В нашей любимой столице существуют и прекрасно уживаются на ее улицах самые разные архитектурные стили. Среди наиболее близких по времени мне больше всего нравится московский модерн, понятный, доступный, радующий глаз в любое время года и поднимающий настроение. Московский модерн достиг пика своей популярности в первые десятилетия 20 века, он органично сочетает в себе традиционные особенности древнего города и архитектуру начала нового века. Несомненно, самыми яркими представителями этого стиля были Лев Кекушев, Федор Шехтель и Адольф Эрихсон. Сегодня полюбуемся на некоторые шедевры короля московского модерна Льва Николаевича Кекушева.
Лев Кекушев родился в 1862 году в Вильно, в семье дворянина Николая Григорьевича Кекушева, русского офицера, состоящего на службе в Павловском лейб-гвардии полку в Польше. Мать будущего архитектора Констанция происходила из католической польской семьи Воеводских.
Окончив Институт Гражданских Инженеров (ИГИ) в Петербурге, где он проявил не только блестящую эрудицию и инженерные знания, но и незаурядные качества отличного рисовальщика, Кекушев уезжает из пафосного и слишком официального столичного города в Москву, неоднородный облик которой формировался на протяжении многих веков. В Москве было гораздо больше свободы для творческого самовыражения, да и заказчики были менее официозные, достаточно "продвинутые" и разные по вкусам и запросам. Давайте посмотрим на некоторые жемчужины московского модерна, выполненные по проектам Льва Кекушева.
Особняк Листа в Глазовском переулке, 8
Этот особняк в Глазовском переулке архитектор задумал и строил для себя в 1899 году, но богатый промышленник Отто Лист, восхищенный столь необычной и красивой постройкой предложил такую цену, что Кекушев согласился уступить домик. Здесь все радует глаз: красивая каменная кладка, индивидуальная форма каждого окна, арочные ниши, необычная угловая лоджия.
Применённые здесь приёмы станут авторскими, визитной карточкой архитектора Льва Кекушева, как и различные изображения львов в виде мозаик, как на этом доме, или фигур, или масок.
Особняк М. Саарбекова на Поварской 24
Особняк богатого купца армянского происхождения Моисея Саарбекова был построен в 1900 году. Небольшой изящный особнячок зажат с двух сторон высокими домами, но не утратил своей привлекательности. Как всегда красивые, различные и необычно оформленные оконные проёмы, выразительные арки на въезде во двор и на входе в дом. Лаконично, стильно, красиво.
Особняк Миндовского на Поварской, 44
Этот дом построен по заказу Московского торгово-строительного Общества Якова Рекка для дальнейшей перепродажи очень богатым клиентам. Видно, что денег заказчик не пожалел. Архитектор смог реализовать и продемонстрировать все особенности своего богатого художественного дарования. Особняк купил текстильный фабрикант И. А. Миндовский. Угловое расположение продиктовало некоторые особенности внешнего вида. Фасады дома решены по-разному. Фасад на Поварской украшает большое трехчастное окно с художественно оформленным балконом.
Справа от балкона на втором этаже полукруглым объемом выделен зимний сад со сплошным остеклением. Говорят, что для него были привезены какие-то необычные стёкла, пропускающие больше чем обычно солнечных лучей.
Никольские торговые ряды на Никольской, 5
Никольские торговые ряды были построены в 1903 году по заказу Петербургского Общества как административно-торговое здание. Как всегда поражает фасад с разными по форме и стилю оконными проёмами. Здание обильно украшено изящным лепным декором в виде маскарон, а наверху - визитная карточка архитектора - головы львов.
Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке,21
Особняк построен в 1903 году и формально принадлежал жене архитектора Анне Ионовне Кекушевой, но в 1906 году, после развода, был продан из-за возникших финансовых сложностей. Асимметричная композиция дома напоминает классический замок западной Европы. Разновеликие объемы, различные по форме окна, гранёная башня с шатровым навершием, обильная лепнина, очень украшают дом, создают неповторимый облик. Фасад облицован практичной и долговечной керамической плиткой, лестница крыльца сделана из гранита. Здание было отреставрировано в начале 21 века и считается одним из лучших проектов реставрации в Москве.
Доходный дом Грязнова на Остоженке, 17
Доходный дом для чаеторговца Василия Ивановича Грязнова на Остоженке был построен в 1901 году. Он стоит рядом с особняком Кекушевой, но разительно от него отличается. Видимо, Грязнов был не слишком щедрым заказчиком. Фасад очень скромный, но тем не менее, выразительный: как всегда разные по форме и обрамлению оконные проемы. Асимметричная, укрупненная правая часть здания с расположенным в ней входом делает фасад нетипичным для доходного дома, а расположенный на втором этаже небольшой балкон его украшает.
Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, 28
На расположенной рядом с Остоженкой улице Пречистенке находится роскошный доходный дом И.П. Исакова. Дом построен в 1906 году по заказу уже знакомого нам Торгово-строительного Общества Якова Рекка. Общество строило и особняки, и доходные дома "под ключ" для очень богатых заказчиков, а Лев Кекушев был прекрасным исполнителем такого рода объектов. Это один из самых красивых и стильных домов на Пречистенке: классическая трехчастная композиция, выразительная и динамичная, парадный вход расположен по центру фасада, разные по форме и конструкции рам окна,мощный карниз криволинейной формы. Кстати, интересный факт. после развода и продажи дома на Остоженке сам архитектор переехал жить в одну из квартир в этом доме.
Гостиница Метрополь
История строительства здания гостиницы Метрополь напоминает архитектурную сагу, столько заказчиков и исполнителей не имело, наверное, ни одно здание в нашей столице. В 1898 году созданное по инициативе С.И. Мамонтова Северное домостроительное Общество решило построить на обширном земельном участке в самом центре Москвы комплекс зданий культурного общественного назначения. В проекте предусматривалось строительство роскошной гостиницы, ресторана, выставочных и театральных залов, контор, магазинов, а так же зимнего сада. Заказчики выбрали для проекта новомодный стиль модерн, архитектором приглашен был конечно Лев Кекушев, уже зарекомендовавший себя в столице. Он занял должность главного архитектора Общества. Кекушев быстро разработал основную планировку будущего комплекса и выехал в Европу, чтобы ознакомиться и применить новейшие технические достижения в строительстве.
Предложенное Кекушевым решение фасадов не совсем устроило заказчика, был объявлен конкурс на проект фасадов "Метрополя". В итоге здание "Метрополя" стало достойным детищем нескольких авторов: В.Ф. Валькота, Л.Н. Кекушева и А. Эрихсона. До 1901 года здание строилось все-таки на основе проекта Кекушева. Увы, в декабре 1901 года в почти готовом здании вспыхнул пожар, уничтоживший все деревянные перекрытия и обрушивший часть бетонных перекрытий. Заказчик понес колоссальные убытки. Работы возобновились только в мае 1902 года. Было привлечено много новых интересных исполнителей, особенно для отделки, но фасады, мало пострадавшие при пожаре, сохранили первоначальный вид задуманный Львом Кекушевым.
В 1905 году состоялось торжественное открытие "Метрополя", внешний облик которого стал манифестом московского модерна и воплотил все лучшие достижения в модерне, в арт-деко, и в других современных художественных течениях архитектуры и градостроительства. К художественному оформлению фасадов и интерьеров были привлечены лучшие и самые известные инженеры, художники, архитекторы. В комплексе было электрическое освещение, вентиляция, лифты, телефоны во всех номерах, читальный зал и почтово-телеграфный узел.
В Москве можно найти немало домов, построенных по проектам Кекушева. Я познакомила вас с моими любимыми и жду ваших отзывов и впечатлений. До новых встреч на московских улицах.
#москва #путешествия по москве #история #архитектура #культура