Граждане в России банкротятся с 2015 года, но финансовый управляющий как был непонятной «тёмной лошадкой», так и остаётся. Кто это? Зачем он нужен? Что он делает? Но самый частый вопрос — это, конечно «нельзя ли без финансового управляющего обойтись?».
Кто такой финансовый управляющий и можно ли обойтись без него
Финансовый управляющий (ФУ) — это посредник между должником, кредитором и судом. Он ведёт процедуру банкротства. А утверждает его арбитражный суд. Обойтись без финансового управляющего не получится, это закреплено в ст. 213.9 Федерального закона 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (ред. от 31.07.2020 г.) «О несостоятельности (банкротстве)».
Если подать в Арбитражный суд (АС) иск без указания, из какой СРО назначить финансового управляющего, то суд просто не даст делу ход. То есть банкротная процедура не начнётся. Так что без финансового управляющего никак.
Чем занимается финансовый управляющий
Итак, как сказано в законе, ФУ выполняет роль посредника между кредиторами, должником и судом. Он обязан соблюдать баланс интересов — выяснить, действительно ли у должника так плохо с деньгами, как он заявляет и не пытается ли он обмануть кредиторов?
Ваша цель в банкротстве — списать долги. Но у финансового управляющего нет цели списать ваши долги. Его цель — провести процедуру банкротства согласно закону, а спишут ваш долги или нет — это уже другой вопрос.
Свою оплату управляющий получит независимо от этого. Кроме того, ФУ получает процент от суммы, которая получится от продажи имущества должника.
Формально ФУ не становится на сторону должника или кредитора. Но, если выбрать «правильного» финансового управляющего, то шансы на успех в списании долгов сильно повышаются. Так же, если кредитор подал на банкротство должника и поставил своего «правильного» ФУ, то позиции последнего, то есть должника, значительно ухудшаются.
Что конкретно делает финансовый управляющий:
• публикует в газете «Коммерсантъ» и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) объявление о том, что в отношении гражданина началась процедура реализации имущества или реструктуризации долгов;
• оценивает финансовое положение гражданина. Для этого посылает запросы в Росреестр, ГИБДД, ФНС и другие госорганы;
• проверяет наличие признаков фиктивного банкротства. Результат анализа отправляет в ЕФРСБ;
• проводит анализ сделок банкрота за 3 года. Если они совершены по заниженной цене или с родственниками, оспаривает такие сделки в суде; отчитывается перед кредиторами о проделанной работе.
Иными словами, он исследует финансовое положение должника и не скрыл ли он имущество от кредиторов?
Как найти «правильного» финансового управляющего
Если искать самому, то придётся полагаться на везение. Или прислушаться к тем, кто уже работал с финансовыми управляющими и знает, кто и как выполняет свою работу. Кто действительно ведет процедуру к списанию долгов, а кому откровенно плевать на судьбу должника.
К примеру, у наших юристов наработан большой практический опыт и в делах о банкротстве, они работают только с проверенными финансовыми управляющими.
Управляющий становится личным кассиром должника
Финансовый управляющий распоряжается всеми официальными доходами должника и обязан выплачивать банкроту денежные средства на личные нужды. Как правило, эта сумма равна прожиточному минимуму. Управляющий производит выплаты на самого гражданина и его иждивенцев.
Закон не позволяет оставить должника совсем без денег: потребности организма в пище банкротство не отменяет. Если гражданин работает, его зарплата, как и другая собственность, поступает в конкурсную массу. Да, приходится какое-то время работать на кредиторов. Увы. Из зарплаты удерживается и возвращается должнику, прожиточный минимум для него и иждивенцев.
Пример: семья из трёх человек — муж, жена и ребёнок. Оба супруга официально трудоустроены. Один из них проходит процедуру реализации имущества. В этом случае ему положено:
• 100 % прожиточного минимума на трудоспособного;
• 50 % прожиточного минимума на ребёнка.
Если семья неполная, у взрослого сохраняется 100 % от суммы прожиточного минимума, и ребёнок тоже получает 100 % суммы прожиточного минимума на себя.
Если на содержании у человека находятся дети, больные родители, супруг или другие иждивенцы, сумма может быть увеличена за счёт оплаты посещения врачей, покупки лекарств. Но все эти траты придётся доказывать в суде. Предоставлять чеки из аптек, диагнозы, рецепты.
На практике получение этого прожиточного минимума может превратиться в адские муки, ведь банкрот не сам получает свою зарплату. Она перечисляется на специальный счет, откуда нужную сумму должен взять финансовый управляющий и передать банкроту в руки. Мы знаем истории, когда люди не могут получить ими же заработанный прожиточный минимум и, как говорится, хоть зубы на полку клади. Поэтому важно поставить на процедуру банкротства «правильного» финансового управляющего.
В законе не сказано, в какой момент времени ФУ обязан выдавать деньги. Он может сделать это в конце всей банкротной процедуры, то есть через 6 месяцев после того, как вас признают банкротом. Закон это не запрещает. Вопрос «на что жить вам и вашей семье все это время» остаётся открытым.
Повторимся еще раз, чтобы такого не случилось, вам нужен «правильный» ФУ, который будет выдавать деньги как положено, раз в месяц, а не отнекиваться «я занят, давайте в другой день» или «я уехал в другой город, когда вернусь не знаю, посидите пока без денег».
Бывает, что финансовые управляющие откровенно враждебны должнику.
Знаем один такой случай: мы защищали должника, которого финансовый управляющий пытался «раздеть» по заказу кредитора.
В отношении должника-физического лица проводилась процедура банкротства. Финансовый управляющий, явно будучи на стороне кредитора, попытался продать единственную квартиру должника стоимостью 5 миллионов рублей с торгов. Управляющий аргументировал это тем, что это жильё у банкрота не единственное. Мы смогли убедить суд, что действия финансового управляющего были неправомерны. Квартира осталась у должника. Это был первый раунд.
Далее финансовый управляющий обратился к суду с просьбой прекратить процедуру, но оставить все долги на должнике, то есть ничего не списывать. Он аргументировал это недобросовестным поведением гражданина-банкрота. Якобы должник продавал имущество, а деньги куда-то прятал. Мы смогли доказать, что на самом деле, это было не так: должник действительно продавал имущество, но из полученных денег он выплачивал долги.
Суд вынес решение завершить процедуру банкротства, списав долги. Так мы выиграли второй раунд.
Тогда управляющий решил «нагадить» напоследок хоть как-нибудь. И написал заявление о возмещении ему всех расходов. Помимо стандартных расходов в требование были включены совсем неадекватные. Смета составила 250 тысяч рублей. В ответ мы потребовали предоставить доказательства по каждому пункту и уменьшили сумму требований до 14 тысяч рублей вместо заявленных 250 тысяч рублей.
Выводы
• Банкротство граждан проводится только с финансовым управляющим. Обойтись без посредника не позволяет закон.
• Нужно искать «правильного» финансового управляющего. Так можно сохранить максимум имущества и провести процедуру в максимально комфортном режиме.
• Гражданин-банкрот имеет право на выплаты. ФУ может делать их ежемесячно или один раз после завершения процедуры банкротства; закон тут ничего не говорит.
наш сайт https://bolshoedelo.com/