Все знают, что в Стамбуле по знаменитой Истикляль бегает красный ретро трамвай, но есть здесь недалеко и еще один ретро транспорт, который тоже заслуживает внимания.
Это тоннель, который проложен из Бейоглу в Каракей. Он уникален тем, что это второй старейший в мире метрополитен после Лондонского.
Данный тоннель был открыт 17 января 1875 года. Протяженность его составляет всего 573 м, а перепад между верхней и нижней станциями составляет 61 метр.
Необходимость постройки тоннеля была вызвана тем, что на участке между Галатой и Перой, где в 19 столетии было самое сосредоточение общественной жизни, ходить пешком, преодолевая подъёмы, весьма непросто.
Поэтому французский инженер Эжен Анри Гаван выдвинул идею о постройке подземного тоннеля и системы фуникулёра. Идея властям понравилась и в последствии Анри Гаван получил все права на концессию и контракт от разработки проекта до эксплуатации линии метро.
Строительные работы были начаты 30 июля 1871 г, а в июле 1872 года для привлечения финансирования Гаваном была основана британская компания «Константинопольская столичная железная дорога от Галаты к Пере».
Открытие ветки было торжественным, на него были приглашены местные и иностранные гости, а церемония сопровождалась игрой духового оркестра. В честь события, говорят, даже памятную монету выпустили. Всего на строительство и ввод в эксплуатацию было потрачено 180 тысяч османских лир.
В 1911 году тоннель был передан под управление международного консорциума, а в 1939 и вовсе национализирован.
Как же была устроена данная ветка метро? Состав, состоящий из двух вагонов, грузового и пассажирского, который в свою очередь был разделен на два класса, а также на мужскую и женскую части. Состав приводился в движение с помощью парового механизма мощность 150 л с, размещенного в отдельном здании на верхней станции, кирпичную трубу вы можете увидеть и теперь.
Освещался тоннель газовыми лампами, а вагоны были обиты деревом. В 1910 году освещение было заменено на электрическое.
На паровой тяге фуникулер проработал аж до 1968 года, а в 1971 году тоннель вновь был открыт после модернизации, в ходе которой фуникулер был электрифицирован, а также были модернизированы пути, таким образом, чтобы в тоннеле могли разойтись два вагона.
Сегодня фуникулёр (линия F2) тоже не потерял своей актуальности, и все также исправно перевозит пассажиров, курсируя каждые 5-7 минут, с 6.30 до 21 часа. Время в пути около двух минут, по статистике фуникулёр ежедневно в среднем перевозит 15 тысяч человек. На станциях вход и выход из вагона осуществляется в разные стороны, здесь же вы можете полюбоваться на работы местных художников и плиточные панно с изображением исторических видов Стамбула.
Верхняя станция находится на площади Тюнель Мейдани (Tünel Meydanı), недалеко от Истикляль, а нижняя недалеко от Галатского моста.
Оплата за проезд осуществляется по Истамбул карт, стоимость на текущий момент около 10 лир.