Найти в Дзене

ИСТОРИЯ АВТОБУСНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЕНИСЕЙСКЕ

Автобус на дороге Енисейск-Красноярск, 1965 г.
Автобус на дороге Енисейск-Красноярск, 1965 г.

В XXI веке представить город, даже самый небольшой, без автобусов довольно сложно. Сегодня жители Енисейска ежедневно используют механизированный общественный городской транспорт для перемещения по городу, но когда-то для енисейцев это было в новинку. До появления автобусов перевозки осуществлялись гужевым транспортом. Предприятие, занимавшееся перевозками, носило название «Автогужтрест». В 1939 году была образована Енисейская контора автотранспорта и на дорогах города появились первые автобусы. В 1968 году контора была преобразована в автотранспортное предприятие, сокращенно – АТП.

Самый первый автобусный маршрут был организован от хлебокомбината до поселка имени Куйбышева с 7 часов утра до 23 часов вечера. Новый тогда еще вид транспорта вызвал интерес у жителей города и пользовался большим спросом. За первые дни работы автобус перевез около 1 800 пассажиров. Автопарк был совсем не большим, а в штате состояло всего около 20 человек. Городские автобусные пути постоянно расширялись. Все больше городских районов обслуживались автотранспортной конторой. К 1957 году, когда автобусные поездки стали неотъемлемой частью жизни енисейцев, автобусное сообщение по городу проходило уже от поселка Куйбышева до авиапорта. По улицам курсировали новые комфортабельные автобусы «АТ-6».

Конечно, внутригородскими маршрутами автобусное движение не ограничивалось, и в 1940 году автобусы начинают курсировать между Енисейском и ближайшими населенными пунктами.

Было установлено автобусное сообщение по маршруту Енисейск-Маклаково и Енисейск-Ялань. Тридцатиместные автобусы «ЗИС-16» совершали ежедневно три рейса. Также автобусы курсировали в Енисейске по улицам Ленина и Рабоче-Крестьянской. По этим улицам было установлено 6 остановок. За первые четыре дня автобусы перевезли в Енисейске более 2 000 пассажиров.

1 октября 1951 году запустилось автобусное движение, которое связало Енисейск и Красноярск. Предварительная продажа билетов производилась ежедневно с 8 до 11 часов. Автобусы отправлялись в 11 часов дня от здания гаража автотранспортной конторы.

Расширялась не только сеть городских автобусных маршрутов, но и сам автопарк. В 1942 году его пополнили три автомашины ГАЗ. Весной 1956 года началось производство марки ЛАЗ-695 Н Львовского автозавода. С 1957 года автобусы уже запущены в эксплуатацию и использовались Енисейским АТП до начала 2000-х годов.

К слову, в Енисейске самостоятельно собирались и свои автобусы, которые изготавливали из машин «ЗИС-21»:

«В нынешнем году металлисты ЦРММ начали выпускать для перевозки лесорубов комбината «Красноярсклес», автобусы, изготовленные из старых машин «ЗИС-21», снятых теперь с вооружения. Моторы автомашин переоборудованы на жидкое топливо, в утепленном фургоне устанавливаются сиденья на 19 человек. Первые 20 таких автобусов уже отправлены лесозаготовителям Туруханского, Кежемского и Богучанского леспромхозов, а также в Тасеевскую сплавную контору. До конца года енисейцы выпустят еще 38 таких автобусов». (Газета «Енисейская правда», №112 от 24.09.1957 г.).

Сейчас городские автобусные маршруты охватывают разные районы и улицы города: улицу Лесозаводскую, район ДРСУ, Ванеева, микрорайон Куйбышева, село Озерное и др. Совсем недавно у наших жителей появилась возможность отслеживать движение автобусов по специальному приложению «Умный транспорт». Благодаря этому, особенно в зимнее время, пассажир рациональней распоряжается не только своим временем, но и здоровьем.

Автобус маршрута Енисейск-Красноярск
Автобус маршрута Енисейск-Красноярск

Енисейский музей-заповедник