Найти тему

Под крылом самолетов

В этом году отмечается 100-летие российской гражданской авиации. К концу 2023 года должна быть реконструирована инфраструктура 18 аэропортов, а в следующем году – еще 16. На эти цели из федерального бюджета выделены значительные ресурсы: 40 млрд рублей направлено в 2023 году и 35,5 млрд – в 2024-ом. Об этом сообщил Президент Владимир Путин на встрече с представителями авиационной отрасли.

Необходимость постоянного развития в этой сфере диктуется, конечно, размерами страны, а также постоянно растущим пассажиропотоком. Если мы не будем своевременно реагировать, модернизировать и переоснащать наши аэропорты, они перестанут справляться,

подчеркнул вице-премьер Марат Хуснуллин.

Как обеспечить долгую жизнь и успешную судьбу аэропортов в регионах России, и прежде всего там, куда «только самолетом можно долететь»? Оценками и комментариями по итогам рассмотрения новых и реконструируемых объектов инфраструктуры воздушного транспорта поделились эксперты Главгосэкспертизы России.

Чтобы лучше видеть перспективу развития аэропорта, нужно больше работать с ретроспективой. Она дает объективный анализ интенсификации деятельности аэропорта и позволяет точнее прогнозировать этапы его развития. Исходной базой и ориентирами в расчетах также должны служить целевые индикаторы Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и прогнозы роста воздушных перевозок в региональном разрезе,

– отметила Лариса Бондарь, главный эксперт проекта Службы ГЭП по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

Но сначала немного ретроспективы и будущих ориентиров развития самой отрасли авиаперевозок. Днем создания воздушного флота в нашей стране считают 9 февраля 1923 года, когда в СССР было принято постановление Совета труда и обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Одновременно было создано Российское общество добровольного воздушного флота «Добролет» – предшественник «Аэрофлота». А первой в стране регулярной линией воздушных перевозок стал маршрут Москва – Нижний Новгород.

Сегодня,
по данным Росавиации, в Государственный реестр включено 229 аэродромов и пять вертодромов гражданской авиации. По всей России также действуют около 2430 посадочных площадок. 79 аэропортов выполняют международные полеты.

Одним из последних статус международного получил аэропорт Норильска (Алыкель) на севере Красноярского края. Распоряжение об этом 28 января 2023 года подписал председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. С
инициативой о возможности допуска к международным рейсам одного из самых северных аэропортов России и мира выступила компания «Норникель», обеспечивающая функционирование аэропортового комплекса на юге полуострова Таймыр. Авиация для Норильска – единственное круглогодичное средство сообщения с большой землей. До открытия международных рейсов «Норникель» планирует обновить инфраструктуру самого аэропорта. Реконструкцию аэровокзального комплекса планируется начать в апреле 2023 года и завершить в первом квартале 2025-го.

Федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» в составе Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры в Российской Федерации до 2024 года предполагает реконструкцию взлетно-посадочных полос в 48 аэропортах, восстановление рулежных дорожек, перронов и другой вспомогательной инфраструктуры – в 20 аэропортах. Примечательно, что 38 воздушных гаваней, планируемых к модернизации, расположены в Дальневосточном федеральном округе.

За четыре года действия специальной программы мы завершили реконструкцию на 21 объекте, 9 из них находятся на территории Дальнего Востока, имеющего стратегический приоритет в региональной политике,

рассказал Марат Хуснуллин.

В декабре 2022 года завершилась модернизация сразу четырех аэропортов в Якутии: Белая Гора, Депутатский, Хандыга, Сангар. Все объекты в разное время получили положительные заключения Главгосэкспертизы России. Это характерные примеры обустройства объектов малой авиации в отдаленных северных регионах. При минимальных расчетных значениях пропускной способности (от 35 пасс\ч) якутские аэропорты несут огромную социальную нагрузку, обеспечивая порой безальтернативные транспортные связи населенных пунктов. Данные аэродромы относятся к классу Д (с длиной взлетно-посадочной полосы 1000 м), расчетный тип воздушных судов – Ан-74, Ан-140, Ан-24, «Bombardier» Q-300, «Bombardier» Q-400 и самолеты классом ниже.

При строительстве малых аэропортов могут применяться типовые конструкции, но решения по фундаментам в каждом случае индивидуальны и зависят от сейсмических и геоклиматических условий конкретной местности. Например, в Якутии с учетом больших расстояний между населенными пунктами такая разница может быть существенной. Чем суровее климат – тем жестче требования к металлам, и тем дороже строительство в целом. Соответственно, стоимость устройства радиомаячных систем одного типа также может существенно отличаться в разных аэропортах одного региона,

– рассказал Сергей Иванов, главный эксперт проекта Службы ГЭП по объектам культурного наследия и инженерно-технической инфраструктуры Главгосэкспертизы России. Он также подчеркнул, что в проектах модернизации малых северных аэропортов, рассмотренных за последнее время, применяется современное навигационное оборудование российского производства.

В то же время в проектной документации на строительство и реконструкцию аэропортов в отдаленных районах выявляются серьезные ошибки. Большая часть из них уже пополнила реестр типовых замечаний, созданный Главгосэкспертизой в целях оперативного анализа и автоматизации процессов экспертизы.

В числе самых распространенных замечаний к проектам модернизации малых региональных аэропортов – недостаточно тщательная проработка задания на проектирование, особенно при выполнении этапов работ в условиях действующего авиапредприятия. Кроме того, проектные организации мало внимания уделяют вопросам проработки технико-экономического обоснования принимаемых решений,

– говорит Андрей Федулов, главный специалист отдела локальных экспертиз по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

Например, во многих случаях не представлены обоснования решений по выбору места базирования подрядной организации, потребности в кадрах, а также основных машинах и механизмах. Зачастую отсутствуют обоснования перечня и основных характеристик машин и механизмов, намеченных к перебазировке морским транспортом, а также согласованные заказчиком ведомости источников получения и маршрута транспортировки основных строительных материалов и оборудования.

В условиях реализации проектов в удаленных регионах подобные нарушения считаются критическими,

– подчеркнул Андрей Федулов.

#ГлаVгосэкспертиZа

Фото: Егор Алеев/ТАСС