Найти тему
Привет, читатель!

Книги, написанные искусственным интеллектом. Да, они уже здесь!

Оглавление
В этом году тема искусственного интеллекта (ИИ) очень быстро стала супертрендом. И не только в литературе.

Мир наблюдает за первыми и довольно успешными шагами нейросетей в науке и творчестве, и многих это пугает. ИИ выигрывает конкурсы фотографий, картин, пишет стихи, дипломы, ставит точные диагнозы... Кто знает, может быть, прямо сейчас какая-нибудь нейросеть пишет новый роман, который скоро попадет в списки бестселлеров и в наши сердца.

фото с сайта https://beincrypto.com/
фото с сайта https://beincrypto.com/

Писатели впечатлены. Да, это конкуренция. Но, согласитесь, завораживающая. И как все, что впечатляет и завораживает, искусственный интеллект все чаще и все больше осмысляется на страницах новых книг.

О разуме, созданном человеком, писали и раньше, еще сто лет назад. Первыми размышлениями об искусственном интеллекте можно считать книги, в которых действуют роботы – искусственное сознание в искусственной оболочке: пьеса «Россумские Универсальные Роботы» Карела Чапека, из которой, собственно, и пришел термин «роботы»; пьеса «Бунт машин» Алексея Толстого, что, собственно, переделка пьесы Чапека; многочисленные рассказы Станислава Лема и многие другие.

Книги об искусственном интеллекте появляются в некотором количестве каждый год. Другое дело, что массовый читатель на эти сюжеты не обращает большого внимания. Любители фантастики – да, а все остальные — скорее нет. Но конец прошлого года заставил и читателей, и писателей активнее рефлексировать ближайшее будущее, в котором ИИ существует не только рядом с нами и вместе с нами, но и вместо нас. И это не речевая формула, это реальность - не только мы можем фантазировать про ИИ, но и ИИ - про нас. Буквально.

Что же случилось, откуда такой всплеск интереса к этой теме именно сейчас? Вы только посмотрите на диаграмму роста писательского интереса к ней! Вряд ли есть сомнения, что очень скоро нас ждем настоящий бум художественных книг об ИИ.

Интерес писателей к теме ИИ в течение 2022 года. Источник Google Trends
Интерес писателей к теме ИИ в течение 2022 года. Источник Google Trends

В конце ноября 2022 года был запущен ChatGPT - тот, кто (уже можно говорить «кто», или пока еще «что»?) определенно изменит мир, но как именно — страшно представить. И если бы этот ChatGPT игрался только с поздравительными стишками или новостными статьями, мы бы выражали к нему свою снисходительность как и прежде. Как к ребенку, учащемуся писать. Но он за ночь написал дипломную работу, которую в одном из российских вузов приняли за продукт человеческого мозга! И не только ее. ChatGPT отлично коммуницирует, беседы с ним трудно отличить от бесед с человеком, он пишет красивые стихи о любви, генерирует продолжения всевозможных историй, пишет философские эссе, детские книги...

И наверняка ChatGPT уже где-то пишет большой роман. И можно предположить, что он нам понравится... Его более ранние братья по разуму самостоятельно (ну почти) уже написали несколько художественных книг, пусть и сильно уступающих конкуренту-человеку. Но ведь это только начало, ясельный период развития ИИ, и новые его версии всегда будут лучше предыдущих.

На что же способен ИИ уже сегодня? Вот несколько примеров его генераций (кажется, это пока еще не творчество. Или все-таки уже можно называть творчеством?), чтобы познакомить вас с новым видом литературы.

Павел Пепперштейн и Нейро Пепперштейн, «Пытаясь проснуться» (2022)

-3

Весной 2022 года в издательстве Individuum вышел сборник рассказов «Пытаясь проснуться», написанных писателем и художником Павлом Пепперштейном и его нейро-двойником. Это первая в России книга, написанная в соавторстве с искусственным интеллектом — в данном случае с нейросетью ruGPT-3, разработанной командой SberDevices. Эта нейросеть считалась самой объемной и сложной русскоязычной моделью на момент публикации открытого доступа к ее API в 2021 году.

Из 24 рассказов только половина принадлежит Пепперштейну-человеку, остальные сочинил Нейро Пепперштейн.

Это был писательский эксперимент. Нейросеть обучили имитировать стиль автора до такой степени правдоподобия, что в книге читателям не дали подсказок, где чей текст, оставив возможность угадать самим. Жанр рассказов можно назвать психоделическим реализмом, отчасти потому, что у самого автора такой стиль, а отчасти потому, что искусственный интеллект, по признанию Пепперштейна, писал как сонный, стремящийся проснуться разум — отсюда и название сборника.

«Тексты нейросети напомнили мне о фильме Вернера Херцога «Сердце из стекла», где все актеры играют под гипнозом. Состояние гипноза, в которое все они погружены, делает этих совершенно разных людей чем-то похожими друг на друга. У меня возникло ощущение, что искусственный интеллект тоже пребывает в таком непробужденном состоянии, в состоянии гипноза или морока. Он спит и работает во сне, но в нем присутствует подспудное желание пробуждения, стремление к пробуждению», – пояснил писатель.

Росс Гудвин и LSTM Networks, «1 the Road» (2018)

-4

В 2017 году американский художник Росс Гудвин решил провести эксперимент. Он обвесил автомобиль камерой наблюдения, GPS-модулем, микрофоном и часами и отправился из Нью-Йорка в Новый Орлеан — по маршруту Джека Керуака, описанного в романе «В дороге». Он также создал свою модификацию нейросети LSTM, которая через датчики считывала всю поступающую из окружающего мира информацию и генерировала текст на рулоне чековой ленты, по стилю нейросеть подражала Керуаку. Особенность нейросети LSTM в том, что она не передает контекст целиком, а решает, какую часть использовать, а какую — забыть.

Получившиеся мемуары Гудвин решил не редактировать, даже грамматические ошибки не стал исправлять, и представил миру первую пробу пера ИИ в чистом виде как она получилась. А получилась она своеобразным путевым дневником, можно сказать, потоком сознания, в ней нет классических сюжетных арок, стройности повествования, но есть узнаваемый стиль американских дорожных историй. Как стало понятно из сбора данных, книга была написана на основе настроения, задаваемого окружением, и того, как менялся в связи с этим разговор присутствующих рядом с нейросетью людей.

«Было без семи минут десять утра, и это было единственное хорошее из всего, что случилось», – так начинается этот роман.

Он был опубликован в 2018 году издательством Jean Boîte Éditions на условиях Гудвина, т.е., без редактуры.

Компания Google оплатила часть стоимости оборудования, заинтересовавшись работой Гудвина. Во время путешествия за машиной следовала съемочная группа, которая задокументировала четырехдневное путешествие; позднее о нем был снят документальный фильм.

Отзывы критиков не были отрицательными. Они были скорее завороженными. «Да, это не Джек Керуак, но между строк как будто бы мерцает его призрак», «Пиксельная поэтичность текста в разношерстной сборке американских образов», «Хотя книга довольно двусмысленна, сцены, описанные в ней, читать очень приятно», «Есть яркие и запоминающиеся строки», – таким было общее настроение читателей.

Джулия Джой Раффел (LSTM), «Обеденная депрессия» (2019)

О создании этой книги известно, что в ней все сгенерировано ИИ. Вообще все – и текст, и обложка, и даже стоимость, по которой ее выставили на Amazon. Больше о ней неизвестно ничего. Судя по отзывам, книга не зашла читателю, в отличие от предыдущего опыта. По содержанию нечто, похожее на вспышки цветовых пятен.

Дарби Ларсон, «Раздражитель» (2013)

Самый ранний эксперимент сотрудничества человека и нейросети: «Раздражитель» — история, изложенная в одном абзаце на 624 страницах. Это нетипичная для жанра фантастика.

В случае с "Раздражителем" текст не полностью составлен нейросетью. Точнее, текст - да, полностью, а композиция кусков текста - нет. Дарби сгенерировал текст, сочетая по собственному выбору текстовые структуры. Из многих, многих предложений, которые строит нейросеть по наущению Ларсона, некоторые из них имеют иллюзию смысла, другие кажутся мечтательными или сюрреалистичными, а многие — тарабарщиной. Ларсон берет несколько предложений, которые он сохраняет статичными, и повторяет их через различные промежутки времени, чтобы придать повествованию замедленный ритм. Другие предложения всплывают один раз и больше никогда не появляются. Возникает ощущение циклов внутри циклов, различных масштабных орбит повторения, которые изменяются и повторяются внутри себя... Но читатели его все равно не оценили, обозвав это все словесным болотом. До конца мало кто дотерпел.

-5

Про последние две книги можно сказать, что это не совсем даже и книги. Это скорее объекты концептуального искусства. Иллюстрация возможностей симбиотического творчества в момент зарождения этого творчества.

Сегодня сотрудничество человека и ИИ в том же книгоиздании не какой-то экстраординарный опыт, он довольно быстро становится будничным. ИИ уже сейчас генерирует иллюстрации и обложки для книг.

Свежайший российский пример - «Антонов коллайдер» (2023) Ильи Техликиди, антиутопия, обложку для которой сгенерировала нейросеть Midjourney, а человек отредактировал лишь немного финальную версию. Обложка получилась очень удачной – и в визуальном, и в смысловом отношении. И буктрейлер к книге тоже, кстати, сгенерирован Midjourney.

В этом году ждем выхода книги «Двести третье февраля» Ольги Птицевой, которую тоже, судя по донесшимся до нас слухам, проиллюстрирует Midjourney.

Другая будничность в существовании ИИ в жизни писателей заключается в том, что он уже сейчас помогает людям в моменты творческого кризиса. В 2021 году появилось приложение Sudowrite, использующее нейросеть GPT-3. Это приложение может создавать любые тексты в любом стиле, нужно только скормить ему несколько предложений для затравки. Недавно оно вместо автора New York Times дописало обзор книги об искусственном интеллекте. Изначально приложение создавалось для генерации новых идей и упрощения процесса написания текста, когда у автора писательский блок... Вряд ли дело ограничится одним только этим приложением.

В этом году ИИ (или даже симбиоз ИИ и человека) вряд ли возглавит списки бестселлеров, но кто помешает ему сделать это через год или два, ведь он так хорош! Хорош ведь, это трудно не признать. И как же мы будем относиться к его книгам? Будем ли считать их настоящими? И что теперь будет означать «настоящая проза»? Обозначим ли мы категорию ИИ-прозы чем-то отдельным, как обозначили женскую и подростковую? Учредим ли особые литературные премии?.. Что станет с живыми авторами?

Кстати, Илья Техликиди в «Антоновом коллайдере» уже ответил на последний вопрос – Пелевин, например, сам стал ИИ и продолжил выдавать в год по книге. Вполне реалистичная для необозримого будущего практика. Или все же обозримого?

- Жанна Алибулатова