На сайте Nature появилась статья «Charting a course to make maths truly universal». Вроде солидный ресурс, не каждый туда попадёт. Но, получается, если статья на правильную тему и в тексте есть слова типа «decolonization» и «Black Lives Matter», то прокатит и откровенная ерунда. Прямо по старой поговорке: «Анекдот тупой, зато про евреев» 😊
Начинается с причитаний о том, что история математики — это в основном французские и немецкие фамилии 18-19 веков. Плюс они были белые (!) мужчины (!). Вот беда!.. :)
Да и сейчас, дескать, мало докторских защищают представители других этнических групп. В доказательство приводится статистика США 2021 года: ни одного индейца и эскимоса, и всего 1.5% докторских защищено чернокожими. Почему не упомянуты китайцы и индусы, непонятно. Думаю, среди них процент заметный.
Дальше идут примеры использования в образовании математических примеров из жизни разных культур. Хороший педагогический приём, спору нет. Но это уровень школы, максимум первый курсов университета. К «деколонизации» притянуто за уши.
Вторая тема — про попытки развивать математическое образование в средней школе в Африке. Вот это уже по делу. Но тут же становится ясно и про «засилье в математике белых мужиков», и про 1.5% докторских защит чернокожими в США. В хорошие школы попадают единицы, и даже из их числа некоторые впервые видят компьютер! А если кто вырвется повыше, до университета и аспирантуры, то «экономический пылесос» почти наверняка заберёт его в США или Европу. Таким образом, колонизация продолжается, только теперь в метрополию плывут не рабы или товары, а мозги.
‘The next Einstein will be African’? — Не, ребята, для этого надо сделать много больше...
Наконец, последняя часть статьи — откровенное «бла-бла-бла» на волне популярной левацкой «повестки дня»: Black Lives Matter, George Floyd, etc.