания, находит время принимать ходоков – партийных и советских работников, а то и простых мужиков – лапотников, приехавших в Москву издалека. Именно такими ходоками, приехавшими к вождю революции из «самой гущи народной», были наши земляки Герасим Родионов и Михаил Санаев.

Людям старшего поколения до сих пор памятна эта трудная весна на заре Советской власти. Мутными потоками сбежала вешняя вода с окрестных холмов. Привольно разлилась Пьяна. Поля освободились от снега – богатые черноземные почвы так и манили к себе сельского труженика. Сбылись, наконец-то, вековые чаяния крестьян. Новая, народная власть дала им землю, но не было силы, чтобы поднять, обработать и засеять кормилицу. Не хватало рабочих лошадей, не было сельхозинвентаря, семян для посева. Истосковавшиеся по заботливым крестьянским рукам поля, видно, и этой весной останутся незасеянными. Деревни и села сиротливо глядели подслеповатыми окнами. Во многих избах они были заколочены. Соломенные кровли обветшали. Не видно скотины во дворах, не слышно веселого крика петухов… Уезд охвачен разрухой, голодом, эпидемией тифа. Отмечаются случаи голодной смерти.

Крепко задумались тогда сергачские коммунисты… Как остановить костлявую руку голода? Чем вспахать и засеять поля? В одной из комнат бывшего барского особняка спозаранок началось заседание Совпеда – уездного Совета рабоче-крестьянских и солдатских депутатов. Большая комната набита людьми до отказа. Здесь все члены Совета- Иван Романов, Михаил Санаев, Иван Пигалев, Николай Волков, Герасим Родионов и другие. Прибыли представители от волостных Советов, а также от рабочих депо и железнодорожных мастерских станции Сергач.

И вот крестьяне и рабочие, ставшие теперь у власти, самому старшему из которых едва ли было тридцать, докладывали о положении на местах, обсуждали вопросы государственной важности.

«Кулаки подкупают голодающих подачкой хлеба, которые поэтому и защищают их, как благодетелей, не замечая, из-за своей отсталости, что эти «благодетели» - волки в овечьей шкуре», - говорили выступающие ораторы.

«Хлеб, сельхозинвентарь, деньги – все есть у богачей, а они отказываются платить налоги, оказывают вооруженное сопротивление. У нас же нет ни оружия, ни силы, чтобы справиться с ними», - докладывали другие.

Осмелели, ожили контрреволюционные элементы: используя бедственное положение, они натравливали крестьян на Советскую власть. Одно за другим вспыхивали волнения, провокации, вовсю свирепствовали вооруженные банды. Там разогнали комитеты бедноты, тут учинили зверскую расправу над сельскими активистами.

Особенно активизировала свои действия эсеро-кулацкая банда в селе Столбищах. Срочно закупалось оружие: винтовки, револьверы, патроны, приобретались бомбы и гранаты. Здесь готовилось крупное восстание, чтобы свергнуть Советы в Сергачском уезде, а затем, в случае успеха, и в соседских уездах – Княгининском, Курмышском, Вассильсурском. Столбищенские кулаки устанавливают связь с подонками старого мира Воскресенского, Анды, Андреевки, Ачки, Старинского, городов Курмыша, Сергача и других селений.

Неслыханно трудным было это время. Не хватало знаний и опыта в строительстве новой жизни, в уезде по существу не было еще большевистской партийной организации, не организованы органы местного управления. Но Советскую власть нужно было отстоять и укрепить во что бы то ни стало.

Несколько часов подряд продолжалось заседание Совета, немало выкурено самосада и сказано слов… А выхода из тяжелого положения не было, и казалось, что его невозможно было найти. И вот вдруг кто-то неожиданно предложил: «К Ленину надо ехать. Ильич поможет…» «У Ленина и без нас дел много. Наверное, голова идет кругом», - заметили другие. Однако предложение о поездке к вождю все-таки было поддержано большинством, но решили сначала послать Владимиру Ильичу телеграмму, в которой спросить, сможет ли он принять и выслушать нашего ходока. В тот же день такая телеграмма полетела в Москву.

Ранней весной 1918 года Владимир Ильич переехал из Петербурга в Москву, в Кремль. Сюда-то, в кабинет Ленина, и пришло послание из Сергача. Немедленно следует ответ:

«Сергач

Председателю Совдепа

Если экстренно и важно, доклад приму всегда.

Ленин».

Это было 22 апреля – как раз в день рождения Владимира Ильича. В тот день Ленин работал как обычно и вообще предпочитал каждый праздник отмечать ударной работой.

И вот уж Герасим Григорьевич Родионов, председатель уездного Совета, в Москве. Владимир Ильич незамедлительно его принял в своем кабинете. Вождь революции долго и внимательно слушал нашего ходока, потом быстро встал из-за стола и, заложив руки назад, сделал несколько шагов по кабинету. Лицо Ленина было серьезно и сосредоточено, выразительные глаза блестели, вся его крепкая и подвижная фигура выражала энергию и решительность. Затем Владимир Ильич сел за стол, погладил руками большой сократовский лоб и, слегка прищурившись, спросил: «А не преувеличиваете трудности, товарищ Родионов?»

Завязалась непринужденная беседа, Владимир Ильич интересовался всем, задавал вопросы, делал замечания, давал указания, что-то записывал мелким размашистым почерком. И то, что еще совсем недавно Родионову казалось нечеловечески трудным, невыполнимым в создавшейся ситуации, в процессе беседы с вождем вдруг стало приобретать ясность и простоту.

«А деньгами на первое время поможем, - сказал в заключении Ленин. – Но остальное – делайте сами. Не церемоньтесь с богачами – пусть они боятся вас. Создайте крепкий красногвардейский отряд, ну и, конечно, уездную партийную организацию. И чтобы в ней больше рабочих и крестьян из бедняцких слоев было».

Об этой встрече с великим человеком Герасим Родионов подробно и с волнением рассказал на общем собрании уездного Совета. Это было 14 мая. Сохранились два пожелтевших от времени листка – протокол этого собрания. Текст отпечатан на машинке. Скупые протокольные строки. Но как говорят они о многом! Теперь это для нас – страницы живой истории тех далеких лет.

И Ленин не оставил людей в беде! Вскоре были выделены деньги в сумме 3-х млн. рублей, а также семена для посева, остронуждающемуся населению отпущено продовольствие. Для голодных людей чечевичная похлебка и овсяная болтушка были тогда лучшим подарком!

По советам и указаниям Владимира Ильича в Сергаче реорганизуются органы управления, создаются Совет народного хозяйства, отделы народного образования, здравоохранения, военный комиссариат и т. д. И, наконец, выносится решение: «Признать необходимостью создание мощной народной организации в уезде – Российской Коммунистической партии большевиков». В местной газете «Красный пахарь» была отпечатана программа партии и открыта запись в ее члены. А в июне состоялось первое организационное собрание членов Коммунистической партии уезда, на котором избирается уком (РКП(б).

Советское строительство пошло веселее, целенаправленнее. Повсеместно создаются комитеты бедноты, прокатные пункты для совместной обработки земли. Укрепляется отряд Красной гвардии, преобразованный потом в ЧОН (часть особого назначения). Когда в то лето в Столбищах вспыхнуло контрреволюционное восстание, оно было довольно быстро подавлено.

Трудное это было время на заре новой эры. Но уже к осени положение в уезде улучшилось. Советская власть твердо встала на ноги. И в этом большую помощь своим мудрым советом и делом оказал сергачанам Владимир Ильич.

В. Громов