Найти тему

Битва титанов или как Аватар завоевал сердца людей

Что же тогда происходит 190 минут? Во многом новый фильм — невинные приключения для детей и юношества, лето в пионерском галстуке: кто-то заплыл за риф, кто-то кому-то понравился, соседские дети обижают сестру. Джейк со своими казарменными замашками превратился в патриархальную фигуру, не так уж и сильно отличающуюся от полковника Куорича; эта рифма отражена в финальной части, где также можно найти несколько милых приветов фильму «Титаник» (если не считать, допустим, героя в наручниках на тонущем корабле совпадением).

А в основном происходит красивая картинка. Очень красивая картинка. Время от времени медитативные заплывы в духе соответствующих телепередач сменяются сценами конфликтов, на которых и вправду перехватывает дыхание. Побег от акулы! Охота на китов! Битва на плавниках! Джеймс Кэмерон сегодня как и 25, как и 40 лет назад, — гениальный экшен-постановщик; топ-3, может быть, топ-5 с учетом молодежи. Но достаточно ли этих великолепных всплесков энергии, чтобы оправдать живописное журчание остальных двух часов; Дэвид Аттенборо, только ненастоящий и с меньшей концентрацией драмы? Это не риторический вопрос, сейчас проверим; мир затаил дыхание.

Сэм Уорнингтон
Сэм Уорнингтон

Аватар новая резолюция?

Идея «Аватара» окончательно созрела еще до начала съемок «Титаника»; первый, вариант сценария был написан Кэмероном в 1994 году. Как любил говорить Рене Клер, «фильм готов, осталось его только снять». Но технический прогресс отставал, и Кэмерону пришлось ждать подходящего момента.

В 2000-е появляется технология motion capture (или, если коротко, mocap), позволяющая оцифровывать движения и мимику актеров с помощью датчиков, закрепленных на лице и теле, а затем генерировать дигитальные клоны персонажей. Посмотрев на то, как Питер Джексон использовал mocap, превращая Энди Серкиса в Голлума, а потом и Кинг-Конга, Кэмерон понял, что время пришло, и в середине 2005 года появились слухи о том, что режиссер начал работу над новым проектом.

Съемки Аватара
Съемки Аватара

Кроме того, удалось преодолеть так называемую проблему «мертвого глаза» (mocap отлично передавал движение лицевых мышц актеров, но не направление взгляда; глаза героев выглядели остекленевшими — помните жуткого оцифрованного Тома Хэнкса в «Полярном экспрессе»?). Актеры «Аватара» надевали специальные шлемы, к которым крепились небольшие камеры, фиксирующие движение зрачка.

Осваивать стереокино Кэмерон начал еще в 1990-е, когда снимал документальные подводные фильмы — «Призраков бездны» (про погружение к затонувшему «Титанику») и «Чужих из бездны» (про существ, которые живут в толще воды без солнечного света). Там, на дне морском, почти на другой планете, Кэмерон тестировал 3D-камеры, для того чтобы потом снять с их помощью сказку про Пандору.

Прошлое60% « &

Выйдя в прокат, «Аватар» вызвал в основном одобрение критики. Роджер Эберт сравнивал свои впечатления от просмотра с чувствами, которые он испытал увидев «Новую надежду» в 1977-м, но скептически высказывался относительно радужных перспектив 3D-кино (и оказался прав). Шутки про «космические „Танцы с волками“» и повсеместная ирония над наивными перипетиями сюжета вместе с восхищением техническими достижениями и красотой мира Пандоры — все это общие места рецензий на фильм «Аватара». Прозорливей всех оказался журнал Empire. Его рецензент писал, что идея планеты, где все энергии живых существ взаимосвязаны, не так уж и далека от концепции Силы Джорджа Лукаса. Кэмерон-сценарист действительно очень многое подсмотрел у Лукаса.

Сюжет «Звездных войн» был придуман под сильным влиянием книги Джозефа Кемпбелла «Тысячеликий герой», написанной еще в 1949-м. Сравнивая мифы разных народов и эпох, Кэмпбелл пришел к выводу, что становление героя везде происходит по одному и тому же сценарию и состоит из трех этапов: исход (герой покидает старый мир), посвящение (серия испытаний) и перевоплощение (обретение нового облика). Ровно это и происходило с Джейком Салли, покинувшим истощенную Землю и отправившимся колонизировать Пандору, населенную синими гуманоидами.

Кинопоиск :

«Аватар: Путь воды» (Avatar: The Way of Water, 2022)

Во время съемок «Аватара» технология mocap была усовершенствована: процесс захвата изображения происходил в реальном времени, то есть режиссер мог следить за тем, как актеры выглядят, уже будучи схематически преображенными в синих на’ви (так называемая технология SimulCam). 60% «Аватара» предполагалось создать с помощью компьютерной графики, и Кэмерон привлек студию Weta Digital, ранее работавшую над «Властелином колец». Позже к работе над CGI была подключена студIndustrial Light & Magic. Во время съемок «Аватара» технология mocap была усовершенствована: процесс захвата изображения происходил в реальном времени, то есть режиссер мог следить за тем, как актеры выглядят, уже будучи схематически преображенными в синих на’ви (так называемая технология SimulCam).