Найти тему
VN.RU

Самые громкие взрывы в Новосибирске: история бомбоделов

Оглавление
   Фото из архива VN.ru
Фото из архива VN.ru

В начале 90-х годов, тридцать лет назад, повсеместно в России, и в Новосибирске тоже, участились криминальные разборки с подрывом самодельных взрывных устройств ― СВУ.

Банда некоего Карасева вымогала у коммерсантов деньги, запугивая взрывами их машин. Пара иномарок действительно взлетела на воздух. Затем разнесло гараж, где главный бомбист замкнул что-то не так на самодельном снаряде. Но Красном проспекте силовики с опаской разминировали заряженный бомбой и канистрами с бензином автомобиль. Две зажигательные бомбы отпали от днища авто при потряхивании на кочках и лежащих «полицейских» на том же Красном проспекте и на аллее Заельцовского кладбища. Один почечник нанял исполнителя, чтобы тот попугал взрывом автомобиля доктора, который якобы мало уделял внимания больному; подрядчик взорвал авто вместе с врачом, правда, без тяжких последствий. В дежурную часть на вокзале отец убитого авторитета приносил шашку гексогена, оставшуюся от сына, убитого в перестрелке. Снимали с поезда дембеля, который вез из армии палку аммонита для «быстрой» рыбалки. Новосибирск как бы сидел на пороховой бочке…

Опыты по Эйнштейну

Впрочем, во всей этой взрывной хронике нашлось место и для подрывов в общественных местах…во имя изучения теории относительности. Из всех громоподобных акций наиболее удивительными, в смысле осознанного применения, оказались взрывы в «научных» целях. И даже оперативники, со школьной скамьи помнившие формулу Е=mc2, при ознакомлении с этим уголовным делом задумывались. «Может, в чем-то правы эти правильные мальчики в очках?» Но с УК РФ подобные эксперименты согласуются только в плане наказания за незаконный оборот взрывчатки.

Сначала рвануло на вокзале Новосибирск-Главный — вовсе не в научных целях. В существовавших тогда автоматических камерах хранения разворотило пять секций. С тяжелыми травмами была доставлена в больницу жительница города Сарапула, случайно находившаяся поблизости. Чудом осталась жива дочка пострадавшей. На место взрыва прибыли представители транспортной прокуратуры, ФСБ, следственно-оперативная группа местного ЛОВД, саперы, химики-дозиметристы. Вскоре, по горячим следам, виновника взрыва… пригласили по громкой связи к окошечку справочной вокзала, где его сразу задержали сотрудники транспортной милиции. Дело в том, что оперативники собрали по клочкам документ, находившийся в эпицентре взрыва. Это была справка о сдаче экзамена по технике безопасности студентом политехнического техникума города Куйбышева Новосибирской области Алексея по месту его практики на новосибирском приборостроительном заводе имени Ленина. За якобы оставшимися целыми вещами Алексея и пригласили к справочной. Тот привел с собой сокурсника Сергея ― главного идеолога научных взрывов.

Опыт пошел непредсказуемо

В ходе следствия выяснилось, что умные мальчики характеризовались по месту учебы положительно. В интересах науки даже пошли на кражу, утащив с заводского склада химконцентратов более трех кило сухого ацетона. В родном Куйбышеве на пустырях они проверили теорию относительности великого Эйнштейна, взрывая наполненные самодельной взрывчаткой бумажные патроны. Таким образом они пытались путем кумулятивно направленного взрыва изменить метрику пространства и остановить время. Бабахало громко, но пространство не очень сдвигалось, а время не останавливалось. «Экспериментаторам» потребовались заряды большей мощности для продолжения опытов.

Они знали, что порошок, именуемый на производственном жаргоне «сухим ацетоном», взрывается самопроизвольно, поскольку выделяет горючий газ. Но перед отъездом в родной город заложили опасный груз в камеру хранения как раз над блоком коммутации. Испаряясь, ацетон создал взрывоопасную концентрацию ― в электрооборудовании прошла искра, раздался взрыв. Помимо научных познаний оба доморощенных теоретика конкретно познакомились с силой сурового закона. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно.

Бомба из венерических таблеток

Еще один «гений» динамита вписал криминальную строку в летопись новосибирского самобытного взрывного дела. Его звали Эдиком, он учился в Новосибирском химико-технологическом техникуме и сызмальства отличался тягой к бомбочкам и хлопушкам. По словам директора техникума, никто Эдуарда взрывному делу не учил, в техникуме и дисциплины такой не было, не было и веществ, из которых могла быть изготовлена бомба. Тем не менее, доморощенный Нобель пошел по пути химиков-взрывников позапрошлого века и сумел воссоздать сильнейшую взрывчатку, по мощности превосходившую тротил в шесть раз. Военные промышленники еще в начале ХХ века отказались от ее использования, поскольку вещество накапливало статическое электричество и непроизвольно взрывалось. Рецепт изготовления был прост: Эдик опускал в специальный раствор популярные таблетки для лечения венерических болезней, а выпавший осадок сушил. Вот и все. Таким же простецким являлся детонатор, вывернутый из бытового прибора. Подробное изложение процедуры невозможно по закону. Эдик посчитал, что его бомбы будут взрываться тогда, когда ему будет нужно. Просчитался. Его ошибка унесла человеческую жизнь, но преступник не остановился ― пока его разыскивали, он поставил производство самодельных бомб на поток и стал своего рода «фабрикантом». Этому способствовали обстоятельства.

СВУ на конвейере

Первую бомбу Эдик припаял к часовому механизму и продал устройство за три тысячи рублей кооператору Худиеву, который принес адскую машинку в ресторан на площади Ленина. Раздевалка была на первом этаже, а застолье случилось на втором. Вероятно, кооператор хотел кого-то жестко напугать или наказать, но самодельная бомба сработала в холле ресторана у него на животе. Взрыв оказался такой силы, что ветровые стекла вынесло на улицу, а столы, стулья, посетители и закуска на втором этаже подпрыгнули. Худиева разорвало пополам. Набиравший тогда силу РУОП (Региональное управление по организованной преступности) приступил к расследованию, вышел на изготовителя самоделки и… оправдал свое название тем, что, по словам бывшего министра внутренних дел Б. Грызлова, больше управлял преступностью, чем ее сдерживал и искоренял.

Расследование поручили… родственнику Эдика, который благополучно дело заволокитил. В итоге динамитчик устроился на работу в Новосибирскую опытно-методическую экспедицию, ныне закрытую, и вскоре шокировал тамошних работников своим выбитым передним зубом. Это было не следствием химических опытов, а результатом разгульной жизни от посыпавшихся «убойных» заказов.

В НОМЭ занимались физикой пласта земной коры ― по добытым в Сибири кернам искали нефть. Приборов и реактивов было полно. Лаборант Эдик представить не мог более идеальных условий для «работы», натащил в исследовательскую комнатушку около двухсот использованных аэрозольных баллончиков, учебную противопехотную мину нажимного действия и другие приспособления. Открыл предприятие по выпуску якобы пищевых красителей. Успел создать четыре бомбы.

Всего пищевик насушил около полутора килограммов опасного взрывчатого вещества для начинки фугасов. Один из них для испытания взорвали за городом ― заложили заряд в брошенную канализационную трубу диаметром два метра. Взрывом трубу стерло в порошок. Остальные бомбы предназначались для таксистов, которые намеревались подкладывать их под машины конкурентов, причем взрыватель срабатывал на определенное количество поворотов руля. Эдика и компанию задержали, осудили. Заказчики-таксисты пустились в бега. Бомбодел положенный срок давно отсидел и вышел на свободу.

Памятка

Будьте бдительны! Взрывные устройства в подозрительном предмете можно определить по ряду признаков:

- просматриваются антенны, провода и т.п. электрооборудование на предметах, которые не относятся к электротехническим изделиям;

- слышен звук работающего часового механизма;

- от предмета тянутся нити, проволока или другие растяжки;

- чувствуется резкий запах горюче-смазочных материалов или растворителей;

- по исходящему дыму (что может быть связано с разложением химических элементов).

После обнаружения таких предметов категорически запрещается вскрывать, осматривать и встряхивать их, пользоваться средствами радиосвязи. Необходимо принять меры, исключающие доступ к месту их нахождения и незамедлительно сообщить о подозрительной находке по телефонам оперативных служб, 112.