В советской школе у всех детей, с 1-го до 10-го класса были уроки труда. Эти уроки были нацелены не только на овладение конкретными навыками, полезными в хозяйстве , но и на формирование целостной личности с инженерным складом ума.
В современных школах не всегда есть ручной труд и родители зачастую не уделяют этому пристального внимания . В результате, дети все чаще изучают программирование, но не знают, как ввинтить шуруп. Плохо ли это или в современном мире прикладные умения потеряли свою актуальность?
Профессии будущего
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь и с расцветом Искусственного Интеллекта они только укрепят свои позиции. Прогнозируют , что уже в ближайшие годы целые профессии могут исчезнуть в связи с повсеместной роботизацией. Вы наверняка уже читали тексты и видели иллюстрации, созданные нейросетью ChatGPT, чьи возможности поражают воображение. Становится очевидным, что привычный нам порядок вещей будет меняться в ближайшее время, а значит нам, а главное нашим детям, придется осваиваться в новых реалиях.
Эксперты говорят, что главный тренд рынка в ближайшее время - синтез разных предметных областей. Наиболее успешным окажется тот человек, который имеет максимальное представление о различных технологиях и владеет современными инструментами. К примеру, если ваш ребенок освоит металлообработку и совместит ее с программированием, он сможет зарабатывать разработкой автоматизированного производства.
Так при чем здесь уроки труда в СССР?
Нужно отметить, что уроки труда были раздельными для мальчиков и девочек . Девочки обучались домоводству, а так же учились вязать, шить, плести из бисера. Это не только давало им основу для будущей жизни в качестве хозяйки, но и развивало мелкую моторику обучало работе с инструментами и машинами. В 70-е годы в некоторых школах была даже возможность закончить школу с полученной профессией , к примеру швеи.
Мальчики же получали целый спектр знаний и умений . Начиная от работы молотком и ножовкой и заканчивая работой на токарных, столярных и фрезерных станках. В то время было трудно найти парня, который не смог бы провести мелкий ремонт в доме и службы « муж на час» вряд ли бы сыскали большой успех в СССР.
Неоспоримые плюсы советских уроков труда.
1) Одна из отличительных черт уроков труда в Советском Союзе - это проектная работа, которая очень перекликается с рабочим процессом в современном мире. Каждый ученик работал над определенным изделием и осваивал самые разнообразные навыки. Например чтобы сколотить обычную табуретку, необходимо научиться делать чертеж, подобрать материалы, научиться работать с пилой, рубанком, молотком, клеем. Ножки можно вырезать на токарном станке. После того как табуретка сколочена, ее необходимо отшкурить, покрыть краской. Ребенок знакомился с процессом изготовления изделия от первого до последнего шага. Таким образом, через полгода ученик осваивал не меньше 10 инструментов и методик .
2) Проектная работа развивает личную ответственность. К примеру, если ученик пропускал урок он должен был самостоятельно закончить пропущенные этапы или договориться с учителем о дополнительном занятии.
3) Очень важным достоинством уроков труда в СССР было то, что дети изготовляли не абстрактные модели, а настоящие предметы быта, которые использовались каждый день. У меня дома до сих пор стоит маленькая табуретка , сделанная отцом на уроке труда и га ней сидит уже третье поколение ребятишек. Алгоритм инженерной мысли всегда включает ответ на вопрос «Кому и для чего это нужно?». Поэтому работа над изделиями, которые можно опробовать в быту, оценить достоинства и недостатки проекта, а после внести изменения - это очень правильное педагогическое решение.
А вы помните свои уроки труда ? Получилось ли применить полученные на них умения?