Найти тему

Как игрушки влияют на детей

С первых дней жизни малыш находится под постоянным воздействием окружающей его среды. Комната, в которой он находится, воздух, которым он дышит, предметы, на которых он останавливает свой взгляд, звуки, которые его привлекают, - все это прямо или косвенно влияет на физическое и психическое развитие ребенка.

С помощью игрушки ребенок вырабатывает жизненно необходимые навыки, упражняет свои мышцы, развивает внимание, настойчивость, творческие силы.

Игра для ребенка- это труд, и так же, как у взрослого, производительность труда зависит от того, какими инструментами он работает. У ребенка же польза, которую он извлечет в процессе игры, зависит от игрушек.

Одним из наиболее важных требований, предъявляемых к игрушкам, является соответствие их по своему сюжету, характеру оформления, размеру и весу возрастным особенностям ребенка.

Движение детей первых трех месяцев жизни крайне несовершенны. Такие малыши еще непосредственно не пользуются игрушками, не трогают их руками, а только следят за ними взглядом; их привлекает не смыл игрушки, а окраска или звуковой эффект.

В этот период жизни детям нужны крупные, яркие подвесные игрушки. Необходимо учитывать, что ребенок этого возраста может различать только простые и основные цвета - красный, зелёный, желтый и синий. Цветные резиновые шары, кольца с цветными шариками, погремушки других видов ( рыбка, куколка, белочка), подвешенные над кроваткой так, чтобы было удобно смотреть, вызывают улыбку ребенка; он «гулит», двигает ручками и ножками, выражая этим свою радость.

В более старшем возрасте - 3-7 месяцев, когда формируются непроизвольные, а затем и произвольные движения. Нужны игрушки для развития движений рук, общих движений, а затем действий с предметами. Игрушки нужно тоже подвешивать над кроваткой с таким расчетом, чтобы ребенок свободно касался их протянутой рукой. Вначале он случайно наталкивается на них, затем старается захватить, начинает размахивать ими, постукивать, перекладывать их одной руки в другую и тянет в рот. Учитывая, что в этот возрасте ребенок уже «действует» с игрушкой, а не только следит за ней глазами, нужно давать ему игрушки, не смывающейся теплой мыльной воде.

Не следует покупать кустарные игрушки на базарах, так как обычно их не контролируют санитарные врачи, как это делается в магазинах, и они могут быть окрашены не только легко смывающимися красками, но и красками, содержащими ядовитые вещества.

На игрушке не должно быть легко отделяемых мелких частей- ребенок может засунуть их в рот, нос, они могут попасть в дыхательные пути. Игрушка не должна иметь острых краев, углов, которыми он может оцарапаться.

Для детей 3-7 месяцев нужны яркие и громкие погремушки различных видов, а так же издающие звук резиновые игрушки- птички, зайчики, лягушки.

В этом возрасте происходит постепенное формирование навыков активного действия с двумя предметами одновременно, и игрушки соответственно следует подбирать так, чтобы ребенок мог действовать с ними. Нужно покупать ему, например коробочку и крышку к ней, открывающихся матрешек, ведерко и формочки к нему. Прежде чем дать ребенку игрушку, нужно показать, как ею пользоваться. Например, разложить и сложить коробочку один-два раза и проследить, как это будет делать малыш.

В период с 10-12 до 14-15 месяцев у ребенка развиваются цветоощущение слух. Игра и игрушки могут иметь очень большое значение в правильном развитии. Годовалые дети еще не могут придумать сами, где играть и чем играть, нуждаются в руководстве и помощи взрослых. По мере возможности надо создать им условия для свободных действий. Лучшими местами для игры являются углы комнаты, светлые места рядом со шкафом у одной из стен, у спинки кровати.

Дети любят играть на полу, и потому хорошо постелить в углу чистый коврик, поставить стол и стулья, соответствующие их росту.

На маленьком стуле, за низким столом ребенок сидит в правильной позе, меньше устает, а значит, дольше может самостоятельно играть. Удобный ящик или низкая полка для игрушек дают возможность ребенку самому взять и поставить обратно нужную игрушку. Это приучает его к самостоятельности, к аккуратности.

В 2-3 года в игре и во всей деятельности ребенка постепенно формируется его воображение. Для игры в этом возрасте нужны игрушки, своим видом наталкивающие детей на воспроизведение тех или иных действий, виденных в жизни: куклы различных видов, игрушечные животные, пирамидки различных видов.

Важно не только правильно подобрать игрушку, но и обеспечить ее безвредность - ведь через загрязненную игрушку могут передаваться возбудители различных болезней.

Ежедневно, когда ребенок ложится спать, необходимо мыть игрушки горячей мыльной водой температуры 50-60 градусов.

Игрушки хранить нужно специально выделенном для них месте: на полке, в ящике, причем важно со второго года жизни приучать ребенка после окончания игр, аккуратно ставить их на свое место. Это разнообразит и усложняет деятельность детей, приучает их к аккуратности.

Не следует давать ребенку сразу все игрушки. Это рассеивает развитие, ребенок отвлекается, не может долго заниматься одной игрушкой и в конечном итоге все они становятся неинтересными. Лучше давать 1-2 игрушки, переодически их заменяя.

Игра и игрушка - весьма существенный элемент воспитании ребенка. Умело используя их, можно не только улучшить его психическое развитие, но и укрепить здоровье, привить бодрость и жизнерадостность.