Итак, Жиль де Рэ, ранее категорически отказывавшийся принести присягу в суде и не желавший разговаривать с судьями, неожиданно решил публично покаяться в совершенных им преступлениях. Вернее, сначала барон дал показания в покоях, которые были отведены ему в замке, в присутствии церковных судей и секретаря, который записывал его речь практически слово в слово. Герой нашей истории признал себя виновным и подтвердил слова свидетелей, подчеркнув, что все вышесказанное он совершал единственно из желания получить плотское удовольствие.
А вот на следующий день Жиль де Рэ объявил, что желает повторить свое признание, но уже публично и на французском языке (как я понимаю, чтобы его слова были понятны как можно большему количеству слушателей, так как процесс велся на латыни). Выступая на публику, "кровавый барон" не только признался во всех злодеяниях, о которых говорили Гриар и Пуату, но и добавил много подробностей по каждому из убийств и по попыткам вызвать демона.
Завершая свою речь, Жиль поведал о желании отправиться в Иерусалим, чтобы замолить свои страшные грехи, а потом обратился ко всем, кто его слушал, умоляя их не баловать своих детей и не потакать их желаниям и капризам. чтобы избежать преступлений тогда, когда они вырастут. (Возможно я наивная фантазерка, но почему мне кажется, что свое публичное покаяние Жиль затеял ради этих слов? Плюс мы снова возвращаемся к вопросу, который уже не раз обсуждали в комментариях: что же крылось в детстве Жиля?) После этого наш герой призвал почитать святую церковь, а последними его словами была просьба о прощении к тем, чьих детей он лишил жизни.
В последний день процесса (а было это 25 октября 1440 года) барону Жилю де Рэ были вынесены приговоры - как было принято в то время, по каждому преступлению отдельно. Церковный суд приговорил нашего героя к анафеме и отлучению от церкви - за ересь и вероотступничество, а также за святотатство и преступления против нравственности. (И вот тут мне непонятно: отлучали ведь уже по время расследования, затем помиловали. И снова отлучили в итоге. Так зачем тогда миловать то было?)
Что касается приговора светского суда, то бывший маршал Франции был приговорен к казни через повешение и последующему сожжению в следствие признания его виновным в колдовстве, а также в пытках детей, содомии и последующих убийствах. Согласно приговору, ближайшие приспешники барона Анрие Гриар и Эттьен Корилльо по прозвищу Пуату были приговорены к казни вместе со своим господином.
После оглашения приговора епископ де Малеструа предложил Жилю примириться с церковью, на что последний с радостью согласился, заявив, что он и в мыслях не держал никакого вероотступничества. После этого епископ Нанта отменил уже вынесенный приговор об отлучении. (Напомню: уже второй раз! Зачем тогда вообще было его выносить, этот приговор? Такое ощущение, что самое важное было - приговорить барона де Рэ к повешению, а остальное уже было неважно и дальше можно было миловать, отменять и т.д.)
Казнь была назначена на следующее утро. Таким образом бывший маршал успел исповедаться и отдать последние распоряжения по имуществу, которое после его казни отходило к его дочери Марии. (А почему было не раздать хотя бы часть его имущества несчастным родителям, потерявшим детей по милости Жиля де Рэ?)
На следующий день на острове, находящемся в месте слияния Луары и одного из ее притоков, речки Мадлен, с раннего утра были возведены три виселицы и три костра. Жиль де Рэ до последнего владел собой: он призвал своих приспешников быть мужественными и попросил палача казнить его первым, чтобы показать своим слугам пример.
Когда казнь свершилась и тела были водружены на костры, случилось неожиданное: едва костер был подожжен, его тут же потушили, а тело передали неким высокородным дамам. (Кто это был: жена Жиля или его дочь, а может кто-то еще, к сожалению, информации об этом в сохранившихся документах нет.) Тела его подельников были сожжены и пепел развеян по ветру, как было сказано в приговоре.
Тело Жиля было захоронено, согласно его распоряжению, в одной из кармелитских церквей и покоилось с миром до Великой Французской революции, а точнее до 1793 года, когда его гробницу постигла та же участь, что и гробницы многих других - надгробие было разбито, а останки уничтожены.
И я хотела бы закончить эту историю словами историка, переводчика и писателя Зои Лионидас, благодаря труду которой русскоязычные читатели смогли больше узнать об этой печальной истории: "Так закончился земной путь того, кто мог бы стать героем и памятью своей страны, а превратился в раба своих желаний, одержимого лишь манией убивать."
Однако, несмотря на то, что жизнь Жиля де Рэ подошла к концу, наша история еще не закончена. Поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное.
Рыцарь-разбойник (часть 49) Что заставило Жиля де Рэ заговорить в суде и что именно он рассказал