Планировавшаяся реформа ОСАГО, похоже, отменяется, утверждают источники «Октагона». Это означает, что анонсированное ранее предложение штрафовать за отсутствие полисов при помощи камер видеофиксации не будет реализовано. Пока профильные ведомства выступают и против предложения Российского союза автостраховщиков (РСА) использовать бывшие в употреблении запчасти при ремонте автомобилей. Однако у этой новости есть обратная сторона: у автолюбителей неотвратимо снижается мотивация к страхованию гражданской ответственности.
О том, что автомобилистов ожидают большие перемены, ранее заявлял президент РСА Евгений Уфимцев. «С первых месяцев 2023 года хотим реализовать запуск полномасштабной системы проверки наличия полисов ОСАГО с использованием камер», – говорил он в недавнем интервью «Российской газете».
Также Уфимцев подчёркивал необходимость ввести практику использования подержанных запчастей при компенсации за страховые случаи в рамках ОСАГО. По его словам, подобная практика может быть внедрена уже в первом квартале 2023 года на правах пилотного проекта в Приморье.
Источники «Октагона» в отрасли и профильных ведомствах утверждают, что глобальная реформа ОСАГО начала стопориться. В частности, запланированное на 13 февраля в Совете Федерации совещание на тему «ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и владельцев транспортных средств» отменили. Инсайдеры связывают это с тем, что у реформы в её нынешнем виде появилось немало противников в разных ведомствах, в том числе и силовых.
Возможность оформления штрафов за отсутствие полисов ОСАГО при помощи видеокамер стала краеугольным вопросом, рассказал изданию источник в РСА. По его данным, мера автоматически заставила бы подавляющее большинство автовладельцев приобрести страховку. В ином случае водитель неизбежно получал бы штрафы.
Инициатива получила широкий общественный резонанс, казалось, что реформа готова к реализации. Однако, именно после заявления президента РСА о том, что новация вот-вот заработает, появились проблемы, пояснил собеседник:
– В Министерстве внутренних дел очень удивились этому – дескать, как же так, без них их женили. Судя по всему, прозвучавшее заявление страховщиков оказалось чересчур поспешным, случился фальстарт.
Вскоре после этого в МВД заверили, что сотрудники ГИБДД сейчас не выписывают штрафы за несоблюдение требований об оформлении ОСАГО по записям дорожных камер.
В силовом ведомстве считают, что называть конкретные сроки запуска такого функционала преждевременно.
Желание страховщиков использовать бывшие в употреблении запасные части тоже вызвало немало вопросов. На инициативу резко отреагировал Центральный банк. Там отметили, что категорически не поддерживают использование подержанных запчастей при ремонте автомобиля по ОСАГО, так как отсутствие у них сертификации не позволит обеспечить качественный ремонт.
Специалисты в приватных беседах с «Октагоном» указывают, что лоббистский потенциал РСА сегодня драматически снижается. По имеющейся информации, сам союз инициировал отмену совещания в Совфеде, якобы посчитав, что не готов к нему.
По мнению автомобильного эксперта, ведущего программы «Минтранс» Вячеслава Субботина, реформа ОСАГО в подобном виде похожа на коммерческую историю.
– Логично, что любая страховая компания думает только о собственной прибыли. Если прибыль по ОСАГО падает ниже 50 процентов, то страховщики начинают кричать: караул, работаем себе в убыток! Однако в убыток они точно не работают, они просто не хотят терять ни рубля. Если бизнес реально убыточен, закрой его и уйди с этого рынка. Но ведь никто не уходит, – пояснил Субботин.
Как он полагает, штрафы за отсутствие полиса ОСАГО, назначенные посредством использования видеокамер, никак не отразятся на безопасности дорожного движения в стране.
«Такая мера мне напоминает попытку загнать автовладельцев в стойло: не застраховался – получи штраф! И тут мы снова видим сугубо коммерческую подоплёку, хотя ОСАГО несёт в себе прежде всего социальную функцию».
Вячеслав Субботин, автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс»
Также эксперт раскритиковал попытку пролоббировать идею ремонта автомобилей с помощью бывших в употреблении запчастей. По его мнению, даже в сложных геополитических и логистических условиях сохраняется доступ к оригинальным деталям:
– Пусть [страховщики] договариваются, выкручиваются, предлагают авторизованным сервисам приемлемые условия сотрудничества. Пока же мы видим намерение переложить все проблемы на плечи клиентов и продолжить жить так, как жили.
В Национальном автомобильном союзе, в свою очередь, утверждают: негативные последствия введения штрафа за отсутствие полиса ОСАГО с помощью системы фото- и видеофиксации превышают позитивный эффект от этой меры. Следует иначе балансировать систему – делать её понятной и выгодной для потребителя, а не для страховых компаний, заявил в беседе с «Октагоном» вице-президент организации Антон Шапарин:
– В таком случае автовладелец сам пойдёт и купит полис. У нас же страховые компании предлагают загонять палкой в систему ОСАГО, которая становится всё менее понятной и логичной. Прежде всего потому, что наблюдается жёсткий дисбаланс в выплатах: речь идёт о компенсациях ущерба по минимальной планке, потому что теперь разрешено использовать для расчёта самые дешёвые китайские аналоги. Про ремонт в системе ОСАГО давно забыли, потому что страховым компаниям это невыгодно.
Что касается возможного использования бывших в употреблении запчастей, то это, по оценке эксперта, превращает ОСАГО в систему легализации угнанных автомобилей, поскольку машины будут приезжать во дворы и мгновенно разбираться.
«Для возвращения публичного веса РСА президенту союза, на мой взгляд, стоит начать договариваться с автомобильным сообществом, общаться напрямую и выстраивать новую систему ОСАГО взамен нынешней, которая бы устраивала российских водителей».
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза
Из-за сложной ситуации на авторынке, в частности проблем с запчастями, пункты техобслуживания, занимающиеся ремонтом, переживают не лучшие времена, оппонирует эксперту координатор движения «Синие ведёрки» Юлия Каблинова.
– Страховые компании хотят каким-то образом нивелировать негативный эффект, поэтому предлагают различные варианты решения проблемы, которые пока не встречают воодушевления у автомобилистов. Одним из способов решения проблемы могла бы стать актуализация системы натурального возмещения. Это как минимум помогло бы сдержать рост средней выплаты, от которой непосредственно зависит стоимость ОСАГО, – отметила Каблинова.
Собеседница полагает, что реформы ОСАГО не избежать:
– Не думаю, что рост числа автовладельцев без ОСАГО окажется существенным. Желающих вернуться в 90-е, когда кто кому и что должен за разбитую машину выясняли прямо на дороге, всё равно будет немного. Так что ОСАГО останется востребованным продуктом на страховом рынке ещё долгое время. Будущее автогражданки – двигаться в сторону индивидуализации услуг и тарифов.
Тем временем количество заключённых договоров ОСАГО в 2022 году снизилось с 42,1 млн до 40,3 млн штук (минус 4 процента, или 1,9 млн полисов ОСАГО). Согласно экспертным оценкам, в ряде регионов России падение продаж ОСАГО было особенно заметным. Судя по всему, многие автомобилисты не видят смысла в страховании автогражданской ответственности. Поможет ли в этом случае метод кнута – по-прежнему большой вопрос.
🅾️Все материалы «Октагона»: octagon.media