Найти тему
Евгений Курилов

Звукосниматели

Оглавление

Звукосниматель - важный элемент любой электрогитары. Он является сердцем формирования звука, а дерево для музыкального электроинструмента уже дополняет его.

Каждый звукосниматель служит для строго определенной цели. У каждого из них есть своих х-ки влияющие на звучание гитары и сейчас Вы узнаете какой куда задействовать.

Сингл

Итак. Начнем, пожалуй, с самого первого в мире звукоснимателя для гитары - сингл.

Конфигураций данного звукоснимателя невероятно много, но основной принцип одинаковый - катушка с магнитом. Собственно, это строение всех звукоснимателей.

Принцип работы оставим для любопытных носов. Мы тут не электротехнику штудируем, а выбираем, понимаем и определяемся с необходимым звуком гитары.

Сингл
Сингл

Наглядное представление - 6 магнитов под каждую струну и медная обмотка на корпусе. Вот и все его простецкое строение.

Так-же существуют рельсовые синглы. Принципиальное их отличие в них - 1 магнит по всему корпусу (рельса), а не 6. Нужно это для того, чтоб звук гитары не терялся при мощном бенде (поднятию струны по ладу на грифе). 1 магнит равномерно распространяет свое магнитное поле по всей рабочей зоне звукоснимателя и передает этот сигнал без затухания ноты. Струна всегда находится над сердечником, однако такой сердечник рассеивает магнитное поле больше, поэтому звук менее выраженный и чёткий. Звучит круто, но лично я не замечал такого эффекта ни на одной гитаре с синглами, чтоб нота затухала при подтяжках. Так-же они достаточно дорогие, по сравнению с классическими 6-ти магнитными, поэтому считаю приобретение и установку их не совсем целесообразной.

Подходят синглы для исполнения музыки преимущественно на чистом звуке или кранче. Плотного "дждждж" на таком не добьешься (даже с рельсой), плюс фонит и ловит наводки. Для более мощного саунда существует следующий тип звукоснимателей

Хамбакер

А вот хамбы уже поинтересней, но и у них есть свои приколы.

В отличии от синглов, хамбакеры имеют пару катушек и пару магнитов на каждую струну. Как-бы сдвоенные синглы в одном корпусе.

Как их только не модернизировали: и отсечку ставят, и по рельсе на пару катушек, и одну рельсу на пару катушек, и смещают эти рельсы по разным сторонам, и противофазы.... Уф.. Это можно продолжать до бесконечности. Простор фантазий инженеров бесконечен.

Важная особенность хамбов - плотность звука. Именно на таких звукоснимателях были сыграны все рок песни всех времен и народов.

Хамбакер
Хамбакер

Часто синглы меняют именно на хамбакеры, т.к на них можно сделать отсечку - отключение одной из катушек звукоснимателя - что превращает его в "неполноценный" сингл.

Наглядное представление отличий сингла от хамбакера
Наглядное представление отличий сингла от хамбакера

Почему неполноценный? Все просто - намотка на катушке гораздо меньше, ведь если воткнуть два полноценных сингла в один корпус он станет больше и выхлопнее, что приводит к "свисту" от обратной связи практически от всего. Магнитное поле увеличивается в разы и ловит все помехи окружающей проводки. Это сопоставимо с выкрученными ручками Gain на всех примочках и усилителях разом. Фон будет нереальный.

Но и это не предел. Музыкантам, исполняющие более тяжелую музыку, и этого стало мало. Для них были придуманы активные звукосниматели

Активные звукосниматели

Они менее восприимчивы к электрическим помехам, чем пассивные, имеют встроенный источник питания - обычно предусилитель с питанием от 9-вольтовых батарей. Обычно дороже пассивных звукоснимателей. Достоинства: Менее восприимчивы к обратной связи, следовательно, обеспечивают более чистый звук. Так-же у традиционных пассивных звукоснимателей довольно сильное магнитное поле, это вызывает притяжение струн к звукоснимателям, что может негативно сказываться на сустейне и звучании в целом. Активные же звукосниматели разрабатываются со слабыми магнитами , поэтому струна сильнее и дольше вибрирует при ударе по ней.

EMG 81 85
EMG 81 85

Самые популярные активные звукосниматели считаются EMG 81 и EMG 85. Это самое выгодное расположение их на гитаре. Почти все именитые гитаристы в тяжелой музыке (такие как Джеймс Хэтфилд, Рихард Круспе, Дейв Мастейн, Закк Уайлд и т.д) используют именно эту комбинацию.

Так-же были созданы звукосниматели, которые и не синглы, и не хамбакеры, но имеют преимущества каждого из них и практически не имеют недостатков

P-90

Принято считать его все же синглом, т.к их строение схоже, но форма и звук напоминает хамбакер. Как и традиционные стратовские звучки, P-90 – это датчики с одной катушкой и отлитыми в земляной форме магнитами Алнико. В отличии от стратовских датчиков, в винтажных P-90 используется один проводник в экранирующей оплетке. Звук P-90 – это идеальный микс выхода и высокой чувствительности. В сравнении со стратом, звук толще, с «мяском» и большим количеством средних частот.

P-90
P-90

До таких звукоснимателей нужно "дорасти". Это как Chevrolet Impala 1967 года среди звукоснимателей.

Все это кончено хорошо, но а как вывести звук акустической гитары в колонки? И даже для таких задач есть решение

Пьезо звукосниматель

Пьезодатчики измеряют вибрацию. Магнитное поле, создаваемое магнитом создаёт электрический ток в обмотке, преобразовывая вибрацию струны в электрический сигнал. По похожему принципу работает и большинство микрофонов, кстати.

Хотя с другой стороны, у Курта Кобейна были врезаны привычные вышеупомянутые звучки прямо в корпус акустической гитары. Гранж, что тут поделать... Про акустические свойства инструмента при таком решении установки звукоснимателе говорить нет смысла, т.к звук сразу преобразуется от струны минуя все эти ваши деревянные дела корпуса и грифа

-6

Заключение

Иных способов передачи звучания инструмента пока человечеством не придумано. Разве что только не снятие напрямую микрофоном, что своего рода пьезо эффект.

Теперь Вам стало легче определиться какой и для чего звукосниматель нужен в том или ином жанре музыке.

Наука
7 млн интересуются