Найти тему
вокруг да около

Дьявол кроется в деталях

«Неравный брак», 1862г.
«Неравный брак», 1862г.

Картина Василия Пукирева «Неравный брак» одна из моих любимых, при общем завораживающем впечатлении, раскрывается в жутких деталях.

В принципе, с первого взгляда по эмоциям изображённых понятно, что происходит на картине - стандартная грустная история, молодой девушке приходится выходить замуж за старого человека, чтобы её семья не обанкротилась, позабыв о чувствах, о первой любви и мечте "долго и счастливо". Такой сценарий часто встречается и в литературных произведениях, и в изобразительном искусстве, однако, чувствуется, что на картине происходит что-то неладное, что-то жуткое, даже для самой, из ряда вон выходящей, истории. И если мы обратим внимание на некоторые детали, раскроется вот что:

Священник, склонившийся с сочувствием к невесте.
Священник, склонившийся с сочувствием к невесте.

Во-первых, священник, несвойственно помолвочному процессу, не стоит с ровной спиной, провожая молодоженов в новую счастливую жизнь, а с какой-то болью и сочувствием склоняется к невесте, как-будто понимая, что её ждёт и на что она идёт.

Следующие, на кого стоит обратить внимание - это таинственные молодые люди, которые осуждающе наблюдают, слева - художник полотна Василий Пукирев смотрит на нас с ярким осуждением и тревогой, мол "посмотрите, что здесь творится". Справа от него - друг и соавтор Константин Фловицкий.

Старуха 1
Старуха 1
Старуха 2
Старуха 2

И наконец, изюминка этой жуткой истории - едва заметные две старухи, смотрят на новоиспечённого жениха с ненавистью и злобой. Только к ним несколько вопросов: почему они в венках, как у невесты? а почему они в белых одеяниях, похожих на простыню? или это не просто одеяние, а погребальный саван? А вторая старуха вообще за спиной священника стоит, где гостям находиться не положено, почему она там? Только вот живым не положено...

Даже сам свет на нашем полотне неестественно построен для церкви, это божественный свет. Именно из этого левого верхнего угла оживают все призраки бывших жён.

Помните? дьявол кроется в деталях. Вот одного из них мы раскрыли.

Эта картина имела огромный успех, но сам художник - Василий Пукирев не радовался. Оно и понятно почему, На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова.