Найти в Дзене
181,5K подписчиков

Как это было... Художник, запечатлевший славные и горькие страницы русской истории

2,4K прочитали

Рядовой Тенгинского пехотного полка 38-летний Архип Осипов стал первым русским солдатом, имя которого навсегда внесли в списки подразделения и выкликали на каждой поверке. Он в годы Кавказской кампании обессмертил себя подвигом 3 апреля (22 марта по ст. ст.) 1840 года при защите Михайловского укрепления Черноморской береговой линии. Понимая, что его товарищам не сдержать атаку горцев, Осипов взорвал пороховой погреб, вместе с собой унеся сотни неприятельских бойцов.

Александр Алексеевич Козлов. «Подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года», 1841. 107 х 139 см, холст, масло. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
Александр Алексеевич Козлов. «Подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года», 1841. 107 х 139 см, холст, масло. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

Приказ № 79 от 8 ноября 1840 года военного министра Чернышева гласил: «Для увековечения же памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова, который семейства не имел, Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда имя его в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского пехотного полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках при спросе этого имени первому за ним рядовому отвечать: “Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении”».

В перекличке по уставу
Вызывается Архип.
Отвечают, что за веру,
За Отечество погиб!

(Из песни Тенгинского 77-го пехотного полка)

А запечатлел подвиг рядового Осипова полузабытый ныне живописец Александр Козлов (1816–1884). Совсем молодым человеком он вместе со своим наставником Ф.А. Бруни приезжал на Мойку, когда там прощались с Пушкиным. Делал эскизы, позже по ним закончил рисунок, а затем и картину, которая долгое время находилась у друга поэта, князя П.А. Вяземского и хранилась в его имении Остафьево.

«Пушкин в гробу», 1837. Написана по собственному эскизу художника, сделанному 30 января 1837 года. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина
«Пушкин в гробу», 1837. Написана по собственному эскизу художника, сделанному 30 января 1837 года. Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина

На следующем рисунке (вернее, литографии) А.А. Козлова мы видим Николая I в его Кабинете в Зимнем дворце с наследником великим князем Александром Николаевичем за чтением привезённого 31 октября 1854 года из Севастополя графом Н.В. Левашовым донесения из штаба главнокомандующего русскими войсками князя А.С. Меньшикова.

«Известие из Крыма 1854 года. Кабинет императора Николая I в Зимнем дворце в Петербурге», 1850-е. 52,7 х 69,6 см, бумага, литография в 2 камня. Государственный Русский музей
«Известие из Крыма 1854 года. Кабинет императора Николая I в Зимнем дворце в Петербурге», 1850-е. 52,7 х 69,6 см, бумага, литография в 2 камня. Государственный Русский музей

В послании сообщалось, что младшие сыновья императора, великие князья Николай и Михаил Николаевичи, прибыв в штаб, 24 октября впервые участвовали в бою. И, что, постоянно находясь под огнём неприятеля, «проявили мужество и хладнокровие, чем вызвали восхищение армии».

«Смерть генерал-майора Слепцова в бою на берегу реки Гехи 10 декабря 1851 года», вторая половина XIX в. 107 х 141 см, холст, масло. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург
«Смерть генерал-майора Слепцова в бою на берегу реки Гехи 10 декабря 1851 года», вторая половина XIX в. 107 х 141 см, холст, масло. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург

Генерал-майор Николай Павлович Слепцов (1815–1851) пользовался на Кавказе необыкновенной популярностью. О нём сложили не одну, а целый цикл песен, так и названных: «слепцовские». Вот фрагмент из одной:

«…Пыль клубится по дороге,
Слышны выстрелы порой,
То с набега удалого
Едут сунженцы домой.
Их вождём был воин храбрый
Генерал-майор Слепцов...»

Сражение на берегу реки Гехи 10 декабря 1851 года стала для геройского генерала хоть и победным, но последним. В дореволюционном очерке его смерть описывалась так:

«Белый кровный кабардинский конь и красный верх генеральской папахи, как всегда, мелькали мишенью для неприятельских выстрелов. Вдруг, спешенные конные казаки, не сводившие опасливых глаз со своего боготворимого батьки-вождя, с ужасом увидели, что он пошатнулся в седле, и повернув коня, ухватился за гриву. К нему подбежали. “Конец! ‒ произнёс он глухо. ‒ Снимите меня”. Его сняли с коня и вынесли из-под пуль. Расстегнули черкеску, бешмет и только тогда на белой рубашке заметили небольшое белое пятнышко. Пуля попала ему под сердце, а через полчаса оно перестало уже биться. Последним его предсмертным словом был вопрос: “Пушку взяли?” Склонившийся над ним вестовой, здоровенный казачина, только глухо зарыдал в ответ, весь содрогаясь телом, точно малый ребёнок».

В наши дни имя Слепцова носят Пензенский казачий кадетский корпус (кадетская школа № 46) и улица в селе Долгоруково Сердобского района Пензенской области.

Иван Петрович Орлов (1815–1861), «Портрет Александра Алексеевича Козлова», 1850-е гг. 61,7х48,5 см (овал), холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Иван Петрович Орлов (1815–1861), «Портрет Александра Алексеевича Козлова», 1850-е гг. 61,7х48,5 см (овал), холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Александр Алексеевич Козлов родился в семье петербургского купца. Учился в Академии художеств в классе исторической и портретной живописи у художника Ф.А. Бруни. В 1838 за картину «Возложение на главу Христа тернового венца» («Христос в темнице») награждён большой серебряной медалью и на собственные средства уехал в Италию с обязанностью «в течение первого года отсутствия ... представить в Академию программу на золотую медаль».

В сентябре 1839 года, видимо, уже вернувшись в Россию, А.А. Козлов удостаивается звания художника исторической живописи XIV класса, что соответствовало классному художнику третьей степени, и награждается шпагой. Что давало право на «дворянское достоинство», первый офицерский чин и «вход ко двору».

В 1849 году за литографии получил от государя в награждение 500 рублей «на продолжение оных».

Также читайте:

Подвиг гренадёра Коренного глазами артиллериста Бабаева

Как погиб генерал Кульнев?

«Художник, солдат, атлет, обманутый муж...» Самый необычный и модный художник Пушкинской эпохи