"Иисус Христос от нашего имени постился 40 дней и 40 ночей, пока не спас нас от наших грехов", - поется в одном из песнопений Великого поста. Зачем Иисусу как Богу постился в пустыне? Он пришел спасти людей от грехов. Зачем поститься нам, если Христос и так всех спас?
Иисус Христос умер для нашего спасения, но это не просто событие в истории, достойное воспоминания и только. Бог спасает нас, но не без нас. В спасении принимают участие двое - Бог и человек. Иначе бы все рождались святыми или сразу избавлялись от страстей после крещения. Путь спасения длиною в жизнь, во время этого удивительного путешествия ты познаешь Бога, самого себя и даже мир вокруг. Старые одежды греха сменяются новыми одеждами веры, а сам человек постепенно преображается под действием благодати Божьей. Разве это не чудо?
Пост Иисуса Христа становится нашим постом и Его победа над диаволом – нашей победой. Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Не на время, а навсегда Бог воспринял человечество. Мне видится в этом какая-то великая судьба для всего рода людского, новая жизнь с Богом, о которой рассказывает Иоанн Богослов в "Откровении". Апостол Павел говорит: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор. 2:9).
Ради такого можно отказаться от любимой колбасы и наваристого борща, разве нет?
Апостолы не постились, пока были со Христом. Мы тоже не будем изнурять плоть, когда пребудем с Богом вовеки. "Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни" (Мк. 2:19-20). Пока мы не в чертогах, а на грешной земле, будем поститься.
Без духовного оружия можно забыть небесные чертоги. Величайший богослова и епископ VII века Исаак Сирин очень точно обозначил смыл великого поста:
После Своего крещения Он (Спаситель) был направлен Духом Святым в пустыню, где 40 дней и ночей Он провел в посте. Подобно и все, кто хочет последовать Ему, начинают свою борьбу заложением этого фундамента. Пост есть оружие, уготованное Богом. И кто сможет избежать осуждения, если будет пренебрежителен к нему? Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?
Есть в "Добротолюбии" у аввы Иоанна Карпафского, вопрос о посте для болеющих монахов. Преподобный объясняет, почему телесный пост не самоцель, а духовное орудие: "Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их".
Если не можешь поститься, ты можешь раскаиваться и молиться.
Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4: 4).
Часто пост представляется тяжким бременем, особенно в условиях нашей быстрой и переполненной заботами жизни. Пост - это время, которое мы посвящаем своей душе и Богу; возможность притормозить бешеное течение жизни и обратить взгляд в глубину себя.
Генеральная уборка, часто проводимая нами раз или максимум два раза в год, не всегда вызывает энтузиазм по началу. Но вспомните, что выгребая пыль из под кровати мы можем найти давно потерянную любимую сережку; или доставить детям кучу радости, разрешив, использовать отодвинутый диван в качестве лошади; а иногда, разгребая шкаф с бумагами, обнаружить письмо самому себе или старое фото с родными, и вдруг бросить все и поехать в гости к близким, у которых не были уже три года, чтобы просто поговорить и порадовать их тёплыми объятыми.
Как легко дышится в чистом доме! Так и с душой после поста.
В суете мы часто просто не успеваем всерьёз заняться самодисциплиной, даже если очень хочется. Пост даёт нам внутреннюю тишину и шанс наконец-то разобраться с духовными запросами, вернуть спокойствие в сердце, вспомнить о желании помогать ближним, найти утешение в молитве и почаще бывать на службе.
Отказ от каких-то продуктов ещё не означает пост. Безусловно, ограничения в пище способствуют более глубокому настрою к молитве, но не являются единственным способом поститься.
Будете ли вы воздерживаться от какой-то пищи, запойного просмотра сериалов? Готовы ли отказаться от осуждения соседки и просто улыбаться на шалость ребёнка, вместо раздражения, решать вам. Попробовать стоит. Главное - искренне стремитесь расширить свой духовный опыт, а не просто соблюсти правила для видимости.
В конце концов, можно объедаться картофелем или капустой, считая себя постником. Немного соевого паштета на завтрак - это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином. Побольше белка и земных поклонов!
"Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою". (Мф. 6:16). "Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими" (Лк. 21: 34).