Мы давно привыкли воспринимать нашу родину как единое государство. Незнакомому с древней историей человеку сложно осознать, что несколько сотен лет назад Русь состояла из отдельных княжеств и городов, хоть и говорила на одном языке да верила в единого Бога. Чтобы собрать их все под одним руководством, требовались не только стальная воля, талант полководца и дипломата, но и настоящий фавор судьбы. Иван III Васильевич, он же Иван Великий, дед Ивана Грозного, обладал нужными качествами в полной мере.
Покорение Новгорода
Новгород горел. Его подожгли не захватчики, а свои же горожане — из самых бедных, голодных и злых. Московское войско пока не добралось до вольного города, но ужасные слухи не лгали: многотысячное ополчение было разбито наголову, посадники преданы позорной казни. Несмотря на данные обещания, Литовское княжество не пришло на помощь. Господин Великий Новгород остался совершенно беззащитным не только перед внешним захватчиком, но и перед давно назревавшими язвами народного гнева. Горели монастыри и продовольственные склады, начался голод, а за ним нарастала волна бунтов. Марфа Борецкая, возглавлявшая сопротивление Москве, опустила руки: ее сын Дмитрий погиб после Шелонской битвы, в которой полегли основные силы Новгорода, надеяться больше было не на что. И вольный город склонил голову перед московским владыкой — Иваном Великим, согласившись на все условия мирного договора, заключенного в Коростыни 11 августа 1471 года. «В конце концов, — убеждали себя знатные горожане, — требования-то не столь ужасны. И содержание такое же, как у Яжелбицкого договора, что 15 лет назад подписывали. И ничего, свободными остались! Выплатим выкуп, чай не переломимся...» Только тогда они еще не осознавали масштаб опустошения и упадка боевого духа после окончания войны. Московский князь взялся вершить суд вместо вечевого собрания, и многие из жалобщиков восприняли это с радостью. Уже через 6 лет два мелких новгородских чиновника, излагая дело в Москве, назвали князя «государем» вместо «господина», тем самым признавая его полную власть.
Разумеется, Иван Великий не мог упустить такой шанс. Воспользовавшись прецедентом, он объявил себя полноправным правителем Новгорода, второй раз осадил город и на этот раз подмял под себя все. Вече было упразднено, вся власть перешла в руки Москвы, а вечевой колокол и городской архив переданы на хранение в новую столицу...
Мастерство маневра
История падения Новгорода — одна из самых ярких и спорных стра
ниц среди завоеваний Ивана III, но отнюдь не однозначно негативная, как ее временами пытаются представить. Разумеется, Новгород представлял уникальный случай «русского полиса», обладающего огромным богатством и влиянием, сохраняя при этом независимость столетиями. И все же произошедшее было скорее делом времени: вольный город перешел бы в руки либо литовского владыки Казимира, либо московского царя Ивана.
Упразднение вече выглядит как попирание свободы слова и собраний, но на деле город-республика управлялся тонкой прослойкой богатых горожан, фактически олигархата, которые и собирались под звон колокола обсудить политику развития. Иван Великий, вероятнее всего, в последнюю очередь думал про нужды простолюдинов Новгорода, но после перехода под московское управление в жизни простых горожан фактически ничего не изменилось. Город потерял свою уникальность, но стал важнейшим столпом в едином Русском государстве.
Можно справедливо заметить, что ополчение Новгорода не представляло серьезной угрозы для профессионального войска Ивана, но даже если так, ударить в нужный момент — тоже своего рода искусство. На вольный город претендовал литовский правитель... Только в то время он был занят грызней за чешский престол и не хотел воевать на два фронта, о чем прекрасно знала Москва. Надо заметить, что принцип отвлечения внимания одних врагов с помощью других был коронным приемом Ивана Великого. Чего стоит одно знаменитое Стояние на Угре — военный конфликт с ханом Ахматом, представлявшим Большую Орду. Дело в том, что, хотя Русь в те годы все еще считалась данником Орды, Иван в какой-то момент попросту перестал выплачивать хану причитающееся.
Вероятнее всего, это даже не был какой-то хитрый план, а надежда, что про него тихо забудут: у Орды на тот момент хватало внутренних проблем через край. Но обозленный Ахмат решил преподать урок русским: по классической схеме собрал огромное войско, заручился поддержкой той же Литвы и отправился в поход. Иван, поняв, что пересидеть беду не удалось, выставил войско в ответ, хотя параллельно не оставлял попыток задобрить опасного врага. Попытки остались безуспешными. Ордынцы и русские встали друг напротив друга на разных берегах реки Угры в начале октября 1480 года. Татаро-монголов было значительно больше, но из-за спешки при сборах они проигрывали в экипировке.
После пары неудачных попыток форсировать реку, Орда плюнула и отступила, разрабатывая новый план. Но время играло на руку русским: зима в этом году обещала быть ранней и беспощадной.
Через две недели Иван предпринял отчаянный маневр. Собрав отряд элитных воинов, он отправил их в самое сердце Большой Орды, оставшееся почти без охраны. Таким образом, в начале ноября хану Ахмату доложили две крайне скверные новости: неподготовленная к зиме армия замерзает, а на столицу наступает небольшой, но отчаянный отряд русских... Внезапное отступление татаро-монголов на Руси восприняли как настоящее чудо — заступничество святой Богородицы. Иван Великий, не отрицая Божьей силы, лишь тихо усмехался в усы.
Объединяй и властвуй
Мир уже знал примеры амбициозного создания империи с помощью военной силы, но без дальнейших планов по внутренней политике ни к чему хорошему это не приводило. К счастью для нашей родины, у Ивана план был: жесткая унификация захваченных княжеств с общемосковскими порядками. Какие-то князья и бояре пострадали в меньшей степени, просто поклонившись новому владыке, у кого-то отобрали имущество до последнего аршина земли. Ярославское и Ростовское княжества отдали умеренную дань, Тверь и Белоозеро отделались легким испугом, знать Новгорода ждали самые масштабные и неприятные перемены. Но Иван не ограничился захватом казны и земель, поручив разработать Судебник — уникальный по тем временам документ для единства правовой системы. Тот был создан в 1497 году, включая в себя нормы уголовного и гражданского права, судопроизводства, порядок перехода крестьян от одного боярина к другому. Подобным единым кодексом на тот момент могли похвастаться не все европейские страны — настоящее достижение. Кроме того, по приказу царя активно строились крепости и церкви, укрепляя внешние границы и внутренние устои, расцвело русское зодчество. Вместо деревянного и белокаменного кремля в Москве был возведен кирпичный — тот, который мы знаем по сей день, и на момент создания он считался одной из самых впечатляющих твердынь мира.
Относительно подробное перечисление даже основных достижений Ивана Великого занимает долгое время. А если окунаться с головой в его почти 50-летнее правление, можно попросту утонуть в военных походах, союзах и интригах, амбициозных замыслах и непростых решениях. Иван III был чрезвычайно умным, абсолютно хладнокровным и очень удачливым правителем, оставившим потомкам прочную базу для будущей великой России. Звучит пафосно, но вполне уместно: задачи таких масштабов редко удаются в полном объеме. История не даст соврать, ведь во времена правления Ивана Великого она была целиком на стороне Руси.
1