Найти в Дзене
lavrenova.art

Зинаида Серебрякова: «За туалетом»

Автопортрет «За туалетом» Зинаиды Серебряковой сразу после выставки купила Третьяковская галерея, где она экспонируется до сих пор, изредка выезжая на крупные тематические мероприятия. Известно, что в коллекции наследников художницы хранятся наброски к шедевру, выполненные карандашом и акварелью. Но в публичном доступе ни сами этюды, ни их фотографии не появлялись. Серебрякова написала автопортрет «За туалетом» во время зимовки на хуторе возле села Нескучное Курской губернии. Как вспоминала потом художница, зима выдалась ранняя с большими снегопадами, повсюду были сугробы, и выходить на улицу на прогулки было затруднительно. Чтобы как-то занять досуг, Зинаида принялась рисовать себя и заполнять пространство холста всякими мелкими вещицами, разложенными на туалетном столике. В отличие от коллег, часто использующих зеркала в качестве подсобного средства, она включила его в сюжет в виде темно-коричневой рамы, обрамляющей портрет. А затем добавила еще один предмет — свечу, существующую в р

Автопортрет «За туалетом» Зинаиды Серебряковой сразу после выставки купила Третьяковская галерея, где она экспонируется до сих пор, изредка выезжая на крупные тематические мероприятия. Известно, что в коллекции наследников художницы хранятся наброски к шедевру, выполненные карандашом и акварелью. Но в публичном доступе ни сами этюды, ни их фотографии не появлялись.

"За туалетом. Автопортрет", 1909г.  Зинаида Евгеньевна Серебрякова
"За туалетом. Автопортрет", 1909г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Серебрякова написала автопортрет «За туалетом» во время зимовки на хуторе возле села Нескучное Курской губернии. Как вспоминала потом художница, зима выдалась ранняя с большими снегопадами, повсюду были сугробы, и выходить на улицу на прогулки было затруднительно. Чтобы как-то занять досуг, Зинаида принялась рисовать себя и заполнять пространство холста всякими мелкими вещицами, разложенными на туалетном столике. В отличие от коллег, часто использующих зеркала в качестве подсобного средства, она включила его в сюжет в виде темно-коричневой рамы, обрамляющей портрет. А затем добавила еще один предмет — свечу, существующую в реальном мире и в его зеркальном отображении.

А теперь давайте рассмотрим полотно поближе.

Зинаида Евгеньевна изобразила себя на холсте талантливо и гениально. От портрета веет чистотой и свежестью женской гармонии. Художница с любовью нарисовала себя перед зеркалом за утренним туалетом. Красивая, молодая женщина, обхватив одной рукой копну густых, длинных рыжевато-коричневых волос, расчёсывает их гребнем. Героиня портрета смотрит на отражение в зеркале и любуется своей молодостью и красотой.

На женской фигуре, слегка прикрытой, спущена лямочка ночного одеяния; также мы можем увидеть украшение из серебра на белоснежной руке. Все это добавляет к образу кокетства и игривости.

Доминирующий акцент полотна сделан на темных, смотрящих прямо на нас, глазах. Счастливый, немного плутоватый взор выражает озорство. Чернявые брови, яркие сочные губы свидетельствуют о том, что девушка изображена в самом расцвете сил. Жизнелюбие, оптимизм – вот что исходит от этой картины.

Зинаида Серебрякова. Фото.
Зинаида Серебрякова. Фото.

Также на переднем плане изображены полезные женские мелочи: флаконы с духами, подушечка для булавок и шпилек, шкатулки для бижутерии, носовой платок. За спиной можно рассмотреть широкие белые двери и незамысловатый интерьер спальни — с правой стороны расположен столик с тазиком, кувшином для воды, полотенцем и прочими принадлежностями для личной гигиены. Слева стоит кровать с кружевными подушками и ниспадающей простыней. На стене висит белоснежное одеяние, возможно, это домашний халат или накидка. Обстановка простая, но она не вызывает чувства обречённости. Напротив, общая атмосфера полотна радостная, наивно-восторженная. Это достигается благодаря нескольким деталям: у девушки ухоженные, красивые волосы, на её руке широкий браслет, в комнате чисто и аккуратно. На туалетном столике столько всего, что становится понятно: автор картины не бедствует и в целом довольна жизнью.

В создании легкого и непринужденного настроения картины сыграла роль и цветовая гамма, подобранная художницей. На холсте гармонично сочетаются теплые и холодные тона. Женская фигура написана в мягкой палитре, а голубоватые стены отблескивают морозной свежестью. Создается впечатление, будто комната и все, что в ней находится, залиты светом и источают свечение.

Вот Вам несколько интересных фактов о картине:

🪞О картине мир вовсе мог нем узнать, если бы решающую роль в ее демонстрации не сыграл брат художницы — Евгений Лансере. Именно он предложил отправить изображение на седьмую выставку Союза русских художников, что проходила в Санкт-Петербурге. Критики и простая публика восприняли картину хорошо.

🪞По своему совершенству и известности полотно «За туалетом» может сравниться лишь с такими полотнами художницы, как «Жатва», «Баня», «Беление холста».

🪞При работе над произведением Серебрякова использовала белила, превосходно отражающие свет.

🪞В качестве художественного обрамления используется отражение зеркальной рамы, что усиливает эффект присутствия и глубины пространства.

🪞При написании использовалась многослойная (многосеансная) техника. Это позволило Зинаиде четко смоделировать формы предметов и проработать детали.

Картина Серебряковой «За туалетом» – это отражение внутреннего мира художницы, ее лучезарности и неподдельной женской красоты. В картине подчеркивается естественная красота женщины, которая, к сожалению, быстротечна, и нужно уметь наслаждаться этим моментом – моментом молодости и счастья.

Какие эмоции картина вызывает у Вас?