Одним из способов развития речи детей является пение. Пение — это отличная гимнастика для мышц, участвующих в дыхании, голосообразовании и артикуляции. Пение влияет и на психические процессы в организме, оно оказывает успокаивающий и расслабляющий эффект, который обязательно отразится на качестве речи.
Существует целый алгоритм по устранению серьезных речевых нарушений с помощью пения. Сначала детей учат пропевать отдельные гласные звуки. Потом слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие у ребенка затруднений в произношении. Далее последуют слова, простые короткие предложения и уже потом не сложные детские песенки. Одновременно с такой певческой работой ребенка учат правильно дышать и развивают его ритмические навыки.
Я кратко рассказала о том, как специалист ведет коррекционную работу по преодолению нарушений речи с помощью пения. Для самостоятельной работы вы можете выбрать наименее сложные виды упражнений.
В определенной последовательности пойте гласные «У» «О» «А» «И». В этом упражнение надо обязательно следить за тем, чтобы мышцы лица, губы и нижняя челюсть не были скованны. Губы ребенка контролируйте обязательно, например, чтобы спеть звук «У», они должны превратиться в небольшой хоботок. Голос должен звучать мягко и свободно, звук не должен быть гортанным.
Когда ребенок начнет правильно и хорошо пропевать гласные звуки, можно начинать петь слоговые дорожки. Выберите три-четыре согласных звука, которые ребенок произносит правильно и придумайте звуковую дорожку, например, МА-МО-МУ. Рекомендации к этому упражнению будут такие же, как и к предыдущему.
Думаю, более сложные упражнения лучше делать под контролем специалиста. Попробуйте хотя бы периодически посещать занятия, чтобы специалист показал, как эти упражнения надо делать и дал рекомендации по их выполнению. Также специалист будет обучать ребенка правильно дышать.
Перед звуковым пением лучше сделать артикуляционную гимнастику. Написано об этой гимнастике очень много и всю интересующую информацию можно найти в книгах или в интернете. Я про особенности выполнения такой гимнастики, напишу в следующей логопедической статье.
В заключение хочу сказать, слушайте с ребенком и детские песенки, и песни, которые вы любите сами. Вместе с ребенком подпевайте и пританцовывайте. Если малыш еще не говорит, подпевайте сами, но при этом ребенок должен видеть ваше лицо, артикуляцию, эмоции, улыбку. Если у ребенка есть ограничения в движении, научите его тем движениям, которые он точно сможет сделать под музыку, возможно ребенок с удовольствием будет хлопать в ладоши.
Эти занятия пойдут на пользу не только детям, но и взрослым. Гормонов счастья прибавиться и настроение улучшится :)
Изображение на аватарке - из кладовых интернета.