Что же тогда происходит 190 минут? Во многом новый фильм — невинные приключения для детей и юношества, лето в пионерском галстуке: кто-то заплыл за риф, кто-то кому-то понравился, соседские дети обижают сестру. Джейк со своими казарменными замашками превратился в патриархальную фигуру, не так уж и сильно отличающуюся от полковника Куорича; эта рифма отражена в финальной части, где также можно найти несколько милых приветов фильму «Титаник» (если не считать, допустим, героя в наручниках на тонущем корабле совпадением).
А в основном происходит красивая картинка. Очень красивая картинка. Время от времени медитативные заплывы в духе соответствующих телепередач сменяются сценами конфликтов, на которых и вправду перехватывает дыхание. Побег от акулы! Охота на китов! Битва на плавниках! Джеймс Кэмерон сегодня как и 25, как и 40 лет назад, — гениальный экшен-постановщик; топ-3, может быть, топ-5 с учетом молодежи. Но достаточно ли этих великолепных всплесков энергии, чтобы оправдать живописное журчание остальных двух часов; Дэвид Аттенборо, только ненастоящий и с меньшей концентрацией драмы? Это не риторический вопрос, сейчас проверим; мир затаил дыхание.
Аватар новая резолюция?
Идея «Аватара» окончательно созрела еще до начала съемок «Титаника»; первый, вариант сценария был написан Кэмероном в 1994 году. Как любил говорить Рене Клер, «фильм готов, осталось его только снять». Но технический прогресс отставал, и Кэмерону пришлось ждать подходящего момента.
В 2000-е появляется технология motion capture (или, если коротко, mocap), позволяющая оцифровывать движения и мимику актеров с помощью датчиков, закрепленных на лице и теле, а затем генерировать дигитальные клоны персонажей. Посмотрев на то, как Питер Джексон использовал mocap, превращая Энди Серкиса в Голлума, а потом и Кинг-Конга, Кэмерон понял, что время пришло, и в середине 2005 года появились слухи о том, что режиссер начал работу над новым проектом.
Кроме того, удалось преодолеть так называемую проблему «мертвого глаза» (mocap отлично передавал движение лицевых мышц актеров, но не направление взгляда; глаза героев выглядели остекленевшими — помните жуткого оцифрованного Тома Хэнкса в «Полярном экспрессе»?). Актеры «Аватара» надевали специальные шлемы, к которым крепились небольшие камеры, фиксирующие движение зрачка.
Осваивать стереокино Кэмерон начал еще в 1990-е, когда снимал документальные подводные фильмы — «Призраков бездны» (про погружение к затонувшему «Титанику») и «Чужих из бездны» (про существ, которые живут в толще воды без солнечного света). Там, на дне морском, почти на другой планете, Кэмерон тестировал 3D-камеры, для того чтобы потом снять с их помощью сказку про Пандору.
Прошлое60% « &
Выйдя в прокат, «Аватар» вызвал в основном одобрение критики. Роджер Эберт сравнивал свои впечатления от просмотра с чувствами, которые он испытал увидев «Новую надежду» в 1977-м, но скептически высказывался относительно радужных перспектив 3D-кино (и оказался прав). Шутки про «космические „Танцы с волками“» и повсеместная ирония над наивными перипетиями сюжета вместе с восхищением техническими достижениями и красотой мира Пандоры — все это общие места рецензий на фильм «Аватара». Прозорливей всех оказался журнал Empire. Его рецензент писал, что идея планеты, где все энергии живых существ взаимосвязаны, не так уж и далека от концепции Силы Джорджа Лукаса. Кэмерон-сценарист действительно очень многое подсмотрел у Лукаса.
Сюжет «Звездных войн» был придуман под сильным влиянием книги Джозефа Кемпбелла «Тысячеликий герой», написанной еще в 1949-м. Сравнивая мифы разных народов и эпох, Кэмпбелл пришел к выводу, что становление героя везде происходит по одному и тому же сценарию и состоит из трех этапов: исход (герой покидает старый мир), посвящение (серия испытаний) и перевоплощение (обретение нового облика). Ровно это и происходило с Джейком Салли, покинувшим истощенную Землю и отправившимся колонизировать Пандору, населенную синими гуманоидами.
Кинопоиск :
Во время съемок «Аватара» технология mocap была усовершенствована: процесс захвата изображения происходил в реальном времени, то есть режиссер мог следить за тем, как актеры выглядят, уже будучи схематически преображенными в синих на’ви (так называемая технология SimulCam). 60% «Аватара» предполагалось создать с помощью компьютерной графики, и Кэмерон привлек студию Weta Digital, ранее работавшую над «Властелином колец». Позже к работе над CGI была подключена студIndustrial Light & Magic. Во время съемок «Аватара» технология mocap была усовершенствована: процесс захвата изображения происходил в реальном времени, то есть режиссер мог следить за тем, как актеры выглядят, уже будучи схематически преображенными в синих на’ви (так называемая технология SimulCam).