Недавно приходил к нам в клинику один мой старый знакомый и пожаловался, что если бы он не знал меня лично, то подписав такое количество бумажек, какое ему выдали за один раз, он никогда бы больше в эту клинику не пришел.
Долго объяснял ему, что это не моя личная прихоть, тем более — не желание врачей подписывать десятки бумаг вместо того, чтобы заниматься лечением. Не уверен, что он понял, но расскажу один реальный случай, который произошел не так давно в одной стоматологической клинике, чтобы вы хотя бы примерно понимали, в каких условиях приходится работать врачам.
Приходит в клинику пациентка с жалобами на боли в области 27 зуба. Врач видит на снимке огромную кисту и принимает решение (совершенно правильное) об удалении данного зуба.
Удаление прошло хорошо, зуб был удален полностью вместе с оболочкой кисты. Врач (умница и молодец) внимательно рассмотрел то, что удалил, и ему структура удаленной кисты показалась несколько нестандартной. Проявляя онкологическую настороженность (просто пипец, какой молодец!!!), коллега отправил материал на гистологию.
Лаборатория по какой-то причине эту гистологию слегка задержала и выдала ответ только через 20 дней вместо стандартных нескольких дней. Оказалось, что врач был полностью прав, а его сомнения и предположения оказались как нельзя более своевременными. Диагноз звучал так: рак слизистой оболочки верхнечелюстной пазухи.
Пациентка за это время улетела в теплые края наслаждаться солнцем. Конечно же, получив извещение о диагнозе, она испытала некий шок, отдых пришлось прервать и лететь домой, чтобы пройти химиотерапию и прочее необходимое лечение.
Задумайтесь на минутку, как бы вы поступили на месте пациентки после решения всех проблем? Приехали бы к врачу с огромным букетом цветов, чтобы поблагодарить за грамотность и внимательность, которая спасла вам жизнь? Ведь не отправь он это дело на гистологию, пациентка бы упустила важное время и все могло закончиться очень печально. Или бы вы забили на благодарность врачу и в рутине позабыли бы о своем спасителе?
Пока вы решаете сложную морально-этическую проблему, расскажу, чем дело кончилось. Пациентка вовсе не забыла о враче, а подала на клинику в суд и потребовала возмещения ей морального вреда и расходов на лечение в размере трех миллионов рублей!!!
Да, она возжелала срубить три лимона за заболевание, которое развилось задолго до посещения стоматологической клиники, причем врач в развитии этого заболевания вообще никакого участия не принимал, мало того — вовремя его распознал и принял адекватные и единственно правильные меры.
Но самое поганое даже не это! Ну, разные люди бывают. Степень подлости, алчности и наглости у разных людей своя. Но суд, несмотря на то, что экспертиза подтвердила — «заболевание развилось задолго до посещения стоматолога», и «никакой причинно-следственной связи между заболеванием и удалением зуба нет», все равно присудил выплату пациентке 250 тысяч рублей за проведение химиотерапии и еще 500 тысяч морального вреда за то, что лаборатория, не имеющая никакого отношения к данной клинике, задержала результат.
Видите ли, по закону стоматологическая клиника обязана была подписать с лабораторией акт приема-передачи, а этот акт подписан не был, а потому клиника виновата по так называемому «формальному признаку».
И даже после апелляции, когда городской суд согласился, что при отсутствии причинно-следственной связи взыскивать деньги как бы не за что, все равно клинику оштрафовали на 100 000 рублей морального вреда. А врач еще и рад был, что легко отделался.
И как вы считаете, после этого станет данный коллега подписывать пятнадцать бумажек на лечение одного зуба? Думаю, что с этого дня будет подписывать тридцать!
Кстати, если бы врач тупо выбросил зуб в плевательницу и забил на него, то велика была вероятность, что вся эта история с ним бы не произошла. Пациентке очень скоро стало бы не до того, что она когда-то удаляла в той клинике зуб, а потом тихо умерла бы где-нибудь в хосписе без всяких претензий к стоматологам.
Как бы и задумаешься тут, а нахрена попу гармонь?!