Найти в Дзене
Закрытая книга

Современные издательства умирают: каким будет «постиздательский мир»?

Оглавление

Невооруженным взглядом видно: стагнация переходит в агонию. Где издательскому делу в нынешнем виде я бы оставил ещё лет... Пять. Если очень повезёт, десять.

Конец трагичен и неизбежен
Конец трагичен и неизбежен

Причин тому множество, но сводятся они к одному: издатель не пережил «цифровой переход». Издательства покалечила даже первая его волна, сопряженная с финансовым кризисом 2008... А появление независимых коммерческих литплощадок поставило перед неразрешимой проблемой.
Им просто нечего предложить ни читателю, ни писателю. В порывах ли экономии, от безысходности ли, но они сами лишили себя всех сильных сторон, которые могли бы помочь если не выстоять, то продлить сопротивление.

Но что будет дальше? Каким будет литературный мир «без правоторговцев», кто и что может их заменить в различных сферах литературной жизни?
Об этом я и предлагаю поговорить.

Книги, переводимые сообществом

Основное опасение сегодня — что с вымиранием издательств возникнут сложности с переводными книгами. Ведь их нельзя будет, как отечественные, «просто взять и выложить на продажу»...
Но я не думаю, что это станет проблемой.

Ведь издателя в этом вопросе, полагаю, вполне сможет заменить краудфандинг.

-2

Когда на выкуп прав у иностранного автора деньги будет собирать сообщество, заинтересованное в переводе этой конкретной книги на русский. И на перевод тоже, если образуется излишек...
А если даже и нет, то с переводом прекрасно справится само сообщество, были бы права.

Пример «Нотабеноида» показал, что принципиально это возможно.

Многочисленные (и успешные) же сборы средств на Великую Цель показали, что такая система вполне сможет функционировать.

Авторы-многостаночники, сообщества-помощники

Этот переход мы наблюдаем уже сейчас. Более того, о нём уже три статьи написаны.

Ведь издательства изо всех сил «режут расходы», и давно дошли до простой выгрузки «в систему» писательского творчества без каких-либо редакторских или корректорских правок.
А сами писатели, в свою очередь, ещё безо всяких крахов индустрий уже всё чаще дают издателю в рожу, уходя на литплощадки, где всё нужно делать самому.

Это значит, что обязанности редактора, корректора, художника-иллюстратора и даже рекламщика — уже сейчас ложатся на плечи свободных от издательств авторов (и фанатские сообщества, хвала системе комментариев).

Возможно даже, что со временем всё больше таких вот «нежданно-многостаночных» писателей будут выводить эти функции на аутсорс, нанимая иллюстраторов или тех же рекламщиков.

Но тут утверждать с гарантией нельзя, можно лишь сказать: писатель будущего уже не сможет оставаться «просто писателем»...

Ещё меньше тома ИЛИ оплата за авторский лист

В былые времена нормой для книги было до 25-30 авторских листов, а то и больше. Потом издатели осознали, что читатель платит за книгу (тогда как им нужно платить автору за объём), стандартизация экономит деньги, и «прибили гвоздями» новый стандарт в 12-14 авторских листов.

Стандарт, держащийся на постсоветском пространстве вот уже более двух десятилетий. Пережив дефолт и два с половиной кризиса. Но всему приходит конец, и причина та же: читатель платит «за книгу целиком», а времязатраты писателя прямо пропорциональны её объёму.
Если издателю было важно, чтобы книга всё ещё выглядела как книга, а не брошюра, то вот у независимого, только-электронного писателя такой нужды нет.

-3

И, соответственно, есть два стула. Поскольку читатель не хочет платить больше «за книгу» при наличии конкуренции, а писателю хочется не только хлеба, но и масла:

  1. Или книги станут ЕЩЁ меньше, ужавшись до 7-10 авторских листов. При этом однотомники окончательно исчезнут, как класс, а серии станут длиннее при том же графике проды.
    Текущий стандарт — не более, чем инерция, выбег умирающей издательской индустрии, и при сохранении нынешних тенденций продержится ещё... Ну, года три-четыре.
  2. Или писатели перейдут на ставку «за авторский лист», где цена будет рассчитываться исходя из объёма, заодно убрав нужду в «рубке» книг на тома вообще.

Проблема в том, что первый вариант — косвенно ударит по качеству книг (т.к. теперь историю придётся не аккуратно разрезать по реперным точкам, а буквально рубить). А второй вариант — требует или объединения писателей в профсоюз, или государственной интервенции, или вмешательства сразу нескольких крупных литплощадок, призванного сделать систему более более удобной и справедливой.

Какой путь выберет индустрия? Не знаю. Но, уверен, нам ещё предстоит это увидеть... Если доживём.

И это, пожалуй, характеризует всю статью. Основные тенденции «постиздательского перехода» я очертил, но что получится в реальности — покажет только, собственно, реальность. Так что на этом предпочту закончить, оставив тему для спекуляций сообществу.

Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)