Найти тему
Просто гуляя по свету

Рыцарь-разбойник (часть 50) Казнь Жиля де Рэ. Как случилось, что приговор был не до конца приведен в исполнение

Итак, Жиль де Рэ, ранее категорически отказывавшийся принести присягу в суде и не желавший разговаривать с судьями, неожиданно решил публично покаяться в совершенных им преступлениях. Вернее, сначала барон дал показания в покоях, которые были отведены ему в замке, в присутствии церковных судей и секретаря, который записывал его речь практически слово в слово. Герой нашей истории признал себя виновным и подтвердил слова свидетелей, подчеркнув, что все вышесказанное он совершал единственно из желания получить плотское удовольствие.

А вот на следующий день Жиль де Рэ объявил, что желает повторить свое признание, но уже публично и на французском языке (как я понимаю, чтобы его слова были понятны как можно большему количеству слушателей, так как процесс велся на латыни). Выступая на публику, "кровавый барон" не только признался во всех злодеяниях, о которых говорили Гриар и Пуату, но и добавил много подробностей по каждому из убийств и по попыткам вызвать демона.

Иллюстрация злодеяний Жиля де Рэ из открытых источников
Иллюстрация злодеяний Жиля де Рэ из открытых источников

Завершая свою речь, Жиль поведал о желании отправиться в Иерусалим, чтобы замолить свои страшные грехи, а потом обратился ко всем, кто его слушал, умоляя их не баловать своих детей и не потакать их желаниям и капризам. чтобы избежать преступлений тогда, когда они вырастут. (Возможно я наивная фантазерка, но почему мне кажется, что свое публичное покаяние Жиль затеял ради этих слов? Плюс мы снова возвращаемся к вопросу, который уже не раз обсуждали в комментариях: что же крылось в детстве Жиля?) После этого наш герой призвал почитать святую церковь, а последними его словами была просьба о прощении к тем, чьих детей он лишил жизни.

В последний день процесса (а было это 25 октября 1440 года) барону Жилю де Рэ были вынесены приговоры - как было принято в то время, по каждому преступлению отдельно. Церковный суд приговорил нашего героя к анафеме и отлучению от церкви - за ересь и вероотступничество, а также за святотатство и преступления против нравственности. (И вот тут мне непонятно: отлучали ведь уже по время расследования, затем помиловали. И снова отлучили в итоге. Так зачем тогда миловать то было?)

Что касается приговора светского суда, то бывший маршал Франции был приговорен к казни через повешение и последующему сожжению в следствие признания его виновным в колдовстве, а также в пытках детей, содомии и последующих убийствах. Согласно приговору, ближайшие приспешники барона Анрие Гриар и Эттьен Корилльо по прозвищу Пуату были приговорены к казни вместе со своим господином.

После оглашения приговора епископ де Малеструа предложил Жилю примириться с церковью, на что последний с радостью согласился, заявив, что он и в мыслях не держал никакого вероотступничества. После этого епископ Нанта отменил уже вынесенный приговор об отлучении. (Напомню: уже второй раз! Зачем тогда вообще было его выносить, этот приговор? Такое ощущение, что самое важное было - приговорить барона де Рэ к повешению, а остальное уже было неважно и дальше можно было миловать, отменять и т.д.)

Казнь была назначена на следующее утро. Таким образом бывший маршал успел исповедаться и отдать последние распоряжения по имуществу, которое после его казни отходило к его дочери Марии. (А почему было не раздать хотя бы часть его имущества несчастным родителям, потерявшим детей по милости Жиля де Рэ?)

Казнь Жиля де Рэ. Средневековая миниатюра
Казнь Жиля де Рэ. Средневековая миниатюра

На следующий день на острове, находящемся в месте слияния Луары и одного из ее притоков, речки Мадлен, с раннего утра были возведены три виселицы и три костра. Жиль де Рэ до последнего владел собой: он призвал своих приспешников быть мужественными и попросил палача казнить его первым, чтобы показать своим слугам пример.

Когда казнь свершилась и тела были водружены на костры, случилось неожиданное: едва костер был подожжен, его тут же потушили, а тело передали неким высокородным дамам. (Кто это был: жена Жиля или его дочь, а может кто-то еще, к сожалению, информации об этом в сохранившихся документах нет.) Тела его подельников были сожжены и пепел развеян по ветру, как было сказано в приговоре.

Тело Жиля было захоронено, согласно его распоряжению, в одной из кармелитских церквей и покоилось с миром до Великой Французской революции, а точнее до 1793 года, когда его гробницу постигла та же участь, что и гробницы многих других - надгробие было разбито, а останки уничтожены.

И я хотела бы закончить эту историю словами историка, переводчика и писателя Зои Лионидас, благодаря труду которой русскоязычные читатели смогли больше узнать об этой печальной истории: "Так закончился земной путь того, кто мог бы стать героем и памятью своей страны, а превратился в раба своих желаний, одержимого лишь манией убивать."

Однако, несмотря на то, что жизнь Жиля де Рэ подошла к концу, наша история еще не закончена. Поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.

Рыцарь-разбойник (часть 49) Что заставило Жиля де Рэ заговорить в суде и что именно он рассказал

История Жиля де Рэ с самого начала