Найти тему
PublicO

🗣Дебаты. Верны ли утверждения о снижении покупательной способности населения?

Весь прошлый год экономисты хватались за голову: люди перестают тратить деньги. Шоковый переход на сберегательную модель потребительского поведения, с одной стороны, препятствует росту цен, а с другой – грозит спадом всей экономике по принципу домино. Но появившаяся в последние дни статистика заставляет задуматься об обоснованности этих страхов.

За прошлый год потребление мяса в России выросло на 2,3% и достигло 79 кг на человека. Объем российской интернет-торговли в 2022 году вырос на 30% и достиг 4,98 трлн руб. Отчетность федеральных торговых сетей говорит о существенном, выше темпов инфляции, увеличении оборотов и доходов.

Так что же в действительности происходит? Узнали мнения наших экспертов.

Владимир Сальников, экономист:

«По ряду позиций товаров длительного пользования в период коронавируса и непосредственно после него еще с 2020 года был мощнейший всплеск продаж. Действовала такая модель: когда люди были ограничены в передвижениях, они тратили отложенные деньги на покупку этих товаров. Что называется, не поехал в Турцию, но купил новый холодильник, телевизор или стиральную машину. Население закупилось, понятно, что есть некий запас прочности, поэтому можно и снизить потребление по товарам не первой необходимости».

Никита Масленников, экономист:

«Суммарный показатель за прошлый год (потребительский спрос обычно считается суммарным оборотом розничной торговли, общественного питания и услуг населению) в годовом выражении «год к году» сократился на 4,1%. (…) Так или иначе, население соблюдает режим экономии в различных форматах. Говорить о том, что идет резкое повышение потребительского спроса, сложно, потребление остается умеренным. Режим экономии пока сохраняется, но некоторые сдвижки были, декабрьская-январская статистика по отдельным торговым сетям была более-менее приличная, что связано с традиционным сезоном: предпраздничные и постпраздничные настроения людей, каникулы. (…) Что касается того, как сети выходят в прибыль, в этом есть некая психологическая ловушка. Несмотря на режим экономии, оказывается, что в магазин люди ходят чаще и в итоге тратят достаточно».

Развернутые комментарии наших экспертов читайте на сайте
PublicO. А здесь оставляйте комментарии – вы экономите?