Сложно сказать, кто именно был первым человеком, заигрывавшим с регги в русском роке. Вариантов тут много, но в моём понимании чистым регги впоследствии занимались у нас две-три группы. Это точно «Комитет охраны тепла» и «Джа Дивижн». Ну и видимо, можно отнести туда же эксперименты такого замечательного человека как Александр Лаэртский. Однако речь пойдёт не о явлении в целом, а об отдельном и в данном контексте неожиданном человеке. Хотя как неожиданном? Мне лично уже попадались статьи с заглавиями в духе, что Александр Барыкин отец русского регги. Вопрос дискуссионный, но некие основания для такого мнения всё же имеются.
С детства его биография связана с музыкой. Он успел отучиться в музыкальной школе, правда, занимался там он там не гитарой, а домрой. В старших же классах будущий гитарист собрал свой первый коллектив, с которым и выступал на танцплощадках. Насколько я понимаю, после школы он окончил музыкальное училище по классу вокала, а затем отправился отдавать долг Родине. Это у современных музыкантов имеется масса слов о какой-то смелости и любви к Родине, а в Советском Союзе люди просто шли и служили. Это куда красноречивее говорит о патриотизме. Начинал Барыкин, кстати, служить в ракетных войсках, но довольно быстро его перевели в ансамбль Московского округа. Ну а дальше и началась профессиональная карьера.
На протяжении всех 70-х годов Барыкин набирался опыта в различных ВИА. Он успел переиграть в таких ансамблях как «Весёлые ребята», «Самоцветы» и отметился даже в сочинской группе «Жемчуг». Успел тогда же он, и поработать в студии с Давидом Тухмановым, а так же записать песню для телефильма. То есть к тому моменту, когда он решил собрать с Владимиром Кузьминым группу «Карнавал» Барыкин был уже опытным музыкантом. А познакомились они, кстати, во время совместной работы в ВИА «Самоцветы». У Кузьмина тоже был крайне витиеватый путь на большую сцену. Но речь всё же не о нём.
Так вот именно с группой «Карнавал» Барыкин и добился популярности. И как раз некоторые из песен той группы принято относить к регги. Хотя как по мне всё же регги там немного. Да это, в общем-то, и неважно. Важно, что группу заметили и в 1981 году был выпущен диск на «Мелодии». Это сейчас новым альбомом никого не удивишь, а в то время пластинка, да ещё и изданная тиражом в 5 миллионов экземпляров была невероятным успехом. Видимо успех и вскружил голову, как Барыкину, так и его коллеге Кузьмину. Название «Карнавал» осталось в итоге за Александром, а Кузьмин ушёл в свою собственную группу «Динамик».
Главное что тут стоит отметить так это то, что музыканты сохранили в итоге нормальные отношения. И по воспоминаниям знакомых Барыкин всегда отличался дипломатичным складом характера. Нет в сети каких-то историй связанных со скандалами, как нет и всего того, что так любила жёлтая пресса в 90-х. Человек просто занимался музыкой и умудрился в какой-то момент записать песню, сделавшую его всесоюзной звездой.
Да, если кто-то скажет из вас, что не слышал никогда песню «Букет», то я сильно удивлюсь. Кстати стихи там не его, он сделал только музыку и через несколько лет своё творение стал недолюбливать. Дело в том, что коллеги обвиняли его в том, что он ушёл в эстраду, а зрители требовали как раз «Букет» на концертах.
Здесь можно было бы сказать, что он певец одной песни, но дело в том, что с «Букетом» это скорее какой-то курьез. Почему именно она осталась в людской памяти я не понимаю. Как минимум у Барыкина были такие хиты как «Аэропорт» и «За той рекой». Ну и возвращаясь к вопросу о регги, то если прислушаться к мелодиям этих песен, то очевидно, что вдохновляло музыканта.
Конечно же, это не Боб Марли, но кто сказал, что именно в таком виде должен играться регги? Ну и увлечение этой музыкой хорошо отразилось в сотрудничестве с группой «Dub TV». Если вы не слышали диск «Ракета с юга», то рекомендую. Как минимум ознакомление с этой записью полезно для расширения кругозора. Ну и заодно она даёт понять насколько разным мог быть Барыкин. Потому и считать его только отцом русского регги бессмысленно. Он работал в разнообразных стилях.
К сожалению, музыкант прожил недолгую жизнь. В 2011 году его не стало, но и ушёл он достойно, отыграв концерт, Александр с трудом допел последнюю песню и ушёл со сцены. И только потом его увезла скорая, но врачи оказались бессильны. Ему не было даже шестидесяти лет, но с другой стороны он всё же прожил большую и насыщенную жизнь. Тем более его музыка живёт и сейчас иной раз где-то можно услышать то его знаменитый «Букет», который он сам невзлюбил, то всё тот же «Аэропорт».
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.