Продолжаю рассказ об "Обыкновенном чуде", а именно о создании двух фильмов и пьесы. И сейчас речь пойдет об актерах фильма Марка Захарова. Фото со съемок.
Медведь По признанию Марка Анатолиевича, в роли Медведя он хотел видеть Александра Збруева, но актер сам отказался. Так же пробы проходил и Евгений Герасимов, как он сам позже вспоминал: «В театральном училище я довольно удачно играл в «Обыкновенном чуде» Медведя. Поэтому я согласился попробоваться у Марка Захарова, но на роль не рассчитывал. Знал, что режиссер хочет снимать своего артиста, но на всякий случай смотрит и других… Так и вышло. Жаль, что наши творческие пути с Марком Анатольевичем не пересекаются…» Позже пробы проходили актеры Владимир Вихров, Александр Воеводин, Евгений Меньшов, Александр Серский многие другие. Но Захаров остановил свой выбор на Александре Абдулове. * * *.
Фото, Александр Абдулов на съемках «Обыкновенного чуда» Абдулов Как и большинство актеров, Александр Гаврилович служил в театре Марка Анатолиевича, но, даже несмотря на это, получить роль Медведя он не очень рассчитывал. Как он сам говорил про те времена: «Пробуюсь я, а снимается потом Костолевский. /…/ Все говорили, какой хороший мальчик, но почему-то снимались другие люди. И я думал, что здесь будет тоже самое, но… Спасибо Захарову. Предложение, которое повергло меня в шок /…/ Сейчас я могу анализировать, что это было, а тогда я не мог, я был такой счастливый. Я был Медведь.» Стоит отметить, что Александр, действительно хорошо подходил на роль. Он умел фехтовать и даже имел звание КМС, но верховой езде ему пришлось обучаться с нуля. В свой костюм, по его собственным признаниям, он внес совою лепту. Кожаные штаны были украдены из великолепной семерки. Как вспоминал Абдулов: «Вот эти два слова: «обыкновенное чудо», для меня стали мистическими словами. Потому что со мной произошло обыкновенное чудо. На утро, после показа вечером, на утро не было собаки, которая бы меня не знала. И это надо было пережить…» (Из интервью 2005 г.) * * *.
Эта роль принесла актеру не только известность, но и настоящую народную любовь и навсегда закрепила кличку Медведь. Из воспоминаний Александра: «Я сейчас построил дом на Валдае. Избу такую огромную построил. И на Валдае спрашивают - А где здесь улица Белова. Вам дом Медведя. Это мой дом. /…/ Это дико приятно.» Еще один факт о действительно народной любви: 23 сентября 2007 года, в матче 24-го тура премьер-лиги между «Локомотивом» и «Спартаком» футболисты обеих команд вышли на поле в майках с изображением Александра Абдулова и надписью «Верим в победу!». На тот момент он проходил лечение в одной из московских клиник, и это было для него действительно приятным сюрпризом, хотя правильнее сказать, он был потрясен. Из интервью 2007 года: «Я в больнице и нажимаю… ну просто посмотреть футбол. И я ничего не понимаю, что за майки, что за команда, /…/ и я вижу, что это я. И… Вы знаете, это такого дорого стоит…» Фото: Футбольные команды на том матче * * *.
Фотопробы на роль Принцессы. Принцесса На роль принцессы пробовались Лариса Удовиченко, Вера Глаголева, Марина Яковлева и Евгения Глушенко. О тех пробах Евгения так вспоминает: «Я репетировала сценку с Абдуловым, когда Медведь и Принцесса, переодетая в мальчика, фехтуют, — рассказала Евгения. — Я справилась, Марк Анатольевич высказал какие-то замечания. Но потом он решил, что Женечка Симонова наиболее точно чувствует образ и взаимодействует с партнером. А я, когда посмотрела фильм, поняла, что режиссер правильно выбрал, Симонова попала в десятку! В фильме вообще все идеально — я была в совершенном восторге от игры актеров! Все так вкусно, здорово!» * * *.
Симонова «Я органически ненавижу пальбу. А чтобы самой выстрелить, и представить не могла! Начали снимать, вскидываю пистолет… и не могу нажать на курок! Съемка встает. Чуть не плача, объясняю: это не каприз, такая у меня особенность от природы. Что тут началось! Все объясняли: «Патрон холостой, ни в кого не попадет!» — а поняв, что не помогает, стали стрелять из этого пистолета: «Смотри! Ничего страшного!» Смотрю и думаю: или сорву съемку, после чего скажут: «экая принцесса!», или себя пересилю. Взяла пистолет: «Давайте повторим!» — «Мотор!» — и в нужную секунду я нажала на курок, не отпрянула, не выронила пистолета. Правда, зажмурилась — в кадре это видно». * * *.
Олег Янковский в фильмах «Обыкновенное чудо» и «Мой ласковый и нежный зверь». Волшебник, творец - Янковский. На роль, его утвердили сразу, без проб. Но в самом начале съемок Олег Янковский попал в реанимацию. Он сообщил Захарову, что, видимо, заболел надолго, а потому необходима замена. Марк Анатольевич заявил: «Мне нужны только вы, мы будем ждать». Позже Олег Иванович сказал, что, если бы не получился тогда этот фильм, скорее всего, не было бы ни «Мюнхгаузена», ни «Свифта», ни «Дракона». По воспоминаниям Адабашьяна, Янковскому очень нравилось работать с Захаровым, ему нравился процесс работы в этой компании. Рассказал Марк Захаров: «У Янковского я учился, некоторым, так сказать, правилам поведения на сценической площадке, и, конечно, Евгений Павлович (прим. Леонов) это был такой «университет». Интересная история была и создания костюма Янковского. Предлагались разные варианты, были какие-то цепи (Хотя цепь в итоге осталась). Весь образ немного вырывался из произведения. Так в одном из интервью рассказал сам Янковский: «И вот мы пошли по костюмерным, и пошли на склад, и искали какого-то такого вот уюта. И нашли вот этот свитер не моего размера, или как его назвать… не знаю. /…/ И впервые я появился на экране… У меня не было такого изображения, это конечно борода. Это не моя борода. Борода, она не моя. Это умело делали гримеры из маленьких частиц, она была такая очень органичная… Лежала на мне. Такой вот облик, вместе с Марком Захаровым придумали, нашли вместе с художником. Он стал таким уютным в этом доме, который… Не который построил Свифт, это было позже, но который организовал Волшебник». Стоит отметить, что подобный образ (с бородой) позже появился в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», который был снят в тот же период. * * *.
На фото карточка фотопроб. Купченко По воспоминаниям Марка Захарова: «В нашей интерпретации волшебник - это творец. Это сочинитель с большой буквы, значит, рядом с Петраркой должна быть Лаура. Лаура - человек который любит его очень. Ради нее он сочиняет свои забавные ситуации. Это должен быть очень достойный, красивый и умный человек, который бы соответствовал волшебнику, нужна была волшебница, и она такая нашлась.» Ему подсказали, что в Вахтанговском театре есть актриса, которая сыграла жену сочинителя. Пробы она проходила в паре с Мироновым на сцене «А кто у нас муж». Платье ей сшила саморучно художник картины Кусакова. Причем оно было довольно простым ситцевым, но честно говоря, как оно очаровательно. Ирина Купченко актриса редкой красоты и редкого дня рождения. Она родилась 29 февраля 1948 года в Вене, где служил ее отец. Поскольку вдали от Родины нравы были проще, то ее маме удалось уговорить чиновников записать дочке «нормальную» дату рождения - 1 марта. Так это и пишется во всех справочниках и энциклопедиях с тех пор. Хотя им и доводилось играть ранее вместе, но Олег Янковский и Ирина Купченко именно в этом фильме впервые сыграли пару, и как мне кажется, этот дуэт удался. Справедливости ради стоит сказать, что на киноэкранах им еще дважды довелось воплотить семейную пару - в фильмах «Поворот» и «Собака Баскервилей». До "Обыкновенного чуда" они работали на фильмах "Звезда пленительного счастья" и "Чужие письма". После этого фильма, доблестные сотрудники ГАИ стали ее отпускать со словами: «А-а, Ваш муж волшебник…» Так Василий Лановой заочно стал волшебником (Настоящий муж Купченко). * * *.
На фото Леоновы на репетиции и в фильме. Леоновы Нет, я не оговорился. Действительно в этом фильме сыграли отец и сын, Евгений и Андрей Леоновы. По воспоминаниям Марка Захарова: «Андрей Леонов играл замечательно и потом, мы как бы продолжили это содружество в фильме «Обыкновенное чудо», где они вдвоем участвовали, играли. И, в общем, мне показалось, что это было такое удачное соединение сына и отца в одном произведении». Но этот фильм стал первой и последней совместной работой актеров в кино. Хотя на тот же счет у Андрея несколько иное мнение. Как он сам рассказал, в одном из интервью: «Я думал: ха-ха, хи-хи, все так легко. Вот. Но все закончилось, когда мне Марк Анатолиевич сделал какое-то первое замечание. И все, как-то поехало, все не так. Я потом даже не мог органично сесть. Я так уже напугался, зажался». «Во время съемок «Обыкновенного чуда», он (Евгений Леонов, отец Андрея) мне тоже вот, все время делал замечания и отбил у меня охоту к дальнейшей совместной работе. Потому, что я понял, что комплексы растут только ежесекундно» * * *.
Евгений Леонов Зато Евгению Леонову удалось создать своего, совершенно неповторимого короля. На роль его утвердили без проб. По воспоминаниям Георгия Данелии: «…и каждый фильм, когда я начинал, я начинал с того, кого будет играть Леонов». Аналогично было и в «Обыкновенном чуде» для Марка Захарова – вопроса о том, кто будет играть короля, не существовало. Он снимался после инфаркта. Для Евгения Павловича предложенная роль была несколько необычна, ибо до этого ему приходилось играть добросердечных персонажей. В этом же фильме ему удалось создать тирана-обаяшку, дополнительно вложив в образ короля некоторые черты коммунистических руководителей, из-за чего были опасения, что фильм могут порезать. В тоже время он сам, по воспоминаниям Марка Захарова, пробовал разные варианты одних и тех же сцен. Он говорил: «Знаешь, Маркуша, я сделаю так, как ты просишь, а потом снимем один дубль, как вижу его я». * * *.
Кадры из фильма Миронов Актер, который не мог и не умел играть плохо или в пол силы. Хороший актер при создании образа всегда вкладывает частичку себя. Вспомните первое появление Миронова в кадре: элегантно, тростью открывает сначала одну дверь, затем вторую. А потом, сдав трость и шляпу лакеям, проводит пальцем по одной из дверей и показывает зрителю. Мол: и это хозяйка….
По воспоминаниям Нины Гребешковой (жена Леонида Гайдая, в фильме «Бриллиантовая рука» исполнила роль жены Горбункова) первый раз Миронов пришел к ним в гости после окончания работы над фильмом «Бриллиантовая рука», он прошелся по комнате, подошел к шкафу и провел пальцем по верху и показал ей этот пыльный палец… После того случая, перед приходом Андрея, Нина всегда протирала пыль во всех местах. Аналогичные воспоминания есть и у Аллы Суриковой: «Я приносила термос на съемочную площадку, кофе-чай, тогда не кормили, тогда каждый устраивался… Я открывала, я наливала ему кофе, и он делал так: по термосу проводил (пальцем) и говорил: «Видите вот, на этой вашей штучке – надо конечно мыть. /.../ А Лариса говорила (прим. Вторая жена Андрея Миронова: Лариса Голубкина) он, когда приезжал из командировки, то по шкафам шуровал, чтобы проверить пыль, есть или нету. Невероятный чистюля». По воспоминаниям современников, каждый съемочный день начинался с помывки головы. Образ, созданный Мироновым, очень походит на образ, созданный Ширвиндтом на сцене Театра Сатиры, хотя у последнего прорывались Менглетовские интонации. - А кто у нас муж? - Волшебник… - Предупреждать надо! Одна из самых цитируемых фраз этого произведения, именно на этой сцене проходили пробы для Андрея Миронова и Ирины Купченко. Необычайный актер, который родился и умер на сцене. Романтичностью пропитался даже подлец Министр-Администратор, роль которого исполнил Андрей Миронов. Но действительно оценить находку этого образа можно сравнив с фильмом 1964 года * * *.
Несомненно, во многих фильмах Миронов сам пел, и делал он это бесподобно. Но все, кто его вспоминают, говорят, что ему стоило больших усилий добиться хорошего исполнения. Одним таким моментом в жизни актера поделился композитор фильма, Геннадий Гладков: «С Андрюшей там вопросов не было, он всегда нервничал и спрашивал - В аккомпанементе будет мелодия? Я говорю, а что тебе этого надо? Нет, нет, если мелодия будет… я петь не буду, потому, что я собьюсь, вы будете надо мной издеваться. И мы ему записывали специальную отдельную музыкальную дорожку, где была мелодия и давали ему слушать, во время записи. Потом, когда он это заканчивал, мы эту дорожку убирали. И он уже слушал себя – Как это я спел без мелодии. – А-а! Андрюш, понимаешь, вот так, наша техника» * * *.
Ларионов.
Он обладал весьма разнообразным и одним из самых обаятельных голосов советского кино - Всеволод Ларионов. Его голос многие помнят с детства по мультфильмам, в которых он озвучил профессора Селезнёва, попугая (38 попугаев) и множество других мультфильмов как голос автора или диктора за кадром. В фильмах, его голосом заговорили Пьер Ришар и Ален Делон. А про роли, озвученные им в сериале Спрут 2, сказано просто - «треть мужских ролей». За плечами Всеволода Ларионова 172 кино и анимационных лент, а еще бесчетное количество радиоспектаклей. Его кинокарьера началась с большого успеха. В 17 лет, он снялся в фильме «Пятнадцатилетний капитан». Его дебют в киноиндустрии начался с главной роли в фильме. Как сказал Захаров: «он блистательно начал, феерически начал /…/ Для того времени это был такой праздничный и такой замечательный фильм и такая прекрасная пронзительная работа, такой фантастический дебют в нашем кинематографе, что конечно он стал фигурой удивительной популярности. Хотя был совсем юным человеком». С 1950 года Ларионов становится актёром театра Ленинского комсомола, но вот дальше все пошло не так хорошо. Но почему, при такой внешности и таланте, этому актеру досталось так мало главных ролей, это тема стоит отдельного рассказа, а потому пока не будем уходить в сторону от основной линии обсуждения. Стоит сказать, что одной из причин стало то, что не сложились его отношения с руководством театра. Ситуация изменилась с приходом в Ленком Марка Захарова, который так вспоминал их первую встречу: «Он подошел ко мне и сказал – Марк, не бойся меня. Я буду помогать. Я совсем не такой плохой, как думают и некоторые говорят обо мне. Я выше тех слухов, которые ходят про меня». * * *.
Марк Анатольевич так рассказал о работе с Ларионовым над фильмом: «Он, небольшие роли играл, вот скажем, в «Обыкновенном чуде» еще использовал свое замечательное умение держаться в седле, Хорошо с лошадью справлялся. Мы сняли специально для него такой проскок. Вот, я этим очень гордился». * * *.
Васильева На счету актрисы много харктерных ролей, таких как Кира Шемаханская в «Чародеях» или Клара Цаханассьян в «Визите Дамы». Королевская первая придворная дама не исключение из этого списка. Образ Эмилии получился очень сильным и на экране мы видим как железная леди, снимает маску за которой скрывается женщина, способная чувствовать, сопереживать и жертвовать. К сожалению, в своих интервью, о работе в этом фильме она не рассказывала. * * *.
Эскиз и вид трактира в фильме. Соломин (старший) Трактирщик. Юрий Мефодьевич Соломин. Единственный актер, который до этого фильма не работал в комедийном жанре. Режиссёр театра и кино, театральный педагог, посвятил всю свою жизнь Малому театру. К моменту съемок «Обыкновенного чуда» самой его известной работой была роль капитана Кольцова в фильме «Адъютант его превосходительства». Сам актер так вспоминает события того времени: «Меня вообще такими комедийными характерными ролями не баловали. В театре я играл такие роли, а в кино нет. А в этот год мне предложили сразу же две роли. Это «Обыкновенное чудо» /…/ и «Летучая мышь». Вот вдруг два таких сказочно музыкальных фильма судьба мне подарила». * * *.
Урюпин Как и в любом кино, в Обыкновенном чуде есть актеры второго плана, которые запоминаются на ровне с главными героями. Один из таких актеров Вадим Урюпин. Актер, каскадер, иконописец. Родился 23 сентября 1937 года в Магнитогорске. Отношения с «большим экраном» у него не сложились. Из его тридцати шести актерских работ, в титрах он есть только в девятнадцати фильмах. А были еще и каскадерские работы: так в фильме «Не послать ли нам гонца?» он заменял Льва Дурова в сцене драки. А вот про съемки в «Обыкновенном чуде» он вспоминал так: «– А кофе-то был настоящий! – артист лукаво прищуривает левый глаз, – тепленький такой, сладкий и липкий. Его специально готовили для меня. Радует, что этот эпизод сняли с одного дубля. Потом меня переодели в новый костюм и продолжали мучить дальше. А с Евгением Палычем я дружил несмотря на то, что он надо мной в «Обыкновенном чуде» поиздевался». Хотя в этом фильме его не только кофе поливали… На самом деле актера еще хорошо помнят по роли горбатого монаха в фильме «Михайло Ломоносов» (Он запирал Михайло в «холодную»), а так же небольшие роли в фильмах «Дом, который построил Свифт», «Усатый нянь» и «12 стульев» (в постановке Захарова). В конце своего жизненного пути он стал иконописцем. Его иконы находятся в Петровском, Хотьковском монастырях и в храме Пресвятой Богородицы в Путинках. Его не стало в 2006 году. * * *.
3acИм откланиваюсь! Можете пинать! Продолжение истории создания фильма 1978 года будет в следующей части. Она будет посвящена цензуре, ляпу и пикантному моменту. Ознакомится с первой частью можно здесь: Кино советского периода: Обыкновенное чудо. Часть 1.