Наверное, можно было бы вынести что-то из «Песни волшебника» в качестве названия, но, кажется, этого не сделал только ленивый, сочиняя отзыв на нынешнюю премьеру мюзикла Алексея Франдетти в питерском ТЮЗе. Поэтому будет просто - «Обыкновенное чудо».
Конечно, большинство зрителей, особенно среднего и старшего возраста, смотрели музыкальный фильм Марка Захарова на музыку Геннадия Гладкова. Великолепный Олег Янковский в роли Волшебника, его жена Ирина Купченко в роли Хозяйки, Юрий Соломин - Эмиль, и Эмилия - Екатерина Васильева, еще молодой Абдулов - Медведь, блистательный Андрей Миронов… Судя по реакции зрителей в зале, многие помнят слова всех песен наизусть и с удовольствием поют их вместе с актерами. Стоячая овация в конце все два премьерных дня, море цветов, репортажи во ТВ и целая куча отзывов в интернете.
Для меня кино 1970-х, за редким исключением - это фантасмагория, попытка сбежать от реальности, предпринимаемая в дивные времена «застоя», и все это замиксовано с сомнительной модой того времени и странной музыкой. И тут - перенос всего этого добра в современный мюзикл!
Может, кто-то из зрителей даже видел постановку Поповски и Иващенко 2010 года в Театральном центре на Дубровке - я смотрела запись, и, как мне показалось, тот вариант был максимально приближен к киноверсии, только с чуть более «сказочными» героями.
У Алексея Франдетти же фантасмагория (а именно костюмы Виктории Севрюковой) соседствует со стилем модерн - к нему отсылает афиша мюзикла с характерным шрифтом и ажурной решеткой. Сам режиссер в одном из интервью говорил, что сцена «вдохновлена Санкт-Петербургом, а конкретно - ТЮЗом имени Брянцева» - ступени, которые являются на сцене доминантой - это и есть ступени самого ТЮЗа, а решетки и колонны - это отсыл к Витебскому вокзалу, расположенному неподалеку.
Вообще говоря, вдохновиться ТЮЗом, а точнее, его архитектурным обликом - это надо очень постараться, да еще и отнести его к чему-то безусловно «петербургскому». Да, здание ТЮЗа 1962 года постройки в городе известно, но я, пожалуй, с большой натяжкой могу назвать его чем-то знаковым или тем, с чем Петербург ассоциировался бы, но тут уж каждому свое. Вот Витебский вокзал - да, тут и модерн в полный рост, и уж точно петербургский дух.
Собственно, сама сцена и напоминает вокзал: стилизованные под металл конструкции, будто бы перронные столбы и даже маленький паровоз, время от времени проезжающий вдоль авансцены, на пару с проекцией настоящего поезда, проносящегося мимо.
Наверное, для людей со скудным воображением будет проблемой представлять предлагаемые места действия: дом Волшебника, трактир «Эмилия»… огромная лестница не пропадает со сцены никогда. Однако авторы мастерски работают со светом и проекциями, так что ощущения скучной статичной декорации не возникает. Впрочем, декорация эта далеко не статична: практически все ее части подвижны, добавляя немножко магии в само действие.
Актеры работают под живой оркестр, но, кажется, для Алексея Франдетти это уже must have: ведь даже в малюсенький зал «Приюта комедианта» он умудрился впихнуть музыкантов. Я всеми руками «за», ибо терпеть не могу мюзиклы, которые идут под «минус» - это разрушает всю атмосферу.
Среди команды создателей «Обыкновенного чуда» можно увидеть постановщика трюков и фокусов - так вот трюков и фокусов в спектакле предостаточно. Именно это мне запомнилось больше всего, потому что сделано действительно здорово: все начинается с появления Волшебника, который в буквальном смысле достает предметы из ниоткуда, превращает одно в другое, одним словом, колдует! На это очень залипательно смотреть, а у меня к практической магии в комплекте шли еще и изящные руки Ивана Ожогина (правда, из-за этих пассов в первые секунды мне примерещился граф фон Кролок, чур меня). Волшебник умеет останавливать время, а также делать так, чтобы люди появлялись и исчезали по мановению его руки.
Отдельная благодарность Алексею: он открыл мне уже двух абсолютно новых Иванов Ожогиных. Джарвис Пендлтон и Волшебник - это какие-то абсолютно новые сущности, ничего общего не имеющие со всем тем, что Иван играл до сих пор. И тут же претензия: обязательно надо было лепить Волшебнику усы?! Пусть Янковский у Захарова усат и бородат, пусть Балалаев у Иващенко носит сомнительные усишки а-ля Дали, но к чему усы Ожогину? Они добавляют немного какой-то мерзкости что ли…
Я не буду тут расписывать, как хорошо Ожогин справляется со своей партией, ну потому что я бы удивилась, если бы он не справился. Все и без меня в курсе, что он умеет петь, да?
Медведем у меня вечером 31-го был Иван Коряковский, который в своем дырявом свитере был просто непозволительно красив на фоне этой пестрой толпы. Костюм перекликается с версией 2010 года, но в ней Иван Медведя не играл, а нам вот повезло. Когда на сцене появлялся Медведь, немножечко щемило сердце, потому что он вносил нотку печали в этот гротеск и балаган.
Алексей Титков сделал совершенно чудного Короля, в котором, мне показалось, есть немного от Леонова и немного от Оззи Осборна. Такой престарелый рокер в короне, жуткая язва и балагур. Вокал отличный. Так и вижу, как он по вечерам казнит кого-нибудь ради развлечения (ну а что, голову-то голубю он отодрал!).
Немного не поняла Первого министра как персонажа, а Министр-администратор был бы, наверное, даже хорош, если бы не был уж настолько маслянистым. Хотя, впрочем, если в режиссерский замысел входило сделать его именно таким… Но я все равно не поняла, зачем было делать его развязным клоуном, все-таки немного опасной хитрости ему не повредило бы.
У Нонны Гришаевой получилась великолепная Эмилия, если бы не голос, ни за что бы ее не узнала. Как она очаровательно сквернословит! Трактирщик Владимира Чернышова очень мил и обаятелен, их дуэт мне понравился, очень органично смотрелись и очень трогательно.
Не зашел Охотник, но тут больше вкусовщина, ибо вопрос в моем персональном восприятии актера. Мимо меня прошла и Хозяйка - Мария Матвеенко, мне она показалось какой-то зажатой и холодной, а вовсе не любимой женой Волшебника. Так, просто персонаж для повествования.
Но самое мое большое разочарование - это Принцесса. Принцесса как героиня нравилась мне ровно до того момента, как ее нарядили мальчиком: куда-то делось все обаяние Юлии Дякиной, сам костюм какой-то странный, хоть и напоминает костюм Принцессы из фильма, движения какие-то неуверенные… потом создателям зачем-то потребовалось надеть на Юлию красное платье женщины-вамп все из той же эпохи модерна. Платье жило отдельно, Юлия - отдельно. Вообще, в этом платье, да и в этой сцене, Юлия очень сильно напомнила мне актрису Елену Соловей в фильмах Никиты Михалкова - и этим нарочитым надрывом, и тембром голоса… Вообще сказать, если роль Джуди в «Дорогом мистере Смите» только добавила Юлии обаяния, то роль Принцессы будто бы подчеркнула все недостатки, и вместо нежной девушки я наблюдала какое-то поломанное существо на грани нервного срыва. Хотя, опять же, если так и задумывалось…
И я совершенно, абсолютно и ни на секунду не поверила в то, что Принцесса влюблена в Медведя. Медведь - влюблен, Принцесса - нет. И это рушит всю магию.
Однако, несмотря на все мои вульгарные претензии, скажу, что мюзикл получился очень красивым, музыка Геннадия Гладкова совершенно дивная, а Алексею Франдетти очередное «спасибо» за то, что радует нас премьерами не только в Москве и вносит свежую нотку в явление под названием «мюзиклы в России». Мне кажется, участие Алексея в постановке в качестве режиссера давно стало гарантией качества: даже если спектакль окажется «не вашим», в нем совершенно точно все будет на высшем уровне.
А я непременно приду еще раз посмотреть на другого Медведя, Принцессу, Волшебника и Хозяйку.