XXI век породил новые формы неравенства. Одна из них связана с климатической повесткой, с масштабной зелёной трансформацией, которую сейчас продвигают международные институты и отдельные государства. Другая – с чрезмерным потреблением стран «золотого миллиарда». Решение этих проблем возможно только путём дополнительных компенсаций со стороны развитых стран развивающемуся миру, пишет Олег Барабанов, программный директор Валдайского клуба.
В 2023 году председателем «Группы двадцати» стала Индия. В программной статье премьер-министра страны Нарендры Моди, посвящённой определению приоритетов для индийского председательства, большое внимание было уделено проблеме глобального неравенства и задачам борьбы с ним. По словам Моди, для достижения этого необходима «фундаментальная смена мировоззрения» (fundamental mindset shift). Прежде всего в целях того, чтобы бенефициаром мирового развития стало всё человечество в целом, а не только лишь избранные группы богатых стран и корпораций.
Тема неравенства была в фокусе внимания первой установочной конференции Think20, сообщества экспертных центров в рамках «двадцатки», которая прошла в Дели в январе 2023 года. На этом вопросе предполагается сконцентрировать как экспертную, так и политическую деятельность «двадцатки» в рамках индийского председательства. Более того, поскольку после Индии следующими председателями «двадцатки» станут также развивающиеся страны – Бразилия и ЮАР, то можно ожидать, что тема борьбы с глобальным неравенством не останется лишь формальным одногодичным упражнением, но будет реально определять программу действий «Группы двадцати» в среднесрочной перспективе. По крайней мере, стоит надеяться, что три года – это достаточный срок, чтобы закрепить в глобальном общественном мнении тот «мировоззренческий сдвиг», о котором говорил Нарендра Моди, и прочно внести тему равенства в число глобальных ценностей, которые разделяет всё человечество.
Помимо «двадцатки», на теме борьбы с неравенством и построения инклюзивного и равного мироустройства изначально сконцентрирована БРИКС. Это понятно в силу самой природы БРИКС как структуры, которая объединяет в том числе наиболее крупные развивающиеся страны с разных континентов. В коммюнике саммитов БРИКС из года в год настойчиво формулируется задача борьбы с глобальным неравенством. И в рамках пакета ценностей БРИКС, который на концептуальном уровне нам представляется уже достаточно оформленным и представляющим собой выраженную альтернативу подходам стран «золотого миллиарда», тема равенства занимает ключевое место. В этом году председателем БРИКС является ЮАР, и в программе председательства этой страны продвижение темы глобального равенства и справедливости заняло важное место.
В условиях XXI века помимо общего социально-экономического неравенства появляются новые формы неравенства. Одна из них тесно связана с климатической повесткой, с масштабной зелёной трансформацией, которую сейчас продвигают международные институты и отдельные государства.
Что касается климатического неравенства, то важно отметить следующее. Наименее развитые страны третьего мира не внесли практически никакого вклада в антропогенное загрязнение атмосферы и изменение климата. При этом в силу своего географического расположения многие из них могут стать главными жертвами глобального потепления. Как из-за опустынивания территорий, так и из-за затопления прибрежных областей и малых островных государств. Но формирующийся в рамках глобальной зелёной трансформации тренд практически не делает отличия между развитыми и развивающимися странами. И те, и другие в силу политического и экономического давления очень скоро встанут перед необходимостью резкого сокращения в использовании ископаемого топлива, прежде всего угля. А такой подход поставит бедные страны в исключительно неравное положение в силу нехватки ресурсов у большинства их населения для покупки зелёной энергии.
Ещё больше усугубляет эту проблему и тренд на глобальный отказ от дров как топлива в целях защиты лесных ресурсов. В бедных странах реализация этого принципа фактически поставит значительную часть населения на грань ещё большей нищеты. Другой глобальный тренд – на ограничение выбросов метана – при его недифференциированном внедрении может резко ограничить возможности для развития животноводства в бедных странах. Таким образом, нерешённое глобальное экономическое неравенство может лишь усугубиться новым климатическим неравенством. Поэтому в общественном мнении развивающихся стран всё чаще можно услышать опасения о «климатическом неоколониализме», когда недифференциированная зелёная трансформация приведёт лишь к окончательному закреплению неравенства и отнимет у беднейших стран право на развитие.
Поэтому вполне правомерным требованием со строны развивающихся стран является принцип закрепления ответственности стран «золотого миллиарда» за антропогенное загрязнение атмосферы.
Деятельность именно развитых стран и привела к процессам глобального потепления и изменения климата. Эта ответственность, помимо прочего, должна выражаться и в финансовой форме.
Под давлением такого подхода развитые страны заявили о создании специального климатического фонда для помощи беднейшим странам. Но его наполнение идёт недостаточно удовлетворительно. К тому же новые задачи зелёной трансформации по отказу от угля, дров и выбросов метана, делают необходимые объёмы этой финансовой поддержки ещё более грандиозными.
Помимо финансов важно и то, чтобы сами эти процессы по углю, дровам и метану внедрялись бы в развивающихся странах с принципиально меньшей настойчивостью (и отсутствием финансовых и тарифных санкций за их нарушение), чем в странах «золотого миллиарда». Без этого вроде бы закреплённый в документах принцип «общей, но дифференциированной ответственности» (common but differentiated responsibilities) останется лишь очередными красивыми словами на бумаге, которых уже много было написано в разных политических текстах.
Не менее важным является и дифференциация подходов применительно к потреблению. Одной из целей зелёной трансформации является устойчивое потребление (sustainable consumption). Но реальность и здесь далека от идеала. Ощутимое влияние на эти процессы оказывает политика корпораций, производителей и дистрибьюторов, которые фактически поощряют поведенческие и социальные паттерны по неустойчивому потреблению, по рекламным соблазнам закупки всё новых версий гаджетов, бытовой техники и прочего. А это в свою очередь провоцирует дальнейшее неустойчивое производство (unsustainable production) и бессмысленное расходование энергии. В этих условиях и с учётом рисков, связанных с изменением климата, опасность дополнительного рыночного давления на рост цен может стать ещё более серьёзной. По экспертным оценкам, если распространить существующий уровень перепотребления (overconsumption) в развитых странах на каждого жителя Земли, то для этого потребуются ресурсы не одной, а от трёх до пяти таких планет, как наша. Очевидный глобальный дисбаланс ресурсов, направляемых на перепотребление в развитом мире, приводит к тому, что для развивающегося мира ресурсов просто не остаётся, и в результате там мы видим массовое недопотребление (underconsumption).
Поэтому непрекращающийся глобальный тренд на неустойчивое потребление и производство прежде всего в обществах золотого миллиарда может усилить дисбаланс и неравенство между развитыми и развивающимися странами. Более того, развивающиеся страны могут стать заложниками и жертвами доминирующего потребительского поведения в развитом мире. Очень легко представить ситуацию, когда вместо борьбы с перепотреблением в развитом мире страны «золотого миллиарда» будут негласно ограничивать право развивающихся стран на достойное и полноценное потребление. И в результате это может полностью сместить акценты и ценности: вместо ограничения перепотребления будут ставиться барьеры на пути к ликвидации недопотребления в развивающихся странах. Такой подход может стать ещё одной из форм неоколониализма в XXI века.
Решение перечисленных проблем возможно только путём дополнительных компенсаций со стороны развитых стран развивающемуся миру. Необходимо активно использовать и внедрять по всему миру лучшие практики и технологии, которые обеспечат устойчивое потребление и производство, не усугубляющие изменение климата, в том числе обеспечивая равный доступ развивающихся стран к минеральным удобрениям. Массовым должно стать и использование системы финансовых инноваций. Это потребует высокого уровня солидарности со стороны богатых стран по отношению к бедным. Кроме того, принципиально важно, чтобы фокус глобальной политики был направлен на ликвидацию перепотребления в развитом мире, а не на закрепление барьеров для сохранения недопотребления в развивающихся странах. В контексте индийского председательства в «двадцатке» программа премьер-министра Моди LiFE (Life for Environment, «Жизнь для окружающей среды») становится потому крайне важным механизмом для формирования новых справедливых ценностей равенства как в доступе к топливу и энергии, так и в производстве и потреблении для будущего человечества.
#Правила_и_Ценности #неравенство #потребление #климат