Канадский корабль Его Величества "Фрейзер" начал свою жизнь в качестве эсминца класса "С" во флоте Метрополии под названием HMS Crescent (1931). Пять лет спустя он был продан Канаде и под именем HMCS Fraser был введен в состав флота. Он стал одним из шести эсминцев, которые служили эскортом первого быстроходного конвоя из Галифакса, и одним из первых канадских военных кораблей, вошедшим в европейские воды во время войны.
"Фрейзер" был заложен в 1932 году компанией "Виккерс-Армстронг" в британском городе Барроу-ин-Фернесс. Его водоизмещение составляло почти 1400 тонн длина 100 метров и мог развивать скорость в 31 узел. Экипаж состоял из 180 матросов и офицеров. Вооружение составляли четыре 4,7-дюймовых орудия, одна 3-дюймовая пушка, две 2-фунтовых пушки, шесть 20-мм пулеметов, нескольких торпед и один противолодочный миномет Hedgehog. Фрейзер был больше, быстрее и выносливее, чем остальные канадские эсминцы.
Война.
До начала войны под командованием коммандера Уоллеса Крири, корабль базировался на тихоокеанском побережье Канады. 31 августа 1939 года "Фрейзер" и его однотипный корабль "Сен-Лоран" были переведены из военно-морской базы Эскуаймолт в Ванкувере в порт Галифакс. Когда 3 сентября немецкая подводная лодка пустила на дно британский пассажирский лайнер Атения, канадские эсминцы на всех парах шли на юг из восточной части Тихого океана. Семь дней спустя Канада объявила войну Германии, а Фрейзер и Сен-Лоран как раз подходили к Панамскому каналу. Всего через две недели после выхода из Ванкувера корабли прибыли в Галифакс - линию фронта атлантической войны. Они завершили переход так быстро, что "по прибытии в порт кирпичи в котлах обоих кораблей обвалились".
Через два дня после прибытия первый в войне ("медленный") конвой покинул порт. Три дня спустя Фрейзер отправился для сопровождения конвоя HXF1 - первого "быстрого" конвоя, состоящего из кораблей, способных развивать скорость не менее 15 узлов. Позже эсминец принимал участие в местных конвойных операциях, а в ноябре его перевели в Карибский бассейн. На своем новом месте службы он сопровождал конвои и проводил противолодочное патрулирование. Это продолжалось до весны 1940 года.
Для поддержки эвакуации союзников из Франции канадское правительство отправило в европу четыре эсминца. Первые три - Сен–Лоран, Рестигуш и Скина - покинули Галифакс 24 мая 1940 года и через 7 дней прибыли в британский порт Плимут. В это время Фрейзер патрулировал побережье Ямайки. Дозаправившись 26 мая на Бермудах, через несколько дней он присоединился к эсминцам. По прибытии Фрейзер был дооснащен более современным зенитным вооружением.
Фрейзер и Рестигуш завершили спешный ремонт и отправились на юг для участия в эвакуации войск союзников. Экипажу Фрейзера было приказано эвакуировать посла Великобритании во Франции сэра Рональда Кэмпбелла. Во время захода в гавань Фрейзер встретился с небольшой рыболовецкой лодкой, на которой находился посол и другие высокопоставленные лица, в том числе канадский посол во Франции подполковник Жорж Ванье. Фрейзер перевез чиновников на крейсер HMS Galatea и вернулся в гавань, чтобы продолжить задание.
Роковой день.
После завершения эвакуации Фрейзер и Рестигуш организовали обратный переход в Англию вместе с легким крейсером HMS Calcutta и сопровождающим его бывшим норвежским китобоем, модифицированным в минный заградитель. Вечером 25 июня канадские корабли проверяли наличие подводных лодок на пути следования Калькутты. В эту безлунную ночь видимость была ужасной. Капитан крейсера Д.М. Лис приказал эсминцам выстроиться в линию за кормой его корабля. В это время Фрейзер находился в полутора милях от правого борта.
Коммандер Крири приказал своему вахтенному офицеру изменить курс на левый борт, пройти по траверзу правого борта крейсера и занять позицию позади него. Вахтенный офицер подчинился, но недостаточно вывернул штурвал для такого маневра. Капитан не сразу осознал ошибку и уже увеличил скорость судна до 20 узлов в попытке ускорить маневр. Через несколько секунд Крири заметил, что его корабль поворачивает слишком широко и попытался довернуть.
Тем временем капитан Калькутты, увидев большой угол поворота, интерпретировал действия Фрейзера как намерение обогнать его спереди. В попытке избежать столкновения Калькутта изменила курс на правый борт и подала один короткий гудок, чтобы указать на изменение. К сожалению, это только усугубило проблему и поставило два корабля на траекторию столкновения на скорости сближения около 34 узлов. Крири услышал сигнал Калькутты и немедленно приказал "полный назад"! Но было слишком поздно. Нос Калькутты, как нож масло, разрезал канадский корабль надвое, точно за мостиком. В результате столкновения мостик Фрейзера отделило от корпуса, и он остался на баке Калькутты. Невероятно, но коммандер Крири и его команда, остались невредимыми и прямо с мостика спустились на палубу Калькутты.
Капитан крейсера приказал сопровождающему его китобою и Рестигушу отправиться на помощь морякам, а сам же не остался на месте происшествия и продолжил путь в Англию. Крейсер так и прибудет в порт Плимут с мостиком на верхней части бака.
Бак - это передняя часть палубы от носа до фок-мачты или палубы носовой надстройки корабля.
Выполняя приказ, капитан Рестигуша, лейтенант-коммандер Горацио Нельсон Лей приблизился к Фрейзеру, даже не подозревая, что он был протаранен. Все, что он увидел - это оставшуюся на плаву корму Фрейзера и людей в воде. На борт Рестигуша подняли 59 моряков, еще 107 подобрал китобой. Во время столкновения погибли 47 моряков по другим данным - 45. Эсминец Фрейзер стал первым канадским военным кораблем, потерянным во Второй мировой войне. Но это не вся история...
Ирония судьбы.
HMCS Fraser был заменен британским эсминцем класса D HMS Diana, которую в сентябре 1940 года приняли на вооружение и переименовали в HMCS Margaree. Многие выжившие матросы с Фрейзера были назначены на Маргари и приняли участие операциях в Северной Атлантике по сопровождению конвоев. Через месяц после принятия в состав канадского флота эсминец сопровождал конвой OL8, следовавший в Канаду. В этом переходе корабль был протаранен торговым судном MV Port Fairy и затонул со 142 моряками на борту. Многие из них были выжившими после катастрофы на Фрейзере.
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399
Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Спасибо за внимание и до новых встреч!