Найти в Дзене
Большая 7 - Я

Сыну 10 лет и он плачет каждый раз, когда ему делают замечания. Почему так происходит?

Оглавление

Вопрос:

Здравствуйте. Моему сыну 10 лет. Каждый раз, когда ему кто-то делает замечание, он начинает обижаться и плачет. Причем замечания могут быть самыми простыми, например, говорю, что обувь нужно поставить в прихожей на конкретное место, а не разбрасывать ее. Тут же глаза наполняются слезами. Или в школе учитель ему сказал, что нужно тише себя на уроке вести, сын тут же расстраивается, опять глаза полные слез. И так каждый раз. Я бы могла понять, если бы ему лет 5 было. Но сыну ведь скоро уже 11 лет, и такие реакции мне кажутся странными. Почему так может происходить, и что делать в этом случае?

Ответ:

Конечно, каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Всегда ли ваши замечания справедливы? Как часто вы критикуете сына за то, что он сделал что-то не так? Возможно, слишком частые замечания и критика выработали у него определенный тип поведения.

Также причины могут быть в следующем:

Темперамент

Какой темперамент у вашего ребенка? Да, это имеет огромное значение. Наверняка вы знаете, что мы не выбираем свой темперамент, он дан нам от рождения. Особенности нервной системы влияют на наши реакции. Тип нервной системы может быть сильным или слабым. Если у человека слабый тип (холерик, меланхолик), то на любые замечания он может реагировать эмоционально. Холерики обычно «взрываются» и «нападают», а вот меланхолики уходят в себя и переживают. Если ваш сын меланхолик, то такая реакция является просто его особенностью. Что делать в этом случае? Учить ребенка работать со своими эмоциями, учить его выражать их по - другому и проговаривать вслух. Такие дети обычно имеют творческий характер, у них с детства развит эмоциональный интеллект. Им обязательно нужен спокойный взрослый, который своим примером покажет, как контролировать себя и грамотно выплескивать негативные эмоции.

-2

Возможно это манипуляция

А как вы сами реагируете на то, что ваш сын начинает плакать? Может быть, вы сразу жалеете его и готовы выполнить любую просьбу или пойти на уступки? В таком случае слезы могут быть способом манипуляции. Иногда дети делают это неосознанно, они видят, что их слезы могут изменить ситуацию. Что делать в этом случае? Поддержите ребенка: «Да, я вижу, тебя расстраивает эта тема, давай ты сейчас успокоишься, и мы с тобой поговорим. Я постараюсь тебя понять и выслушаю». Не стоит идти на поводу у ребенка и сразу же переводить разговор на другую тему. Просто подождите, когда он успокоится, и снова вернитесь к волнующим вас событиям. Но при этом будьте добродушны. Чего точно не следует делать? Кричать, ругать, наказывать, отбирать личные вещи – все это только ухудшит состояние вашего сына.

Внутренние переживания, депрессия

А как ведет себя ребенок в течение всего дня? Какой у него аппетит? Общается ли он с друзьями? Увлекается чем-то? Если ребенок постоянно находится в подавленном состоянии, то, скорее всего, у него есть внутренние переживания, которые он не может преодолеть сам. Поэтому любое замечание вызывает у него слезы. В некоторых случаях речь может идти даже о депрессии. Здесь нужно разобраться в причине. Возможно, ребенку требуется консультация и помощь специалиста. Ваши упреки и замечания могут только ухудшить ситуацию.

-3

А как вы критикуете?

Вы же слышали такое понятие, как конструктивная критика? А как вы критикуете своего ребенка?

Например, ребенок снова получил плохую оценку. Реакция может быть разной:

· «Как же ты мне надоел со своими двойками. Будешь зубрить предмет до посинения»

· «Сынок, расскажи, почему так получилось? Давай вместе подумаем, как это можно исправить. Если тебе нужна моя помощь, обязательно скажи об этом».

Как вы видите, ситуация одна, а варианты критики разные. Первый вариант пугает и расстраивает ребенка. Он не чувствует в этом случае поддержки и принятия.

Какой должна быть критика?

· Хвалить детей мы должны чаще, чем критиковать. Обратите внимание, как часто вы хвалите ребенка? А как часто критикуете?

· Не вешайте ярлыки на личность ребенка: «Ты двоечник/ Ты свинья». Говорите о его поступках, но не переходите на личность.

· Говорите конкретные факты: «Твоя сменная обувь валялась под кроватью. Поэтому ты и не смог ее найти. Что нужно сделать, чтобы в следующий раз такое не повторилось?».

· Предлагайте свою помощь: «А давай мы вместе с тобой подумаем, как можно решить эту ситуацию? Я с радостью тебе помогу».

Помните, что дети считывают наше состояние. А в каком состоянии находитесь вы, когда делаете ребенку замечания? Может нужно обратить внимание на те слова, которые вы говорите? В любом случае поведение ребенка связано с какой-то из причин. Проанализируйте ситуацию, и постарайтесь сделать правильные выводы.

Как вы считаете, почему ребенок на каждое замечание реагирует слезами? Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Поделитесь своими мыслями в комментариях.