Хиджаб является важной частью одежды мусульманок. Под хиджабом понимается накидка, которая должна покрывать голову и тело. Но почему мусульманки должны носить хиджаб? В этой статье я расскажу об удивительном факте о хиджабе, который покажет ислам с другой, возможно, неприглядной стороны.
Перед тем, как прочесть дальнейшее повествование, нужно знать три факта об исламе. Во-первых, мусульмане верят, что Коран является совершенной и неизменной речью Аллаха. Во-вторых, мусульмане верят, что пророк Мухаммед - самый совершенный из всех людей. В-третьих, мусульмане верят, что Аллах послал Коран через пророка Мухаммеда, и только через него, ибо такова воля Аллаха.
Прояснив эти три факта, перейдем к интересным подробностям о происхождении хиджаба.
Для ответа на вопрос о происхождении хиджаба, обратимся исключительно к исламской литературе, которую мусульмане считают достоверными источниками и священным преданием - хадисам. Я обращаюсь исключительно к ним, чтобы показать курьезность возникновения исламских традиций, на которые указывают сами мусульманские источники.
Самыми достоверными хадисами в исламе являются Сахих аль-Бухари и Сахих Муслим. В этих хадисах описывается жизнь пророка Мухаммеда, его дела и изречения, а также нюансы появления некоторых исламских обычаев, среди них - ношение хиджаба.
Как Умар проучил пророка Мухаммеда
Прочитайте представленный ниже текст, он взят из Сахих аль-Бухари (146):
Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что обычно для удовлетворения большой нужды жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выходили по ночам на аль-Манаси − обширное открытое место (близ кладбища аль-Баки в Медине). Что же касается Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Заставляй своих жен надевать покрывала», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зама, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а Умар обратился к ней: «Поистине, мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал (такой) аят.
В этом хадисе сказано, как жена пророка Мухаммеда, Аиша, передает сведения о его жизни, а именно, что приближенный пророка и будущий халиф Умар следил за его женами и требовал, чтобы Мухаммед покрывал их, ибо они ходили непокрытыми.
Обратите внимание на детали, это очень важно: жены самого пророка Мухаммеда не ходили в хиджабе, и лишь по указанию Умара был ниспослан от самого Аллаха аят (стих Корана), что женщины должны носить хиджаб.
Теперь давайте взглянем на следующий хадис из сборника Сахих аль-Бухари под номером 1682 (4795):
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды,) уже после того, как (мусульманкам было вменено в обязанность ношение) покрывала, Сауда, да будет доволен ею Аллах, вышла (из дома) по нужде. Она была крупной женщиной, и (покрывало) не мешало знавшим (Сауду) узнавать ее. Увидев ее, Умар бин аль-Хаттаб сказал: "О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя, подумай же о том, как тебе выходить (неузнанной)!" — и Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ужинавший в моем доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла (ко мне) и сказала: "О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а Умар сказал мне то-то и то-то". После этого Аллах начал ниспосылать (пророку, да благословит его Аллах и приветствует) откровение, а когда ниспослание закончилось, кость все еще находилась в его руке, так как он не положил ее, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: "Вам было разрешено выходить по своим надобностям"».
Похожий хадис содержится в Сахих Муслим (2170), но там Мухаммед вместо кости держит корзину. Данный хадис показывает, что даже покрывало не спасло Сауду от странных взглядов Умара. Когда она пришла к Мухаммеду, то тот сразу "получил" откровение от Аллаха и сказал, что его женам можно выходить на улице по нужде (думаю, понятно о какой именно нужде идет речь).
О чем же говорят эти тексты?
Во-первых, Умар поучает Мухаммеда, чтобы посланник Аллаха и самый совершенный человек в мире начал покрывать своих жен. Вам не кажется, что это звучит как минимум странно?
Во-вторых, Умар провоцирует ниспослание новых аятов от самого творца мира - Аллаха. Он требует, чтобы жены Мухаммеда носили хиджаб, и Аллах посылает соответствующий аят, который обязывает носить женщинам хиджаб. Умар поучает жену Мухаммеда, что хиджаб ее плохо покрывает, и затем Аллах посылает коранический аят, который должен защитить жену Мухаммеда.
Напоминаю, мусульмане верят, что Коран - это такой же вечный атрибут речи Аллаха, как и прочие признаки данного божества. Но что мы видим? Послания Аллаха зависят от слов Умара, который даже пророком не является. Почему аят появился только после того, как Умар стал приставать к женам пророка Мухаммеда?
В-третьих, данные хадисы ясно показывают ситуативный характер Корана. Стихи Корана появляются в зависимости от ситуации, когда Мухаммеду нужно решить проблему, причем не фундаментального характера, а исключительно межличностного. Как это может согласоваться с "универсальным" и "вечным" характером Корана?
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.