Найти тему

Личная революция: Практические результаты изучения «Тайной доктрины»

Спокойное изучение труда «Тайная доктрина» (Т.Д.) — созерцательная задача, и в то же время она предполагает серьёзное личное исследование. Процесс должен охватывать все уровни сознания и восприятия пилигрима, включая безмолвную интуицию и медленные методы изучения с опорой на самые разнообразные словари и классические произведения разных восточных и западных традиций.

Поэтому мы не должны подходить к изучению Т.Д. как к однонаправленному чтению, посредством которого «мы просто собираем информацию и узнаём что-то».

Однако однонаправленное и поверхностное чтение, ограниченное поверхностными словами, сегодня является наиболее частым способом из-за отсутствия подготовки и из-за уровня неосведомлённости среднего читателя.

Немногие стремятся улучшить способ своего мышления. Даже в эзотерическом движении говорящих попугаев больше, чем следовало бы. Не многие стремятся ясно мыслить самостоятельно.

Одним из величайших бедствий теософского движения в двадцатом веке, например, было желание многих теософов завоевать благосклонность академических кругов и их желание «выглядеть учёными». (См. статью О том, как пытаются выглядеть учёными)

Многие теософы отказались от обязательной теософской критики современной науки и начали бездумно восхвалять университеты и узкие мирки академической деятельности. Многие эзотерики предпринимали детские попытки придать видимость легитимности своим поверхностным представлениям об эзотерической философии.

Первоначальная теософия никогда не ограничивалась просто критикой догматической религии. Она демонстрирует ограниченность и ошибки академической науки, которых немало. Традиционная и материалистическая наука часто столь же догматична и фанатична, как и обычная религиозная секта. Большинство приверженцев «современной науки» стремиться, прежде всего, к деньгам и личной власти под тонко замаскированными способами.

Взгляните, например, на объём научной деятельности, в настоящее время направленной на исследования и разработку оружия, ядерного и обычного, и на объём других видов деятельности, направленных на получение прибыли и стимулирование потребительского интереса, если не на прямое уничтожение.

Даже психология и медицина претерпевают в значительной степени искажения из-за экономических интересов, которые, как мы знаем, не имеют под собой ничего научного, кроме маскировки, чтобы выглядеть законными. Прискорбно видеть сегодня интенсивное использование психологических и технологических знаний с целью содействия господству над целыми народами на уровне сознания.

Однако стремление к истине не может быть поставлено на службу бюрократическим или материалистическим институтам, независимо от того, называют ли они себя религиозными, технологическими или научными.

Поиск истины или чтение «Тайной доктрины» будет эффективным, если это является деятельностью, совершающейся в нашем внутреннем и независимом храме, который безмолвно присутствует в каждой человеческой душе.

Должна быть и смелость, и скромность. Работа должна вестись интенсивно, но также скромно.

Читатель, не обладающий совершенным терпением и способностью к концентрации, вскоре разочаровывается в необходимости рассматривать почти каждое предложение «Т.Д.» и уж тем более каждый абзац как загадку, головоломку, уравнение, которое нужно решить.

При эффективном изучении «Тайной доктрины» (ТД) пилигрим не ограничивается изучением того или иного отрывка на словесном уровне.

Он добавляет в своей душе эмпирически определенного рода непосредственное восприятие космоса и его повторяющихся вечностей.

Он осознаёт, что он сам, рассматриваемый как дух, является частью волн и приливов вселенской или космической жизни. Он просыпается с каждой новой манвантарой и засыпает с началом каждой пралайи. Он населяет разные глобусы и является частью материальных рас — более плотных, чем нынешнее человечество, а также частью «доадамических», нематериальных, одухотворенных рас.

Он частично понимает различные виды вечного времени и безграничного пространства. Он знает, что даже вечность и самая необъятная необъятность должны претерпевать нечто вроде циклического обновления, пребывая в бесконечной Продолжительности.

По мере обучения ученик перестаёт отождествлять себя с плотным материальным миром и начинает осознавать своё единство с тонкими мирами, пространство-время которых «относительно необъятно» и почти непостижимо.

Таким образом, изучение Т.Д. приводит к медленному, синхронному и трудному преобразованию личного и практического мира читателя.

Это требует максимального приложения его интеллекта, но также требует преобразования его конкретного существования и провоцирует таковое.

При чтении Т.Д. первым шагом является проверка того, сохраняет ли читатель связь и единение со своими собственными чувствами. В теософии любое знание, исключающее чувства, интуицию и независимое мышление, не является знанием. Это может быть только поверхностным запоминанием слов и понятий, т. е. деятельностью, центром которой является детское тщеславие, чувство, часто встречающееся в академических и даже эзотерических кругах.

Основной вопрос заключается не в том, «читать или не читать Т.Д.», а как читать это сочинение. Эмпирическая позиция является правильным подходом. «Тайная доктрина» представляет собой сложную дверь, открывающуюся на путь, ведущий к посвящению, другими словами, к значительному расширению сознания.

Внимательное изучение меняет читателя. Оно расширяет ваше сознание, очищает вашу жизнь и изменяет ваши приоритеты. Оно приближает вас к космосу прямым практическим путем.

Любое небесное блаженство связано с какой-либо формой земного страдания, что делает возможным такое блаженство. И каждый изучающий должен постепенно пережить болезненную утрату того простого мира, в котором он жил, прежде чем открыть для себя трансцендентные блага эзотерической философии.