Найти тему

Берег левый, берег правый. Иван Кулибин и первая постоянная переправа через Неву

Петербург, буквально пронизанный водными артериями, почти 150 лет обходился без постоянных металлических переправ. Сегодня вспоминаем историю петербургских мостов и один из самых невероятных инженерных проектов конца XVIII века.

Приучение к «морскому делу»

Петр I со свойственным ему напором желал приучить жителей нового города передвигаться между островами исключительно по воде. В первые десятилетия Петербург существовал без мостов, а сообщение поддерживалось только с помощью лодок в летнее время и саней на льду Невы зимой.

Это было неудобно и, более того, совсем небезопасно, особенно в зимнее время. О начале санного движения по замерзшей Неве горожане узнавали от одного из петровских придворных шутов, который бил в барабан и первым переходил по льду, вооруженный, на всякий случай, веревками и крюками.

Первые петербургские мосты

-2

Первый мост в молодой столице появляется уже после смерти Петра, в 1727 году. Он соединил Васильевский остров, где Петр намеревался устроить центр города, и Адмиралтейскую сторону. Мост был наплавной или, по-другому, плашкоутный. Плашкоутами на голландский манер именовались плоские суда, в которых перевозили грузы.

Плашкоуты, соединенные канатами, выстраивались в ряд от одного до другого берега Невы. В пролетах между судами настилали деревянные бревна, которые и составляли полотно моста.

Этот первый петербургский мост назывался Исаакиевским и был наведен напротив того места, где сегодня установлен памятник Петру I на Сенатской площади. В первой половине XVIII века здесь неподалеку располагалась церковь Исаакия Далматского, предшественница Исаакиевского собора.

Со временем в городе появилось еще несколько наплавных мостов:

  • Никольский (Тучков) - между Васильевским островом и Петроградской стороной,
  • Воскресенский - от Воскресенской набережной на Выборгскую сторону,
  • Каменноостровский - между Петроградской стороной и Каменным островом и т.д.

Но с каждым годом быстро растущий город-порт все острее нуждался в более надежных и совершенных переправах.

Проект Ивана Кулибина

Гениальный нижегородский изобретатель Иван Кулибин, оказавшись в Петербурге по приглашению Екатерины II, сразу отметил неудобства, которые приносит горожанам отсутствие постоянного моста через Неву.

Портрет И. П. Кулибина. П.П. Веденецкий (Государственный Эрмитаж)
Портрет И. П. Кулибина. П.П. Веденецкий (Государственный Эрмитаж)

Вот, что пишет Кулибин о своих впечатлениях:

"Множество народа в прохождении по Большой Неве имеют нужду, проходят с великим страхом, а некоторые из них и жизни лишились...Начал искать способ о сделании моста"

Иван Кулибин предложил невероятно смелую и оригинальную конструкцию. Мыслимо ли, во второй половине XVIII века придумать проект огромной деревянной арки длинной 294 метра без единой опоры!

-4

Отказ от опор во многом был связан с природными условиями - быстрым течением Невы, бурными весенними ледоходами, серьезной глубиной (в некоторых местах она достигает 20 метров) и штормовыми ветрами. Суровый климат мог помешать сооружению опор и дальнейшему их обслуживанию. Учитывал Кулибин и ограничения для судоходства. Высота арки должна была быть такой, чтобы под ней свободно проходили парусные корабли.

Арка моста была сконструирована из досок, поставленных на ребро и соединенных металлическими болтами. Впечатляли огромные береговые устои, высота которых составляла 13,8 метров, а длина вдоль берга - 53,3 метра. Они были задуманы в виде могучих деревянных параллелепипедов, покоящихся на каменном фундаменте, который представлял собой ферму из каменных стенок. Так Кулибин предполагал обезопасить деревянные части от гниения.

Совершенно новой была идея сделать проезжую часть подвесной, то есть верхняя галерея предполагалась для пешеходов, а нижняя - для общественного транспорта.

Модель как доказательство

К столь дерзкому и дорогостоящему проекту многие ученые мужи и высокопоставленные особы относились со скептицизмом. Для проверки точности расчетов решено было выстроить точную модель моста в одну десятую натуральной величины. Усилиями Григория Потемкина на создание модели из государственной казны была выделена 1000 рублей. Для Кулибина такая помощь оказалась своевременной. Только так он мог подтвердить свои теоретические обоснования.

-5

Эксперимент длился почти месяц. На 30-и метровый мост положили 3870 пудов нагрузки (почти 6225 кг). Это было на 570 пудов больше, чем предусматривалось расчетами. Для убедительности во время опыта на мост входили еще несколько человек.

Модель блестяще прошла все испытания, но проект так и не был реализован. После смерти Потемкина по приказу Екатерины II, модель моста перевезли в Таврический сад, где она и простояла еще более 15 лет. В 1816 году мост обрушился от ветхости и, в итоге, его разобрали. Для Кулибина разрушение деревянной модели не было неожиданностью. Уже в преклонном возрасте инженер работает над созданием металлического моста.

И только в 1850 году два крупнейших городских района впервые соединяются постоянным металлическим разводным мостом, который получил название Николаевского (ныне Благовещенский).

Мост Кулибина и другие нереализованные и утерянные памятники архитектуры показываем на нашей VR-экскурсии "Несбывшийся и утраченный Петербург. Автобусная экскурсия с VR от Петропавловской крепости до стрелки Васильевского острова"

-6