Найти тему
Просто Училка

"Я не знаю это слово!" У школьников маленький словарный запас и нежелание читать. Дно приближается

Оглавление

Как расширить словарный запас ребёнка, если он не читает, а родители с ним мало разговаривают? А надо ли вообще это делать?

***

Маленький ребёнок сначала слышит, что и как мы говорим, а потом начинает говорить сам. Обучение языку (любому) без диалога не происходит. Следовательно, если мы заняты то работой, то прочими делами, то смартфонами, малыш будет меньше слышать разных слов. И говорить начнёт в том объёме, который мы ему дадим.

Отсюда и получаются дети с ограниченным запасом лексики.

Возьмём для примера моего ученика Мишу, с которым мы занимаемся математикой. Мало говорит. Хочет, но нечем. Крайне маленький словарный запас. Синонимические ряды почти отсутствуют. Прилагательные не использует. Больше действует местоимениями.

- Он пришёл...

- Она сказала...

- Этот пишет...

С ним мне приходится говорить медленно, подбирая слова, иначе смысл сказанного от ученика ускользает. Эффективность занятия снижается в разы, урок переходит в плоскость развивающих занятий. Я вынуждена добавлять к математике элементы русского языка и литературы, иначе не будет продвижения в основном предмете.

И так не только с Михайлой. Другие тоже не блещут.

Читают современные школьники так же посредственно. Вот какие особенности можно выделить:

  • Неспособность прочитать бегло незнакомое слово с первого раза.
  • Снижение объёма зрительной памяти.
  • Школьники не обращают внимание на окончания, додумывая их. Отсюда искажается смысл предложения/текста.

Как говорит современный школьник:

  • Сниженный словарный запас.
  • Отсутствие в речи эпитетов, метафор, вводных слов. Отсутствие средств языковой выразительности.
  • Речевые, грамматические, орфоэпические и прочие ошибки в речи.
  • Паузы, слова-паразиты.

Приведённые особенности имеют место не только у учеников репетитора. Мои коллеги, школьные учителя, подтверждают нерадостные наблюдения. Иногда складывается впечатление, что многие взрослые школьники неплохо говорят на не родном им языке. Даже, можно сказать, бегло. Но как будто не на родном.

***

Что делать, чтобы научить ребёнка говорить?

  • Больше с ним разговаривать, выстраивать диалоги, добиваться развёрнутых монологов, поправлять ошибки в речи.
  • Привить любовь к чтению. По этому пункту можем развить диспут и создать суету на канале😉
  • Пересказывать. Обязательно.
  • Развешиваю по комнате-кабинету распечатки со словами. Заведомо беру лексику из ЕГЭ. Это капля в море, я понимаю. Пусть хоть так. А дома такое делать я крайне рекомендую.

***

Подрастающее поколение говорит мало и хуже, чем предыдущее. Значит, последующее поколение будет говорить ещё меньше и ещё хуже, потому что те, кто говорит лучше, убывают естественным способом.

Как думаете, через поколений пять люди ещё будут говорить? Про "читать" опасаюсь спрашивать.

Теперь организационная просьба, друзья: пожалуйста, подписывайтесь. На Дзене сбой. Канал летит в пропасть. Нужна ваша поддержка. Неудобно просить, но у меня нет выхода. Заранее спасибо за понимание🙏

И жду в комментариях, товарищи👍