Компас вам в руки и, вперед по маршруту! Вся дистанция - 16 километров самой противоречивой трассы Приморья. Она гуляет то влево, то вправо, повинуясь ребусу рельефа. Движение активное и, казалось, кроме затяжных поворотов и панорам, смотреть здесь больше нечего. Но с недавних пор вдоль отбойников автомобилисты наблюдают странную компанию с любопытной техникой в руках.
Специальный репортаж Максима Каленника.
Нечто интересное происходит на трассе Седанка-Патрокл. Группа людей со странными приборами в руках, напоминающими фильм «Кин-дза-дза», по всей видимости, пытаются наладить связь с космосом.
Не верь глазам своим. Выглядит странно, но это серьезные научные исследования.
- Как вас "кружок" называется!?
Ирина Лисина, директор департамента наук о земле ДВФУ: "Ну, наш "кружок" называется "любителей метеорологии". Но если серьезно: мы - департамент наук о земле ДВФУ, институт мирового океана".
Надежда Котович, заведующая лабораторией департамента наук о земле ДВФУ: "Это анимометр чашечный, он измеряет скорость ветра в метрах в секунду. Мы снимаем показания. Сначала начальные, потом конечные. Но, когда закончится 5 минут. И потом мы отнимаем от конечных показаний начальные. А потом мы по таблице получаем скорость ветра.
- А вот это красивый оранжевый бантик зачем?
- Это у нас типа флюгер. Лента из органзы и она очень хорошо реагирует на направление ветра".
Ученые федерального университета, из департамента наук о земле, собирают и анализируют погодный комплекс трассы. А он здесь разный с каждым поворотом.
- Молодой человек, а что у вас за гравицапа в руках?
Демид Огородников, ассистент департамента наук о земле ДВФУ: "Это психрометр аспирационный!
- А для тек, кто не понимает, для меня, что это и с чем его едят?
- Этот прибор позволяет через измерение температуры воздуха определить влажность. Надо так стоять пять минут и потом я снимаю показания. Там два термометра - один сухой а второй смочен и имеет температуру абсолютно влажного воздуха, когда сто процентов. Мы потом с помощью таблиц определяем влажность.
- У вас рука натренирована?
- Нет, но я их периодически меняю, в принципе, по две минуты в каждой руке".
Говорят, что у природы нет плохой погоды, но именно из-за ее капризов трасса «Седанка-Патрокл» закрывается, в среднем, где-то десять раз в год. Зимой ее местами заметает, лед асфальт покрывает а летом- туманы непроглядные дорогу с глаз долой прячут.
Любовь Василевская, доцент департамента наук о земле ДВФУ: "Оценить в каком пункте стоить определить автоматические метеостанции. Они будут показывать весь комплекс и температуру дорожного полотна, высоту гололеда если есть и снега. Это оперативно будет следовать в службу обслуживания дорог".
Трассу метеосканерами напичкают. Проведут испытания и если дело выгорит- городские службы установят над ней электронные щиты для оповещения водителей: ехать по курсу или не стоит. Движение открыто или закрыто.
- Слушайте, раритетная вещь, сделано в СССР!
Ирина Лисина, директор департамента наук о земле ДВФУ: "Да! Самые надежные приборы в настоящий момент и, как бы странно это не звучало, это приборы самые точные, они позволяют делать измерения и делать корректировки автоматическим приборам. А вы во всех этих цифрах разбираетесь, да!
- Конечно, мы приезжаем и тут же обрабатываем!
- Мне кажется это шифровка Юстас-Алексу!
- Нет, это называется полевой журнал".
Все показания записывают исключительно карандашом, потому что с точки зрения фиксации надежнее его человечество тоже пока ничего не придумало.
- Вы, видимо инженер, я гуманитарий, мне этого не понять?!
Ирина Лисина, директор департамента наук о земле ДВФУ: "Конечно, у нас физика и математика, это наши любимые науки. У нас в дипломе написано, что мы инженеры".
- Я вами восхищаюсь!
И так в обе стороны, по трассе. От берегов бухты Патрокл до развязки на Седанке. Взять показания надо на множестве точек. Работы будет много а бригада одна.
Любовь Василевская, доцент департамента наук о земле ДВФУ: "Очень мало нам выделяют мест бюджетных для набора гидрометеорологов. Их не хватает катастрофически на Дальнем Востоке. Нужна практика, наши студенты служат военными синоптиками и их тоже не хватает, но они уезжают на запад. Плюс еще сейчас развивают Северный морской путь и там строят много аэодромов. Там нужны синоптики и представитель Гидрометслужбы два года назад сказал, что он взял бы сейчас 50 синоптиков, но где их взять? - Нам не дают места, опять 25. Готовит только наш университет на Дальнем Востоке и вот мы 4 года не набирали а на следующий год не дают опять места. И везде требуются специалисты, гидрологов катастрофически не хватает, давать прогнозы наводнений некому. Есть люди у нас с преклонным возрастом и хотелось бы передать свой опыт. Кто- то приезжает, из Питера например, поработали и уезжают, потому что квартир не дают. Остаются только местные".
Соглашение о научном подходе в обслуживании трассы Седанка-Патрокл подписано между муниципальным дорожным предприятием «Содержание городских территорий» и ДВФУ. Ученые департамента наук о земле продолжат собирать информацию и к лету должны определиться, где же столбы с оборудованием надо поставить. В этом году система должна заработать.