Яндекс выпустил отчетность за 2022 год и в частности за 4 квартал и я хотел поделиться мыслями.
1. Экосистема
Начну с самого главного в Яндексе - с экосистемы. Единственное что следует смотреть в компании, которая ориентирована на продажу своей аудитории нескольких сервисов - это рост этой аудитории. Все последующие запуски новых продуктов будут строится вокруг экосистемы. (этим собственно и Тинькофф сейчас занимается - смотрите у них в отчетах за ростом аудитории и количестве проданных на 1 пользователя продуктов/услуг)
В Яндексе за 4 квартал Плюс стал почти что рентабельным, что очень здорово, прибавив 66% в аудитории год к году. Учитывая темп роста новой аудитории экосистемы мне кажется, что объективные отписки из-за уехавших из РФ будут не так болезненно восприниматься в 2023 году. Возможно положение около рентабельности позволит вложится в контент для Кинопоиска на фоне ухода Диснея и пр., и мы увидим аналог Netflix (к этому хочу отметить, что инвестировать надо в людей, а Михаил Китаев, продюсирующий сейчас съемки в Студии, на мой взгляд довольно крут).
2. Поиск и реклама
Основной источник денег в виде поиска и рекламы я бы не рассматривал. Он ожидаемо круто себя ведет, уход основных конкурентов говорит сам за себя. Фактически показатель является прокси на российскую экономику и если у нас возобновится рост ВВП в 2023 году, то рост по выручке от рекламы увеличится. Будем смотреть за этим показателем в 1-2 квартале 2023 г.
Единственное что хотел бы отметить, что VK запустили новый алгоритм в рекламе у себя и у них там резкий рост конверсий, поэтому стоит смотреть и их, могут захватить долю в рекламных бюджетах.
А пока в 2022 году Яндекс вырос в поиске и рекламе на 51% в EBITDA в рекламе в 4 квартале и на 45% год к году. Это шикарный кусок бизнеса, фактически российская монополия и залог успеха экосистемных продуктов путем перераспределения выручки внутри компании.
3. Райдтех и е-ком
Ожидаемое события по отражению в отчетности убыточной Delivery Club привело к росту убытков по направлению.
Такси/каршеринг/самокаты растут в количествах и в среднем чеке. Выкуп в 1кв 23 г. у Uber трети бизнеса такси фактически на все свободные средства смотрится адекватным на мой взгляд.
Электронная коммерция - в 4 квартале Яндекс ускорился до 101%, но в целом по году можно сказать, что ребята немного не в рынке. В 2022 году рост у Яндекса 67%, Ozon же растет (правда по данным за 9 мес.) на 98%. Но кусок бизнеса хороший, растет и развивается уже на больших масштабах. Перспективы отличные.
4. Финтех
Ожидал, что могут отдельно выделить финтех в отчетности, но судя по всему пока он безмерно мал. Хотя (на мой скромный взгляд) это один из будущих драйверов роста на собственной экосистеме. Все банки в мире начали превращаться в экосистемы только потому, что IT гиганты построили вокруг себя лояльную аудиторию, которая в рамках одного окружения будет потреблять все сервисы.
5. Реорганизация
"Успешная реструктуризация в интересах акционеров, сотрудников и пользователей — один из ключевых приоритетов для нас в 2023 году" написал Яндекс в пресс-релизе. И из этого сообщения я бы просто выделил, что среди "сотрудников" очень много "акционеров", и если их обидеть, то компания может превратиться в 0 за счет массового ухода. А обидеть - это фактически лишить многих сотрудников многих миллионов рублей, которые у них сейчас "заморожены" в таких же акциях, как у нас с вами, правда с зарубежным листингом.