Дисклеймер! Все нижеперечисленные трюки выполнены профессионалами, в домашних условиях не повторять. Автор отдаёт себе отчёт, что за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников в других местах отсутствуют условия для жизни в описанном формате без машины. Также автор отдаёт себе отчёт, что излагаемый взгляд на жизнь приводит к разрыву устойчивых шаблонов, что может приводить читателя к возгоранию в заднем проходе.
ЧАСТЬ 1. БЕЗ МАШИНЫ
18 лет мне исполнилось в 1994 году. Начиная с этого момента все разговоры в мужской компании были лишь о том, кто, как и когда из нас приобретет личную тачку.
Личный автомобиль на кровно заработанные деньги от репетиторства математики появился у меня в 2000 году. На такси и тогда было ездить дешевле. А главное, учитывая качество купленного автомобиля, практичнее.
С 2003 года я ездил исключительно на новых автомобилях и до момента, пока с ним не возникали поломки крупнее, чем замена колодок и тормозных дисков, опор рулевой системы или ремонта помятого крыла.
За 22 года владения автомобилями только два из них были кредитные.
Один кредит вместе с авто благополучно отчалил бывшей супруге, уже очень она рвалась забрать у меня машину.
Последним автомобилем я владел почти 7 лет. Он был куплен в салоне за 1 980 000 рублей. За это время семьёй из 6 человек я 3 раза съездил с ним в пробег по Европе и проехал на нём 12 стран. Экономия на билетах отбила половину стоимости этого автомобиля. При продаже пробег был на нем 104 000 километров, из которых 25 000 пришлось на поездки по Европе, а еще 15 000 в командировки по России. Несложно догадаться, что по городу я практически не ездил на автомобиле в рабочее время, хотя во всех обзорах на моём канале его видно. Автомобиль отдан перекупщикам (дабы не терять своё дорогое время) за 980 000 рублей. То есть 7 лет описанной эксплуатации обошлись мне в 1 млн рублей вложенных и ещё примерно 500 000 рублей потраченных на обслуживание за 7 лет.
Несложно и посчитать затраты на топливо. Расход дизеля составлял 10,5 литров на 100 км. То есть каждые 100 км обходились мне в 600 рублей (благо, дизель за последние 10 лет не сильно отличался). Единственное — по России и Белоруссии я наездил 85 000 км, а 20 000 пришлось на Европу, где средняя цена 100 км пробега получается 11 евро, то есть 800 рублей (последняя поездка была в 2019). Получается, я потратил за эти годы 670 000 рублей на заправки авто.
Ну и вишенка на торт. Платная парковка. За эти годы на аренду места в паркинге я потратил 588 000 рублей.
Таким образом, год владения автомобиля обошёлся мне в 394 000 рублей. Несложно прикинуть, что половину года у меня автомобиль стоял. То есть день поездки мне обходился в 2100 рублей.
У меня сейчас от дома до офиса поездка в комфорт+ составляет 800 рублей, а в бизнесе — 1200 рублей. Езжу я в офис 2 раза в неделю от силы, так как много работы в других местах. Но трачу на такси в дни поездок ровно столько же — 2200 рублей в среднем.
НО! В прошлом году я решил, что пора купить статусный авто в лизинг. Не буду вспоминать детали, но авто Mercedes 450GL с учетом 20% первоначального взноса от компании обходился бы нам в 220 000 рублей в месяц. Ты получаешь в таком авто удовольствие от поездки, если тебя везут. То есть мне ещё надо было бы 100 000 рублей платить водителю.
За 22 рабочих дня на меня и супругу мы бы получили затрату на 1 день поездки с учётом топлива в 15 000 рублей.
Осенью этого года я мог легко вытащить себе на покупку автомобиля 6-7 млн рублей, не напрягая никакие свои другие копилки и инвестиции в бизнес. Глянув на то, что я мог бы себе купить, посмотрев на цены моих поездок в приложении Wheely, где день катания обходится от 4000 до 10 000 рублей, я сказал:
«Идите-ка вы все со своими авто в ЖО-ПУ!»
Когда вызываешь водителя Wheely в аэропорт или ж/д вокзал, он тебя встречает внутри зала ожидания или на перроне. Твой чемодан везут, тебе открывают дверь, ты чувствуешь себя человеком, и тебя доставляют до лифта ЖК, заезжая в подземный паркинг.
(Забыл у Wheely взять денег за рекламу.)
ЧАСТЬ 2. БЕЗ КВАРТИРЫ
Всё, что я тут изложу, сугубо мой взгляд на недвижимость. Никому не хочу навязывать своё мнение.
Задумывались ли вы, что такое квартира и чем вы владеете? Допустим, вы живёте на 14 этаже в 3-комнатной квартире с двумя детьми. Чем вы владеете? Пол под вами — потолок соседа с 13 этажа, потолок — пол соседа с 15 этажа. Вам принадлежит объём воздуха в этой бетонной полке.
Общедомовая собственность захватывается аферистами из управляющей компании. Бац! И вот вы и тут не имеете права въезжать на такси под разгрузку тяжёлого груза в подземный паркинг. У вас нет никаких прав!
Вот жили вы в 5-этажке в центре, на 5-этажку был один Коля чудной алкаш. Бац! Вы в меньшинстве, все проголосовали за снос, поэтому теперь Коля в 18-этажной башне нашёл ещё 7 таких бухариков и писает в вашем новом лифте.
Вся собственность в виде квартиры — дурацкая иллюзия в голове горожанина. Право есть только на землю, но и то, ограниченное действующими законами государства.
Захотело государство завтра дорогу в Китай строить, а по дороге этой ваш участок. И вот вы уже едете в другое не нужное вам место.
Квазисобственность и квазикапитал.
Теперь о сроке жизни в квартире. Вы купили 1-комнатную квартиру в ипотеку. Зато своя! Точно! Прожили три года. Бац! И вы отец (или мать). И что? Что это было, как не право жить в этой квартире на три года с платежами в ипотечный банк? Чем это отличалось от аренды?
Теперь вам ехать в 2-комнатную квартиру. Только чтобы переехать, вы заплатите мне. Да-да! Заплатите! Потому что оформить сделку, в которой надо найти покупателя, убедить за вас погасить ипотеку за 1-комнатную квартиру, найти вам «двушку» взамен, убедить банк выдать под неё новую ипотеку, провести все сделки одновременно, может только хороший эксперт. Хороший эксперт — это тот, который ещё умеет задолбать банк быстро найти вашу закладную по 1-комнатной, найти «двушку», в которой покупатели не будут покупать взамен «трёшку», дабы не устроить вам ад из цепочки квартир. Сечёте?
Вот вы и пожили три года в своей, так что переезд из «однушки» в «двушку» стал для вас не меньшим адом, чем убедить собственника сдать вам квартиру с маленьким ребёнком.
Но! Сколько вы потом проживёте в этой «двушке»? Ещё 7 лет? А потом что? Свой дом? Большая квартира в другом районе? Или, не приведи господи, развод с разделом имущества?
Так сколько мы живём в этих квартирах? Всё, что отличает меня, живущего сейчас в арендной квартире, от вас — это то, что я не могу стены покрасить. И вот вам секрет! Мне пофигу на эти стены. Я завтра встал и поехал дальше.
Так почему я не покупаю себе квартиру? Потому что! То, что я действительно хочу, на данном жизненном цикле моей семьи не могу себе позволить не из-за финансов, а из-за того, что детей надо где-то развивать. А это можно делать только в городе. В городе — квазисобственность. И вот такая собственность мне точно не нужна.
ЧАСТЬ 3. БЕЗ ДАЧИ
Мечта о собственном домике с участком — настолько устойчивый в России тренд, что количество просмотров моего YouTube-канала на тему недвижимости никогда не приблизится и близко к любому каналу, где объясняют как строить дом своими силами или силами криворуких рабочих.
Дача — национальное хобби #1 на всём постсоветском пространстве. Почему этот тренд скорее всего умрёт или сильно трансформируется — об этом читайте ниже.
Идея о даче возникла как реакция на урбанизацию 20 века. Если посмотреть на 20 век, то это сплошной исход сельских жителей в депрессивные городские джунгли. Естественной реакцией многих людей, выросших в частных домах, было сохранение такой возможности в виде временной постройки из говна и палок на 6 сотках.
Моя мама с 2 лет и до 19 прожила в частном доме на окраине Москвы. Там, где сегодня начинается Щёлковское шоссе. Никогда более она не хотела возвращаться в частный дом более чем на 2-3 суток. Ей предлагали участки на Пироговском водохранилище, под Каширой и Чеховым.
Она постоянно отбивалась от этой бесполезной земли, здраво отмечая, что с удовольствием потратит деньги на Черноморский курорт, а сынок может подышать свежим воздухом летом в сосновом бору в пионерском лагере.
И надо отметить, что я во многом расходился во взглядах на жизнь со своей матушкой. Но тут, царство ей небесное, я безмерно ей благодарен за привитое отвращение к столь бесполезной трате времени, как поездки по выходным на дачу.
Удивляюсь одному: насколько живучим оказывается это дорогостоящее хобби, когда даже не мои ровесники, а поколение миллениалов тоже мечтает о своём дачном домике.
Мое мнение однозначно: или квартира, или частный дом постоянного проживания. Вкладывать деньги в строение под названием «дача» — бестолковое, не окупаемое и изматывающее хобби. Если просто представить, что строительство подмосковной дачи обходится по самому минимальному счёту в 3-4 млн рублей разово и потом каждый сезон по 100-300 рублей, а дальше пересчитать в количество дней, которые вы не пашете, а расслабляетесь на «своей даче», то сутки точно будут обходится по цене хорошего отеля в Подмосковье.
Просто посчитайте сумки, которые вы туда тащите с едой, топливо в пробках, краски, саженцы, запасной мотор для скважины. И так каждые выходные.
Как трансформируется это хобби? Всё очень просто. Нас ждёт в следующие 30 лет мощнейшая фаза деурбанизации. Город как место одновременной работы множества людей всё больше становится бесполезной сущностью. Сегодня 60% жителей города — офисные клерки, в основе своей обслуживающие друг друга. Необходимость выезжать в центр мегаполиса исчезает на глазах. Население буквально разделяется из мегаполиса на миниполисы. Следующим шагом будет исход части населения из города, для кого не будет стоять остро вопрос занятий детей в классической школе или школе олимпийского резерва. Стремительный охват территории страны сетью пунктов доставки снижает зависимость от торговых центров.
Что мы увидим через 30 лет? Тематические кластеры в сельской местности, где люди будут жить в кругу своих единомышленников, совпадающих по интересам и взглядам на жизнь. То есть мы увидим посёлки инженеров, посёлки художников, посёлки авиастроителей или триатлонистов.
Само понятие жизни на два дома (зимой — квартира, летом — дача) станет восприниматься как расточительство. Мир стремительно движется в сторону отказа от идей Сверхпотребления. Поэтому уже поколения моих детей формат обслуживания нескольких домов будет восприниматься как атавизм.