В 1969-м году Пол Маккартни начал создавать свой первый альбом, еще сам, в принципе, не веря в то, что он уже не участник The Beatles. Однако в самом начале следующего, 1970-го, все записанные треки в виде незавершенных песен и кусков не обработанных мелодий, вошли в состав своеобразного обращения к поклонникам группы, которое своей незавершенностью прямо заявляло о том, что «Битлз» больше нет, а есть совершенно отдельный и полностью свободный музыкант Пол Маккартни, который намерен впредь записывать только свою собственную музыку. А для такого обращения музыкальные качества пластинки не так уж и важны, именно поэтому гениальный бывший «битл» над ней при записи лукаво и не мудрствовал.
Сразу хочу сказать, что дебютный альбом Пола Маккартни 1970 года, который так и назывался – «McCartney», я услышал очень поздно, где-то в середине 90-х, когда купил в магазине российский виниловый пласт. Для сравнения – первый диск Маккартни – Wings «Band on the Run», я услышал в далеком 1976-м, когда вообще начал тащиться от рок-музыки. И к 90-м я был прекрасно знаком со всеми работами бывшего «битла», а также со всеми остальными «битлами», включая и совместное их творчество, и все диски Джона Леннона, и – Джорджа Харрисона и Ринго Старра. Так что когда я поставил на иглу своей вертушки дебютного «маккартника», я прекрасно разбирался во всей этой музыке.
Ну, ясен пень, что мне этот диск не понравился, и я очень удивлялся тому, что Пол Маккартни записал такой бесцветный альбом, состоящий из каких-то недоделанных музыкальных отрывков и заготовок, тогда как уже в следующем году он выпустил совершеннейший шедевр – «Ram». Честно говоря, я на Маккартни тогда даже разозлился – перед этим был у него всемирный шедевр «Abbey Road» (ну а как же? считаю его чисто «маккартневским» альбомом), а потом появились всемирные шедевры «Let in Be» и всё тот же «Ram». И тут на тебе – вдруг как черт из табакерки выпрыгнул какой-то «репетиционный» диск, и как к нему относиться?
В общем, я забросил эту пластинку на полку в свою виниловую коллекцию Пола Макартни и Wings, и не слушал этот диск лет 10, если не больше. Ну, что говорить – у каждого исполнителя и каждой группы был свой «гадкий утенок», которого не нужно сильно ругать, а надо просто не обращать на него внимание. Вот я как бы и поставил галочку в своем сознании – «прослушано», и всё.
Однако шло время, я ждал от Пола Маккартни новых шедевров, о последнем из них я писал тут: «Альбом «Flowers in the Dirt», 1989 г. – последний шедевр Пола Маккартни. А дальше всё, туши свет». Однако, как назло, Пол никаких шедевров предоставлять не хотел. Он с начала 90-х выпустил еще 10 альбомов, но ни один из них на шедевр не тянул. Исключение составляет только «Flaming Pie» 1997 года, но это тоже, по сути, не шедевр (о нем я напишу в одной из следующих своих публикаций). Все старые альбомы были мной уже прослушаны каждый раз 100, я их все знал наизусть, так что сильно часто переслушивать их не хотелось. Хотелось чего-то новенького.
И вот совсем недавно, по историческим меркам, конечно, я вытащил с полки несчастный, позабытый мной маккартневский дебютник и стал его слушать. И что вы думаете?
И он мне вдруг понравился!
Нет, он мне не понравился как шедевр, но он мне понравился как музыка Пола Маккартни. Я слушал эту музыку и не мог понять, как это я мог пройти когда-то мимо этого великолепного не-шедевра и не оценить его прелестей. Довольно шикарная музыка, как раз для отдыха на травке под солнышком на берегу прохладной речки. Впоследствии я запись этого альбома брал с собой в поездки и слушал в машине. Конечно, я разузнал довольно подробную историю создания этого альбома, но пересказывать ее не стану, потому что она и так всем любителям творчества Пола Маккартни хорошо известна.
Единственное, о чем следует упомянуть, так это о том, что Маккартни во время записи этой пластинки еще был участником The Beatles, но пока записывал для нее песню за песней в своей домашней студии на 4-дорожечнвй магнитофон, решил все же группу покинуть. И выпустил он этот диск не для того, чтобы поразить своих слушателей какими-то своими новыми идеями, а потому, чтобы всем показать, что «Битлз» больше не существует, а появился новый, совершенно свободный от всех обязательств музыкант – Пол Маккартни. На саму музыку и ее качество ему было наплевать, он создавал обычную визитку, но, естественно, слажать до конца гениальный «битл» не мог, потому даже самую худшую свою работу он сделал вполне себе по-человечески, хотя демонстративно над заполнившими альбом мелодиями работать не стал, чтобы довести их до ума.
Естественно, впоследствии эта работа вошла в дискографию Маккартни как равноправный с другими альбом, и, оценивая чартовые заслуги этой записи в самый первый и самый драматический период своей сольной карьеры, будущий сэр Пол впоследствии создал ей полноправных родственников – альбомы «McCartney II» (1980 г.) и «McCartney III» (2020 г.). А это говорит о том, что первенец Пола Маккартни все же ему очень дорог ментально, и если при его создании он отнесся к нему спустя рукава (а ведь мог бы постараться сделать шедевр!), то впоследствии он все же эту пластинку ценил не меньше своих самых лучших работ.
Интересна история продвижения этого альбома в СССР, ну, сначала не альбома, а только лишь некоторых песен, но альбом целиком, по сути, стал продвигаться в нашу страну тоже в советские времена, так как вышел на лейбле АнТроп в 1992 году, то есть, запланирован был еще во времена в СССР.
Но лучше по порядку.
В 1972 году в 10 номере журнала «Кругозор» на гибкой пластинке появилась песня «Man We Was Lonely» с дебютника Маккартни, и добита она была популярной тогда у советских идеологических чиновников песней «Отдайте Ирландию ирландцам». Фото этого выпуска представляю тут.
В 1973 году на гибком диске фирмы «Мелодия» в сборнике «Эстрада планеты» (ГД 000 3779) вышла песня «Junk». Фото тоже представляю.
В том же, 1973-м, эта же композиция появилась и на большом полноформатном сборнике «Мир песни» (Д 0 34841). И тут есть фото.
Ну, и понадобилось целых 19 лет, чтобы, наконец, все песни альбома вышли на одном диске. За это время «Мелодия» выпустила очень много песен Пола Маккартни, и даже появился целый диск – «Band on the Run» (правда, в несколько измененном состоянии как по трек-листу, так и по обложке), а за ним еще два – «Снова в СССР» (1988 г.) и «Flowers in the Dirt» (1989 г.).
В общем, звучит советско-российский вариант альбома «McCartney» 1992 года так же шикарно, как и фирменный, жаль только, что издатели пожмотничали вклеить в него фирменный разворот. Да и ламинировать конверт не помешало бы, а то выглядит этот альбом в таком оформлении как бедный родственник.
Но, в принципе, для коллекционера такие мелочи значения не имеют. У меня есть и немецкий фирменный винил, который стоит на полке рядом с российским выпуском. И я рад, что в любой момент могу снять с полки любой из этих вариантов и кинуть на иглу, как и в досточтимые 70-е годы, когда слушать фирменную музыку на фирменных пластинках считалось самым настоящим шиком и блеском.
Сторона 1:
1). The Lovely Linda (0:42) «Прекрасная Линда». Обычная любовная гитарная баллада укороченного формата, ну, чисто в стиле Маккартни, или даже «Битлов» - эту песню если удлинить, то можно было вставить на любой из последних альбомов The Beatles.
2). That Would Be Something (2:37) «Это было нечто». Сам по себе этот трек ничего собой не представляет – чистое репетиционное выпендривание в виде джема с самим собой. Но в составе альбома она чувствует себя просто превосходно. Интересно, что это одна из двух вещей, которые на этом альбоме понравились Джорджу Харрисону.
3). Valentine Day (1:40) «День Валентина». Шикарная инструментальная зарисовка как раз для убойного хард-рокового, и даже металлического альбома, если над ней поработать как следует.
4). Every Night (2:30) «Каждую ночь». Отличная песня как раз в стиле Пола Маккартни, причем не только его раннего периода – прекрасно смотрелась бы и на дисках и 80-х, и даже 90-х, причем даже в не переработанном состоянии, а так, как она и была записана в 1970 году. Странно, что ее в те времена не заприметила советская фирма «Мелодия» для очередного своего миньона.
5). Hot as Sun/Glasses (2:06) «Жарче, чем солнце/Очки». Первая часть этой веселой пляжной инструменталки, как утверждает сам Маккартни, был придумана еще в далеком 1959-м году. А вторая половина – это какая-то незавершенная песня, но вполне тянет на финал общего трека.
6). Junk (1:54) «Мусор». Эта песня была сочинена Полом еще в 1968 году в Индии, куда «Битлы» ездили на очередной сеанс медитации. Песня планировалась для альбома «The Beatles», и даже записывалась в домашней студии Харрисона, но запись так и не была завершена, в итоге через пару лет попала на дебютник Маккартни.
7). Man We Was Lonely (2:57) «Мы были так одиноки». Еще один чисто маккартневский номер, как влитой встал бы на его любой альбом, вплоть до шедеврального «Band on the Run».
Сторона 2:
8). Oo You (2:47) «Ооо ты». Ну, а это уже натуральные «Битлы», вполне возможно, что этот трек Пол как раз для одного из последних альбомов и готовил, но не срослось, и он его запихнул на свою пластинку.
9). Momma Miss America (4:04) «Мама Мисс Америка». Ну, а это явно незавершенная зарисовка, из нее можно было бы вытянуть шикарную песню.
10). Teddy Boy (2:22) «Тедди Бой». И снова чистые «Битлы», на сольное творчество Маккартни не очень походит.
11). Singalong Junk (2:34) «Песня про мусор». Типа инструментальная реприза предыдущей песни «Мусор», надо было бы эти два трека не разделять, а объединить в одну сюиту.
12). Maybe I'm Amazed (3:49) «Может быть, я изумлен». Эта песня тоже понравилась Джорджу Харрисону, но, возможно, только потому, что она больше похожа именно на его сочинение, а не на сочинение Макакартни. Я думаю, что если бы эту композицию доработать, она прекрасно бы смотрелась бы на альбоме The Beatles «Let it Be».
13). Kreen-Akrore (4:14) «Крин Ахро». Эта композиция была навеяна Полу и Линде фильмом про индейцев племени Крин-Ахро, который тогда шел по телевизору. Вот они и решили приколоться – озвучили таким интересным образом фильм, заодно и первый сольник Пола Маккартни завершили.
Ну, что еще сказать об этом альбоме? В Америке он быстро занял в чартах 1-е место, правда, в Англии – всего второе, уступив альбому Саймона и Гарфункеля. До сегодняшнего дня только в США официально продано более двух миллионов копий, но популярность альбома была вызвана, скорее всего, не тем, что он представил какую-то там сногсшибательно интересную музыку, а тем, что это самый первый сольный диск «самого Маккартни».
Но в целом критиковать этот альбом не за что, особенно учитывая все обстоятельства его появления на свет.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Band On The Run» Пола Маккартни стал самым крутым творением всего «сольного битломанства»
Какой альбом Пола Маккартни 70-х годов самый лучший? Все они хороши, но по-разному