- Хорошо, когда бабушка с внуками гуляет, - с завистью сказала Настя, присев на скамейку к пожилой женщине с двумя новорожденными детьми, - а я вот всегда одна. Мама в деревне, свекровь работает еще. Да и не любительница она с внуками нянчиться. Она еще знаете, как выглядит!!! Модница и красавица, я тоже бы в её возрасте так хотела. В сорок лет она еще в коротких юбках ходит. Моя мама такого не позволяет.
- Сорок лет, - повторила Наталья Анатольевна, - по-вашему, это много?
- Конечно, я не доживу. Да если мне сорок стукнет, тут уж точно не до коротких юбок будет. Я буду с внуками сидеть, вот как Вы.
- А мне не сорок, мне сорок семь, - пояснила Наталья Анатольевна, - только я не бабушка.
- А кто же? – Настя наивно по-детски вытаращила глаза.
- Вот этой девочке – бабушка, а мальчику – мама. Вот так, а вы говорите: юбки короткие.
- Ой, простите, - Настя усмехнулась, - я бы не подумала, что в таком возрасте…. – она опять смутилось, когда поняла, что что-то не то брякнула.
- Я бы и сама не подумала, - задумчиво произнесла Наталья Анатольевна, - жизнь непредсказуема. Когда я за Антона замуж выходила, то думала, что на всю жизнь. Многодетной мамой быть мечтала. Чтобы семья большая за одним столом…, - Наталья помолчала, погрузившись в воспоминания, потом продолжила, - А он в аварию попал, оставив меня с четырьмя маленькими детьми. По глупости, пьяный друг за рулем сидел. Как мой муж в эту машину попал, я до сих пор не знаю. А только видимо это было испытанием для меня, чтобы не загадывала. А я не поняла тогда…. – Наталья Анатольевна опять задумалась.
- И как же Вы? – Настя спросила нетерпеливо, рассказ её задел. Вот так живешь, на мужа рассчитываешь, а жизнь раз….
- Как? Как все…. Работать пошла. А себе слово дала, что замуж не выйду больше. Боялась, что детей кто-то обидит. И опять я ошиблась. На работе я сразу с Людмилой Спириной подружилась. Семья у них с Василием дружная была, но бездетная. Как-то сразу они мне помогать взялись. Дети к ним тянулись, и они с удовольствием к нам приходили. А потом что-то случилось. Стали обвинять друг друга в бездетности. Я пыталась их примирить, да все бесполезно. Разошлись мои друзья.
Людмила тогда очень быстро замуж вышла и родила. Вместе с мужем они уехали из нашего города. Василий от этого еще больше переживать стал, запил. А мужик-то хороший, жалко было нам с детьми его. Мы его навещали, как могли, успокаивали. А он пришел к нам однажды и сказал, что если мы его в семью не примем, то пропадет. Мы сначала с ним как друзья жили. Но ведь людям рты не заткнешь, пришлось расписаться. Тогда уж семьей жить стали. Дети его как отца родного любили. Младшие, которые Антона забыть успели, так и вовсе папой его звать стали. А Василий духом воспрял, старался во всем помочь, с сыновьями особенно много времени проводил. Я уж и забыла, что по-другому жить можно. Семья у нас полноценная.
Саша, когда жениться надумал, так отцу первому сказал. Они меня потом вместе к этой новости готовили. Я-то думала, что он маленький совсем. Что такое двадцать три года для матери, ребенок.
На свадьбу Василий квартиру Саше подарил. Они плакали, благодарили. «Ты лучший папа на свете, хоть и звал я тебя всегда дядей Васей». Расчувствовался тогда Василий. А уж как он рад был, когда узнал, что Катя беременна, не передать. «Внуков, - говорит, - я с рождения воспитывать буду. Дети без меня родились, зато теперь я законный дед».
А потом я заболела. Спина ломила безбожно. Я приходила домой и падала от усталости. Вася меня все заставлял в больницу пойти, я не соглашалась. Подруга моя - акушерка, сказала, что организм так на климакс реагирует. Что все, прошло мое время. Я даже стеснялась как-то Васе об этом говорить. Начиталась, что теперь стареть буду в два раза быстрее. Переживала. Пока совсем схватило. Вася напугал меня, что сердце. Мол, сначала все думают, что это желудок. Только ни он не угадал, ни я. Скорая раскусила нас сразу, - Наталья Анатольевна рассмеялась, - беременна я. А я четверых выносила и не поняла! Вот как бывает.
- Ой, как я тогда стеснялась детей собственных. Хотела даже прервать, только Василий уговорил. Он и не надеялся, что отцом когда-нибудь станет. А тут такой подарок. В общем, он сам с детьми все уладил. А сын даже обрадовался: «ура, будет, кому Кате помочь, даже о кормлении заботиться не надо». Вот так, лежали мы в роддоме вместе со снохой. Я на день раньше родила. Потому и гуляю сейчас с двумя, а Катя на работу вышла. Им молодым денег много надо.
- А как же Вы справляетесь? - Удивилась Настя, - я с одним едва успеваю.
- Так мне помогают. Две дочки еще с нами живут. Да и Василий всегда рядом.
- А я никогда большую семью не хотела. Вот один ребенок и хватит. Да и муж…
- Не всегда бывает так, как мы загадали. – Прервала Настю Наталья Анатольевна, - Одно могу сказать: что Бог ни делает, все к лучшему. Это уж точно. Я сейчас такое испытываю, о чем раньше и не мечтала. Молодые были, невнимательные. Сейчас ребенок – это совсем другое дело.
- Наташа, - крикнул Василий в открытое окно, - ужин готов. Хватит гулять, мы соскучились.
- Ничего себе, - сказала тихо Настя, - ужин готов, соскучились…. Он это серьезно или притворяется?
Но Наталья Анатольевна её ворчание услышала.
- Серьезно, у нас сейчас все серьезно. Каждое слово и каждое мгновение, временем проверено.