Два месяца назад наша семья переехала в киргизский город Ош с восьмилетним второклассником на домашнем обучении Лёвкой. Здесь мы встретили и знакомого одиннадцатиклассника. До переезда парень учился в обычной школе. В киргизской же его знания оценили так высоко, что даже предложили преподавать математику в 8–9 классах.
Время и его небольшой опыт показали, что, кроме общения со сверстниками, ощутимой пользы от учения он не получает. Мальчик перешёл на вольное посещение и оставил только дополнительные занятия в языковой школе. Практически все время сидит дома, кроме трёх дней по 2 часа, когда ходит на английский. С преподаванием всё затухло, потому что играть в учителя и реально им работать — разные вещи.
В недавней беседе он признался, что совсем скис. Это видно и невооруженным глазом. Мы сидели за столом, пили чай, и наш Лёва составлял расписание на следующий день. Будучи на семейном обучении, сын работающих на удалёнке родителей с тайм-менеджментом знаком не понаслышке.
Мы живём в частном доме, и у каждого есть домашние обязанности, в том числе топка печи и заготовка дров.
И вот Лёва составляет расписание, где виды деятельности сменяются каждые полчаса или час, кроме блока с уроками. Бормочет вслух, комментирует.
Наш гость интересуется:
— Что ты делаешь?
— Планирую завтрашний день.
— Фигня это. Я планирую-планирую, но ничего не делаю. Почти всё время смотрю киношки.
— А у меня не фигня — я выполняю план, если его составляю. Потому что он реальный.
И тут вмешалась я, потому что не могла сдержать своего удивления и даже возмущения. Протестировав парня на «конструктивном рисунке человека», чтобы определить состояние, решила немножко поддержать нашего приятеля. Рисунок показал, что юноша расслаблен, дезорганизован, его активность минимальна.
Школа планирует всё за школьника: расписание занятий и перемен, контрольных и лабораторных. А дети лишены этого навыка. Парень так и говорит: «Меня кто-то должен заставить и проконтролировать». И пока он жил дома, система работала. А теперь человек дезориентирован. Ему нужно готовиться к выпускному тестированию, а движения — ноль.
Есть дети с врождённым стремлением к систематизации, упорядочиванию. У них тонкое чувство времени, уверенная мотивация. Они в школе отлично успевают и развивают это качество. Я сама такой человек, и знаю таких ребят — и на СО, и в школе.
А есть другие дети, которых этому нужно учить целенаправленно и методично. Это мой сын и наш гость. Только Льва учат, а парня -– нет. Лёвин путь к такой норме длится уже три года, с выпускной группы детсада. И его планирование следующего дня — это кропотливый ежедневный труд. Без преувеличений.
Итак, вдохновившись Лёвкиным примером, наш знакомый одиннадцатиклассник достал блокнот, и мы принялись с ним формировать план на ближайшие дни. Только не тот, что он составил месяц назад и даже не начал выполнять, а другой. Более реалистичный.
В нашем совместном планировании мы следовали нескольким правилам:
1. Чередовать приятное с полезным. Пример из Лёвиного графика: поучил уроки, попил чаю с печеньками, сходил за углём, поиграл с друзьями на улице, посмотрел мультик, почистил снег во дворе, поиграл в лего, помог маме на кухне.
2. Планировать большой отдых, событие. Например, Лев раз в неделю имеет право на выходной от обязательного отбоя. Это его любимая радость. Он до часу-двух ночи читает книжки, грызёт яблоки, рисует, играет в свои игрушки. Иногда это бывает поход в кино, детский центр или что-то в этом духе.
3. Закладывать погрешность на форс-мажор: кто-то позвонил, отключили интернет, что-то сломалось или просто нездоровится. Чтобы планирование было не тяжёлым ярмом, а удобным инструментом. Например, в Лёвином плане ужин назначен на 18:30. Время, конечно, прекрасное, но я не вписалась в этот график. По факту ужин оказался на столе с опозданием на 15 минут. И хотя мы задержались, время, отведённое для приёма пищи (45 минут), оказалось достаточным для Лёвки.
4. Пункты, привязанные ко времени, вроде «отхода ко сну», переносить нельзя. Они помечаются одним цветом, а те, что можно менять местами, — другим. Вуаля!
5. Делать выводы. Если ты напланировал и чего-то не сделал — отметь, почему? Может, ты упустил какой-то пункт, который сделал, но не записал в план? Например, у Лёвы 2 часа на учёбу, но нет пункта «убрать на рабочем столе». А стол выглядит так, как будто без этого пункта жить дальше спокойно не получится. Тогда на следующий день добавляем 15 минут. Тестируем. Одобряем.
6. Начать с малого. Даже мы, взрослые, любим понаписать великих дел на длинном папирусе, а потом заниматься самобичеванием, что не справились.
Когда я посмотрела предварительную версию недельного плана нашего друга, то иронично улыбнулась. Там были одни дела. По максимуму.
— Да к этому и подойти страшно, не то, что рассчитывать на исполнение. Конечно, ты не сделал ничего.
А он, оценив предложенные мной пункты, так же иронично улыбнулся:
— Ну-у-у, ведь это очень маленькие шаги…
— По сравнению с твоими большими воздушными замками, из которых ты ни кирпичика не сделал реальностью, это большой прогресс, — ответила я.
— Ладно. Пробуем, — решил мой собеседник, и на этом мы распрощались.
Так я в очередной раз оценила наш способ обучения сына. Даже не сам способ, хотя он действительно крут, а приятные побочные эффекты в виде здоровой самоорганизации.
Если вам близки беседы о обучении, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Яна Набокова, мама второклассника на СО, педагог, писатель
Иллюстрации к статье от Екатерины Кондратишиной
Читайте также статьи автора: