Найти в Дзене
Дороги России

Данково – Колодезный – Воронеж – Князево. Объезжаем разом сразу три платных участка трассы М4

Из Ростова-на-Дону в Москву по бесплатным автодорогам по навигатору. Где можно сэкономить, а где лучше заплатить, чтобы не встрять. Часть 4 Объехав первые два платных участка трассы М4 «Дон» между Ростовом-на-Дону и Москвой по бесплатным автодорогами, на оставшиеся 72 километра пути до Воронежа приходится ещё два оплачиваемых отрезка, плюс вдобавок один – 25-и километровый обход самого Воронежа. В совокупности стоимость проезда по следующим трём платным участкам (589 км – 544 км, 544 км – 517 км и 517 км – 492 км) за 97 километров пути составит для легковых автомобилей 260 руб. (с понедельника по четверг) или 370 руб. (с пятницы по воскресенье), то есть сумма выходит довольно внушительная, однако навигатор подсказывает, что буржуев можно легко перехитрить, объехав пункты взимания платы, расположенные на этих отрезках, по бесплатной автодороге, правда для этого придётся немного проехать через сам Воронеж, зато общее расстояние пути при этом сильно не измениться – вместо 52-х километров

Из Ростова-на-Дону в Москву по бесплатным автодорогам по навигатору. Где можно сэкономить, а где лучше заплатить, чтобы не встрять. Часть 4

Маршрут: с.Данково – п.Колодезный – г.Воронеж – д.Князево (Воронежская область) - 115 км. Объезд пунктов взимания платы ПВП 545 км и ПВП 515 км
Маршрут: с.Данково – п.Колодезный – г.Воронеж – д.Князево (Воронежская область) - 115 км. Объезд пунктов взимания платы ПВП 545 км и ПВП 515 км

Объехав первые два платных участка трассы М4 «Дон» между Ростовом-на-Дону и Москвой по бесплатным автодорогами, на оставшиеся 72 километра пути до Воронежа приходится ещё два оплачиваемых отрезка, плюс вдобавок один – 25-и километровый обход самого Воронежа. В совокупности стоимость проезда по следующим трём платным участкам (589 км – 544 км, 544 км – 517 км и 517 км – 492 км) за 97 километров пути составит для легковых автомобилей 260 руб. (с понедельника по четверг) или 370 руб. (с пятницы по воскресенье), то есть сумма выходит довольно внушительная, однако навигатор подсказывает, что буржуев можно легко перехитрить, объехав пункты взимания платы, расположенные на этих отрезках, по бесплатной автодороге, правда для этого придётся немного проехать через сам Воронеж, зато общее расстояние пути при этом сильно не измениться – вместо 52-х километров прямо по трассе М4 мы проедем 67 километров криво по местным дорогам.

Поворот в село Данково для кратчайшего объезда ПВП 545 км и ПВП 515 км (Воронежская область, Каширский район, трасса М4 «Дон», 564-й км)
Поворот в село Данково для кратчайшего объезда ПВП 545 км и ПВП 515 км (Воронежская область, Каширский район, трасса М4 «Дон», 564-й км)

Итак, очередной платный участок магистрали М4 «Дон» начинается на 589-м километре с Лискинской развязки у села Средний Икорец, где мы и выскочили на трассу, объехав ПВП 620 км через посёлок Санатория имени Цюрупы, и заканчивается он на 544-м километре у села Рогачёвка. Там, в самом конце этого оплачиваемого промежутка установлен интересный ПВП 545 км, обслуживающий сразу два платных участка трассы М4 (589 км – 544 км и 544 км – 517 км), поэтому через него организовано два разных выезда в направлении Воронежа, в которых желательно не запутаться, чтобы не заплатить лишних денег – по левым полосам можно выскочить на бесплатный оставшийся путь до Воронежа через Рогачёвку, Подклетное и Новую Усмань (старая трасса М4), заплатив на ПВП 545 км только за оставшийся позади платный отрезок 589 км – 544 км 110 руб. (понедельник - четверг) или 160 руб. (пятница - воскресенье), по правым же полосам мы выедем на следующий платный участок 544 км – 517 км, который стоит 80 руб. и 110 руб. соответственно, и тогда заплатим на ПВП 545 км сразу за два платных промежутка уже сумму 190 руб. (понедельник - четверг) или 270 руб. (пятница - воскресенье), но нам туда не нужно вообще. Проехав бесплатно первые 25 километров платного участка 589 км – 544 км, на 564-м километре мы свернём с трассы М4 «Дон» по путепроводу дорожной развязки, ведущей в село Данково Каширского района Воронежской области, и направимся в Воронеж по ещё неизведанным нами тропам.

Жилой дом в посёлке Рябчево на автодороге 20Н-11-13 (Воронежская область, Каширский район, посёлок Рябчево, улица Свободы, дом 26)
Жилой дом в посёлке Рябчево на автодороге 20Н-11-13 (Воронежская область, Каширский район, посёлок Рябчево, улица Свободы, дом 26)

Ну что можно сказать про 6-и километровую дорогу 20Н-9-13, ведущую от трассы М4 в село Данково? Обычный, ничем не примечательный деревенский съезд с магистрали, который, правда, сильно порадовал, оказавшись не таким скользким, как предыдущий бесплатный объезд через посёлок Санатория имени Цюрупы, или это просто мы уже привыкли к движению по гололедице? Несмотря на то, что село Данково было основано ещё в 1768 году, за всё это время ничего особенного, достойного внимания, там так и не построили, да и темно уже на улице, чтобы кататься по незнакомым деревням в поисках достопримечательностей и прочих приключений, поэтому на въезде в Данково мы сразу же свернули на следующую 6-и километровую местную дорогу 20Н-11-13, и уже по ней, переехав по мосту через речку Хворостань, незаметно оказались в соседнем посёлке Рябчево. Этот небольшой посёлочек наша дорога проезжает по местной улице Свободы всего за каких-то 1,5 километра среди маленьких уютных домиков, один из которых (дом №26) в зимнем ночном пейзаже среди застывших силуэтов берёз смотрится особенно выразительно.

Посёлок Колодезный (Воронежская область, Каширский район, автодорога 20К-1-13)
Посёлок Колодезный (Воронежская область, Каширский район, автодорога 20К-1-13)

За посёлком Рябчево мы выезжаем на 25-и километровую автодорогу 20К-1-13, которая начинается с развязки на трассе М4 «Дон» у села Каширское, и, проходя через село Мосальское, село Левая Россошь и посёлок Колодезный, выходит уже на следующую дорогу 20Н-22-13. В принципе, через Данково и Рябчево можно было бы и не ехать, просто повернув на автодорогу 20К-1-13 Каширское – Колодезный сразу с трассы М4 «Дон» на 554-м километре, но в таком случае путь до посёлка Колодезный увеличился бы на 8 километров. Итак, свернув после посёлка Рябчево налево, мы проезжаем село Левая Россошь, уроженцем которого является известный в 1990-х годах сторонник левых политических взглядов генерал-полковник Альберт Михайлович Макашов, после чего уже оказываемся в посёлке Колодезный.

Железнодорожный вокзал станции «Колодезная» (фото из интернета)
Железнодорожный вокзал станции «Колодезная» (фото из интернета)

Посёлок при железнодорожной станции «Колодезная», население которого составляет в наши дни около 5,5 тысяч человек, был основан в 1870 году вместе со строительством проходящей здесь линии Воронеж – Лиски, являющейся частью железной дороги Москва – Ростов. Говорят, что название станции произошло от того, что изначально тут был организован пункт для дозаправки паровозов водой. Сейчас на станции «Колодезная» делают короткую остановку не только электрички, следующие из Воронежа в Лиски и Россошь, но и немало пассажирских поездов дальнего следования. На удивление здесь сохранилось красивое оформление фасада здания железнодорожного вокзала, украшенное маленькими квадратиками мозаики, а не испорченное нынешним корпоративным серо-бетонным цветом компании «РЖД», хотя и в целом по Воронежской области шпателя современных художников до многих вокзалов почему-то тоже до сих пор так и не добрались. Наша автодорога в посёлке Колодезный проходит прямо рядом с железнодорожной станцией, но мы не стали останавливаться здесь, чтобы не плутать в потёмках по путям железной дороги в поисках мозаичных квадратиков вокзала.

Автомобиль «Москвич-402» (Воронежская область, Каширский район, посёлок Колодезный, улица Ленина, автодорога 20К-1-13)
Автомобиль «Москвич-402» (Воронежская область, Каширский район, посёлок Колодезный, улица Ленина, автодорога 20К-1-13)

На выезде из посёлка Колодезный в самом конце автодороги 20К-1-13 рядом с пунктом приёма металлолома на импровизированном постаменте, коим служит здесь простая железная будка, установлен советский легковой автомобиль «Москвич-402», серийно выпускавшийся ещё в середине прошлого века, а именно в 1956-1958 годы, но я не советую останавливаться рядом с ним, иначе будете облаяны местными собаками.

Выезд на автодорогу 20Н-22-13 Нововоронеж – Боево с автодороги 20К-1-13 Каширское – Колодезный (Воронежская область, Каширский район, посёлок Колодезный, улица Ленина)
Выезд на автодорогу 20Н-22-13 Нововоронеж – Боево с автодороги 20К-1-13 Каширское – Колодезный (Воронежская область, Каширский район, посёлок Колодезный, улица Ленина)

Автодорога 20К-1-13 Каширское – Колодезный заканчивается выездом из посёлка Колодезный на 10-и километровую автодорогу 20Н-22-13, ведущую из города Нововоронеж к следующей дороге 20К-28-0, с которой она соединяется неподалёку отсюда за селом Боево. Учтите, что здесь, на выезде из Колодезного, может собраться пробка, скапливающаяся из-за железнодорожного переезда, расположенного на магистральной ж/д линии Воронеж – Ростов слева, а поскольку наша дорога уходит тут в противоположную сторону, стоять в этом заторе вдвойне обидней, но и объехать его можно разве что только по обочине, хотя это карается штрафом в размере 1500 руб. и косыми недовольными взглядами добропорядочных водителей, поэтому тоже нельзя.

Памятник «Алёнка» в Нововоронеже и на рок-фестивале «Чернозём» с группой «Ария»  (фото из интернета)
Памятник «Алёнка» в Нововоронеже и на рок-фестивале «Чернозём» с группой «Ария» (фото из интернета)

Что касается самого города Нововоронеж, он был основан в 1957 году как посёлок Ново-Грэсовский для строительства Нововоронежской атомной электростанции на месте бывшего села Новая Алёновка, и сейчас в нём проживает около 30 тысяч человек. В декабре 2020 года город прославился на всю страну благодаря установленному там жуткому памятнику основательнице села Алёнке, который из-за поднявшейся народной шумихи, правда, быстро демонтировали, позже поставив вместо него обычный скучный памятник более милой бронзовой Алёнушке, а знаменитую кованую Алёнку, которая обошлась местным властям, если верить их отчётам, в один миллион рублей, кому-то с успехом перепродали на аукционе, но уже за 2,6 миллиона, и летом 2022 года она засветилась на воронежском рок-фестивале «Чернозём», где на её фоне с удовольствием фотографировались не только любители тяжёлой музыки, но и сами участники фестиваля, например, знаменитая группа «Ария».

Информационный дорожный знак «Новоусманский район» (Воронежская область, автодорога 20К-28-0 Нововоронеж – Воронеж)
Информационный дорожный знак «Новоусманский район» (Воронежская область, автодорога 20К-28-0 Нововоронеж – Воронеж)

После посёлка Колодезный до самого Воронежа по факту идёт прямой участок трассы, и больше нам никуда сворачивать уже не нужно, хотя на самом деле, проехав по автодороге 20Н-22-13 Нововоронеж – Боево семь километров в сторону областного центра, сразу за селом Боево мы смыкаемся с автодорогой 20К-28-0 (точнее, она примыкает к нам слева), которая ведёт из Нововоронежа в Воронеж, но уже не через посёлок Колодезный, а в обход него. Далее ещё через шесть километров мы попадаем на территорию Новоусманского района, обозначенного обычным синим дорожным знаком вместо какой-нибудь более интересной стелы – интересно, что в 17-и километрах отсюда строго на восток на параллельно проходящей нам трассе М4 «Дон» расположен ПВП 545 км, который мы и поехали объезжать через все эти непонятные дороги. Изначально пункт взимания платы на 545-м километре магистрали М4 обслуживал только один платный участок трассы, а именно с 589 км по 544 км, который стал эксплуатироваться на платной основе с 9 ноября 2015 года вместе с другим оплачиваемым отрезком дороги, приходящимся на промежуток 633 км – 589 км с ПВП на 620-м километре. Однако когда 26 декабря 2016 года под Воронежем открыли новый, полностью построенный с нуля платный скоростной обход сёл Рогачёвка и Новая Усмань (участок 544 км – 517 км), ПВП на 545-м километре одновременно стал обслуживать и его. Платный отрезок 544 км – 517 км на трассе М4 «Дон», который, можно сказать, мы начинаем объезжать прямо сейчас, начинается перед селом Рогачёвка Новоусманского района, а заканчивается на Ростовской развязке в Воронеже, на стыке квартала Нефтебаза Левобережного района города с посёлком Отрадное Новоусманского района Воронежской области. Интересно, что в 2019 году автодорога 20К-28-0 Нововоронеж – Воронеж прославилась благодаря нанесённой на ней самой длинной в России сплошной линии разметки в виде разделительной полосы, запрещающей обгон на протяжении целых 29 км, но после поднявшейся народной шумихи дорожники быстро сделали в ней разрывы для возможности совершать обгоны и развороты.

Стела «Воронеж» (г.Воронеж, Левобережный район, автодорога 20К-28-0 Нововоронеж – Воронеж)
Стела «Воронеж» (г.Воронеж, Левобережный район, автодорога 20К-28-0 Нововоронеж – Воронеж)

Территориально автодорога 20К-28-0 въезжает в пределы Воронежа возле индустриального парка «Масловский» у поворота в микрорайон Масловка (тот самый, где во время лесного пожара летом 2010 года сгорело около 80 домов), а точнее от Масловской промзоны на протяжении почти 1,5 километров трасса проходит прямо по границе Левобережного района города (он находится слева от дороги) и Новоусманского района области (справа от дороги), после чего мы уже окончательно оказываемся в границах самого областного центра. Здесь воронежские дорожники снова позаботились о нашей безопасности, установив знак с названием города Воронеж на белом фоне, ограничивающий скорость до 60 км/ч, сильно заблаговременно – точно место не запомнил, но, по-моему, где-то в районе поворота в посёлок 1-го отделения совхоза Масловский, то есть мало того, что ещё на территории Новоусманского района, так к тому же и километров за 7 до реального начала жилой застройки города. К самой стеле «Воронеж» в виде серпа и молота, сохранившейся на южном въезде в город со стороны Нововоронежа ещё с советских времён, у меня претензий нет – она установлена километра через три после нынешней границы города, при этом на ограничение скорости никак не влияет.

Жилой дом «Пароход» в микрорайоне БАМ (г.Воронеж, Левобережный район, улица Корольковой, 20 / улица Ростовская, 73б)
Жилой дом «Пароход» в микрорайоне БАМ (г.Воронеж, Левобережный район, улица Корольковой, 20 / улица Ростовская, 73б)

Датой основания Воронежа принято считать 1586 год, когда на одноимённой реке была заложена Воронежская крепость. По версии учёных, название реки, от которой город и заимствовал своё имя, произошло от слова воронáя, то есть чёрная, тёмная – такой в ней был цвет воды, хотя народная версия, образовывающая название города от склеивания вороны и ежа, звучит прикольней. Благодаря тому, что именно с верфи Воронежского адмиралтейства в 1700 году был спущен на воду первый российский 58-пушечный парусный линейный корабль «Гото Предестинация», созданный по проекту Петра I без участия иностранных специалистов, Воронеж принято считать колыбелью русского военно-морского флота. А после того, как 2 августа 1930 года во время учений в двух километрах от города впервые было сброшено на парашютах советское десантное подразделение в количестве 12 человек, Воронеж стал считаться ещё и родиной воздушно-десантных войск, а 2 августа праздноваться как день ВДВ. В природном отношении город Воронеж расположен в лесостепной зоне Среднерусской возвышенности по обоим берегам реки Воронеж рядом с местом её впадения в реку Дон. В 1972 году на реке Воронеж в пределах города было образовано крупное Воронежское водохранилище, чётко разделившее его на правобережную часть, расположенную на холмистом плато (там находится центр города), и пониженное плоскоравнинное левобережье, по которому нам и предстоит проехать. В нашем случае Воронеж встречает нас территорией именно Левобережного района, и хотя мы находимся в его границах на протяжении уже 5 километров, визуально первые жилые застройки начинаются только с микрорайона БАМ. Воронежский БАМ, зародившийся в 1970-е годы на самом отшибе города вдали от цивилизации, за что и получил своё название, продолжает строиться до сих пор – прямо за железнодорожным переездом линии Воронеж – Лиски, который был открыт в 2015 году взамен ликвидированного переезда, располагавшегося на 1 км севернее, мы видим новый 16-этажный многоквартирный дом, построенный в период с 2015 по 2022 годы и являющийся самостоятельным жилым комплексом «Пароход» (улица Корольковой, 20 / улица Ростовская, 73б). Кстати, некоторые выделяют эту южную половину БАМА как отдельный подрайон Тында, хотя даже у местных жителей мнения по этому поводу расходятся.

Юрий Клинских (фото из интернета)
Юрий Клинских (фото из интернета)

Благодаря тому, что в 2011 году в состав Воронежа вошло более 20 близлежащих населённых пунктов, среди которых село Масловка, село Репное, посёлок Сомово и множество других, население города, увеличившись на 90 тысяч человек, достигло почти 1 миллиона жителей, и в 2012 году Воронеж, наконец-то, стал городом-миллионером. Официально сегодня здесь проживает 1 миллион 50 тысяч человек, и по численности населения Воронеж находится на 14 месте из 1117 городов России между Краснодаром (13-е место) и Пермью (15-е место). Левобережный район, история которого начинается с конца XVI - начала XVII века, когда здесь, на левом берегу реки Воронеж, была основана деревня Клементьевка, позже ставшая слободой Монастырщенка, а в 1587 году образовалась ещё и слобода Придача (придаточные земли городских казаков, охраняющих город от набегов), появился в составе города лишь в 1930-е годы в качестве новообразованного района, который до 1961 года назывался Сталинским. Из-за того, что здесь в советское время было построено много предприятий с вредным производством, среди которых Воронежский завод по производству синтетического каучука «СК-2» (сегодняшний «Воронежсинтезкаучук»), Воронежский шинный завод, Воронежская тепловая электростанция ТЭЦ-1 (изначальное название ВоГРЭС), Воронежский авиационный завод (сегодняшнее Воронежское акционерное самолётостроительное общество «ВАСО»), Воронежский мостовой завод (сейчас «Воронежстальмост»), Воронежский машиностроительный завод «Машмет» (нынешний «Рудгормаш») и другие, местные жители в шутку называли Левобережный район не иначе как «Сектор Газа». Именно в этом районе Воронежа и проживал основатель и лидер знаменитой группы «Сектор Газа» Юрий Клинских. В одной из его ранних песен есть такие строчки: «Сектор Газа – Шинный, ТЭЦ, ВоГРЭС, СК. Сектор Газа – здесь не дожить до сорока», ставшие пророческими – Юрий Клинских умер 4 июля 2000 года в Левобережном районе Воронежа в микрорайоне Песчанка на улице Барнаульская в доме №9, считавшемся местным наркопритоном, в возрасте 35 лет. Говорят, что для выполнения черновых работ на воронежских заводах раньше часто устраивались бывшие заключённые, которые, соответственно, проживали здесь же, в ближайших общежитиях, и поэтому криминогенность левобережья, благодаря местному контингенту, преобразовавшемуся в 1980-1990-е годы в обычных гопников и наркоманов, всегда зашкаливала.

Автомобильное кольцо на пересечении улица Дубровина – проезд Разумова –  переулок Отличников – улица Ильюшина (г.Воронеж, Левобережный район)
Автомобильное кольцо на пересечении улица Дубровина – проезд Разумова – переулок Отличников – улица Ильюшина (г.Воронеж, Левобережный район)

Попав в Воронеж на улицу Дубровина, мы проезжаем по ней вдоль микрорайона БАМ, завода «Рудгормаш», Воронежского шинного завода, микрорайона Машмет, и выскакиваем на автокольцо, по которому наш путь пересекает автомобильная дорога Р298 Курск – Воронеж – Борисоглебск (бывшая трасса А144 Курск – Воронеж – Саратов). Налево по этому кольцу, вначале по проезду Разумова, а чуть дальше по улице Лебедева, можно выехать на Вогрэсовский мост через Воронежское водохранилище (тот самый, где в одной из песенок «Сектора Газа» церковь обокрали, а что было потом, думаю, вы знаете не хуже меня), после чего, оказавшись на правом берегу в микрорайоне Чижовка («…на Чижовке ты живёшь и к тебе не пройдёшь – так чижовские замесят, что до дома не дойдёшь…»), продолжить путь на запад по трассе Р298 прямиком в Курск. Даю подсказку «Автодору», а то сами они там смотрю совсем работать не хотят: если с автодороги Р298 после Воронежа за рекой Дон у села Девица свернуть на юг, на трассу 20К-В38-0 (бывшая Р194), и проехать по ней через Острогожск, Россошь и Кантемировку до Луганска, а затем через Красный Луч и Снежное попасть в Ростовскую область у села Куйбышево, и дальше мимо Матвеева Кургана и Таганрога выскочить в Ростов-на-Дону, тогда трассу М4 «Дон» между Воронежем и Ростовом можно будет смело делать полностью платной, чем вам не альтернативный маршрут! Не благодарите :) Если же свернуть в Воронеже на кольце за Машметом направо, то по улице Ильюшина можно проехать до Ростовской развязки, находящейся на 517-м километре трассы М4 «Дон», где заканчивается платный участок 544 км – 517 км, но нам туда пока ещё рано, потому что там сразу же начинается следующий платный отрезок 517 км – 492 км (обход города Воронеж) с пунктом оплаты ПВП 515 км, расположенном на 516-м километре. Обход Воронежа на трассе М4 «Дон», бóльшая часть которого, проходя в границах города, называется улицей Изыскателей, с 2011 по 2013 годы был расширен до 6 полос (по три в каждом направлении), а со 2 февраля 2015 года стал платным. На сегодняшний день стоимость проезда за эти 25 километров пути для легковых автомобилей составляет 70 руб. (понедельник - четверг) или 100 руб. (пятница - воскресенье), однако ПВП 515 км можно легко объехать, совсем немного углубившись в Воронеж, а потом выскочив на трассу М4 хоть на 514 км, хоть на 512 км, что мы сейчас и сделаем, проследовав по автокольцу прямо на переулок Отличников.

Сергиевский храм  (г.Воронеж, Левобережный район, микрорайон ВАИ, улица Циолковского, 31/1)
Сергиевский храм (г.Воронеж, Левобережный район, микрорайон ВАИ, улица Циолковского, 31/1)

Проехав после круговой транспортной развязки мимо завода «Воронежсинтезкаучук» и небольшого квартала Красный Октябрь, вскоре мы оказываемся в микрорайоне ВАИ, жителем которого и был Юрий Клинских. Помните его песню «Местные», начинающуюся со слов: «Я живу на Ваях, мне, поверь, неведом страх»? Так вот, это здесь! Интересно, что аббревиатура ВАИ расшифровывается как Воронежский авиационный институт, который планировали основать на улице Циолковского ещё перед началом Великой Отечественной войны, однако, несмотря на то, что война сорвала все планы, и этот институт так и не был построен, само название плотно закрепилось за микрорайоном и дошло до наших дней. С июля 1942 года по январь 1943 года Воронеж частично был захвачен гитлеровскими войсками, причём врагам удалось оккупировать только правобережную частью города, в то время как территория левого берега постоянно находилась под контролем советской армии. В 2008 году за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Воронежу было присвоено почётное звание «Город воинской славы». На южной окраине микрорайона ВАИ, на пересечении переулка Отличников с улицей Циолковского, в наши дни можно увидеть храм во имя преподобного Сергия Радонежского, или просто Сергиевский храм, который был заложен ещё в 1998 году, однако свой окончательный вид он приобрёл после череды реконструкций лишь в 2015 году.

Сергиевский храм (г.Воронеж, Левобережный район, микрорайон ВАИ, улица Циолковского, 31/1)
Сергиевский храм (г.Воронеж, Левобережный район, микрорайон ВАИ, улица Циолковского, 31/1)

Справа от нашей дороги, проходящей сначала по переулку Отличников, а вскоре перетекающую в улицу Волгоградская, расположены жилые кварталы микрорайона ВАИ, представляющие собой, по большей части, 5-и и 9-и этажные многоквартирные дома 1970-1990-х годов постройки, но встречаются и более старые 2-х и 4-х этажки 1930-1950-х годов. Слева же находится авиазавод «ВАСО», отделённый от нас железнодорожной станцией «Придача». Воронежский авиационный завод №18, открытый в 1932 году, уже на следующий год выпустил моноплан АНТ-25, ставший первым в мире самолётом, совершившим трансполярный беспересадочный перелёт из Москвы в США через Северный полюс, а точнее летом 1937 года такой перелёт совершили целых два воронежских АНТ-25 (первый экипаж – под командованием лётчика Валерия Чкалова, второй – Михаила Громова). Здесь же производили советский штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолёт в истории авиации (выпущено более 36 тысяч экземпляров), штурмовик Ил-10, пассажирский самолёт Ил-12, реактивные бомбардировщики Ил-28 и Ту-16, турбовинтовой пассажирский самолёт Ан-10 и военно-транспортный Ан-12, тяжёлый перехватчик Ту-128, первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, широкофюзеляжный пассажирский аэробус Ил-86, дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-96-300 и другие. Сегодня авиазавод «ВАСО» по-прежнему выпускает воздушные суда и отдельные агрегаты для самолётов, в том числе для Специального лётного отряда «Россия», обслуживающего руководство страны во главе с президентом, однако объёмы его производства уже далеки от тех, что были в советские годы. Интересно, что именно на этом авиазаводе работали родители Юрия Клинских – отец Николай Митрофанович был инженером, а мать Мария Кузьминична – клёпальщицей.

Остановочный пункт «586 км» (фото из интернета)
Остановочный пункт «586 км» (фото из интернета)

Завод «ВАСО» от микрорайона ВАИ отделяет ж/д станция «Придача», расположенная на линии Воронеж – Лиски. Ещё с детства помню, как, проезжая на поезде через Воронеж, после станции «Придача» мы внезапно попадали в железнодорожный тоннель, хотя никаких гор поблизости видно не было – оказывается, он был построен в 1967 году в связи с удлинением взлётно-посадочной полосы расположенного рядом аэродрома «Придача». Увеличенная специально под самолёт Ил-86, производство которого как раз готовилось на местном авиазаводе, взлётно-посадочная полоса стала подходить вплотную к железной дороге, и поэтому рельсы решено было спрятать в тоннель, чтобы не мешались. В наши дни прямо над этим тоннелем расположена крупная кольцевая автомобильная развязка на пересечении улиц Димитрова и Брусилова, где мы скоро будем проезжать, но его с кольца видно не будет. Зато северный портал тоннеля при желании хорошо можно рассмотреть прямо с платформы остановочного пункта электричек «586 км», а южный – с Путевого переулка. Совсем недавно, в 2018 году, на станции «Придача» открыли новый железнодорожный вокзал «Воронеж-Южный» взамен старого небольшого вокзальчика «Придача» – дело в том, что главный вокзал города «Воронеж-1», удобно расположенный в центре, неудобен для транзитного движения многих пассажирских поездов, поскольку там приходится делать длительную стоянку со сменой локомотива для движения в обратном направлении, из-за чего пассажиры теряют около часа времени, а на «Придаче» остановка длится лишь около пяти минут, и поэтому большинство проходящих поездов, следующих из центральной России (Москва, Рязань, Нижний Новгород, Кострома) и городов европейского севера (Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Вологда, Череповец, Печора) на юг страны и обратно, останавливаются именно на станции «Придача» (в летний период времени она принимает около 50 пар поездов в сутки), не тратя время на «Воронеж-1», а вокзал «Воронеж-Южный» при этом является главным транзитным лицом города.

Дом, в котором жил Юрий Клинских (г.Воронеж, Левобережный район, микрорайон ВАИ, улица Циолковского, 119)
Дом, в котором жил Юрий Клинских (г.Воронеж, Левобережный район, микрорайон ВАИ, улица Циолковского, 119)

Совсем недалеко от железнодорожной станции «Придача» и авиазавода «ВАСО», через дорогу от Сергиевского храма в глубине двора находится обычная советская кирпичная 70-квартирная 4-х подъездная ничем не примечательная пятиэтажка-хрущёвка 1972 года постройки, в которой и жил лидер группы «Сектор Газа» Юрий Клинских. Её легко можно найти по адресу «улица Циолковского, дом 119», если свернуть с переулка Отличников (неподходящее школьное название как для самого Юрия, так и для его поклонников) после церкви в ближайший проулок направо и потом проехать через дворы какие-то 200 метров прямо. Ничего интересного, в принципе, вы тут не увидите, за исключением разве что самого факта, что здесь когда-то проживал знаменитый музыкант. Говорят, что на момент рождения Юры в 1964 году, его семья жила недалеко отсюда, с другой стороны от железной дороги, на улице Героев Стратосферы, а после того, как был построен этот дом на улице Циолковского, они перебрались сюда. По некоторым данным, вдова музыканта Галина Клинских вместе с уже повзрослевшими дочками Ириной и Лилией, а также внуком Матвеем (сын Ирины) по-прежнему все вместе проживают в одной из четырёхкомнатных квартир этого дома, где в 1970-1990-х годах прошло детство, юность и зрелость самого Юрия. Интересно, что на сервисе «Яндекс.Карты» эта пятиэтажка отмечена как достопримечательность «Дом Юрия Клинских», с чем могут справедливо не согласиться собственники оставшихся 69 квартир указанной хрущёвки – правильнее было бы обозначить его всё же как «Дом, в котором жил Юрий Клинских», поскольку целиком он ему никогда не принадлежал :) Недалеко отсюда, так же в микрорайоне ВАИ, по адресу «улица Иркутская, 68» есть ещё один дом – 9-этажка 1988 года постройки, который ошибочно называют домом, в котором жил Юрий Клинских. Дело в том, что одна из двухкомнатных квартир того дома на втором этаже площадью 52,7 м² раньше действительно принадлежала Юрию, однако он купил её специально для своих родителей лишь в 1997 году, когда стал неплохо зарабатывать музыкой, а сам в ней никогда не проживал, ну разве что ночевал когда-никогда. После смерти родителей Юрия (отец пережил сына на 5 лет, а мать – на 17), его наследники в 2018 году выставили просторную «двушку» в доме на Иркутской на продажу, обозначив её как квартиру, в которой жил знаменитый музыкант, откуда и пошла неразбериха. Изначально за неё просили 3 миллиона рублей в надежде, что появится состоятельный почитатель творчества группы «Сектор Газа», который сможет организовать там музей памяти Юрия Клинских, но в итоге в 2019 году квартиру продали по рыночной цене обычной семье всего за 1,7 миллионов.

Пантелеймоновский храм (г.Воронеж, Железнодорожный район, микрорайон Электроника, улица Минская, 43а)
Пантелеймоновский храм (г.Воронеж, Железнодорожный район, микрорайон Электроника, улица Минская, 43а)

За микрорайоном ВАИ по улице Волгоградская мы проезжаем мимо завода «Воронежстальмост» и оказываемся в следующем микрорайоне Левобережного района, носящем соответствующее название Мостозавод. Здесь мы упираемся в широкую улицу Димитрова, являющуюся выездом из города к трассе М4 «Дон» в направлении Ростова-на-Дону: если повернуть направо, то уже через два километра мы окажемся на Ростовской развязке трассы М4 (там неподалёку находится Левобережное кладбище, где и похоронен Юрий Клинских), но так мы не объедем пункт ПВП 515 км, поэтому на улице Димитрова мы поворачиваем налево, и уже через 500 метров выезжаем на кольцо, прямо под которым и проходит железнодорожный тоннель. С этой кольцевой развязки, которую воронежцы называют «кольцо ГАИ», так как рядом расположено МРЭО ГИБДД №2 ГУ МВД России по Воронежской области, по улице Брусилова можно выехать на Чернавский мост через Воронежское водохранилище и попасть в самый центр города, но нам здесь нужно повернуть на улицу Минская, уходящую вдоль железной дороги строго на север. После кольца мы попадаем уже на территорию Железнодорожного района, который по своему размеру является самым крупным в городе среди всех его шести районов. Справа от улицы Минская можно увидеть небольшую лесополосу из сосен и берёз, слева – автосервисы, автомойки, автостоянки, гаражи и заросли кустов. Вскоре мы выезжаем на пересечение улиц Минская и Остужева, где совсем недавно был ещё обычный перекрёсток, а с 26 ноября 2022 года там организовали кольцевое движение, правда временно – сейчас идёт глобальная реконструкция, в ходе которой на этом распутье появится двухуровневая транспортная развязка клеверного типа. Налево по улице Остужева можно выехать на Северный мост через Воронежское водохранилище, который был открыт в 1985 году и интересен тем, что имеет два яруса – нижний (для автомобилей) и верхний (для трамваев), правда сами трамваи с 2008 года по этому мосту больше не ходят, и сейчас элементы верхнего яруса потихонечку разворовываются неизвестными лицами, а само трамвайное движение в городе было окончательно ликвидировано уже в 2009 году, и теперь Воронеж является самым крупным городом в России и Европе, в котором отсутствует городской рельсовый транспорт. Направо по улице Остужева от временного кольцевого пересечения с улицей Минская уже через 2 километра по Тамбовской развязке, с которой начинается автодорога Р193 Воронеж – Тамбов, можно выехать на обход Воронежа на 514-м километре трассы М4 «Дон», оставив позади ПВП 515 км, но в нашем случае чуть короче получится, если мы проедем по улице Минская ещё чуть дальше прямо. Помню, летом 2005 года волею судьбы меня занесло в село со смешным названием Бабяково, расположенное под Воронежем в самом начале тамбовской трассы, после чего при покупке каждого очередного атласа автодорог в книжном магазине я всегда искал это село на карте – если оно было отмечено, значит атлас хороший, подробный, большинство населённых пунктов нашей страны на нём обозначены, можно брать!

Пантелеймоновский храм (г.Воронеж, Железнодорожный район, микрорайон Электроника, улица Минская, 43а)
Пантелеймоновский храм (г.Воронеж, Железнодорожный район, микрорайон Электроника, улица Минская, 43а)

Поехав по улице Минская дальше, мы попадаем в красивый природный парк «Репнинский лес», оказавшись в окружении сказочных зимних сосен и берёз. В этом живописном уголке на окраине Воронежа прямо посреди леса в 2000-х годах был построен новый микрорайон Электроника, взявший своё название от расположенной рядом Воронежской городской клинической больницы скорой медицинской помощи №10, образованной ещё в 1989 году как медсанчасть научно-производственного объединения «Электроника». Воронежское НПО «Электроника» разрабатывало продукцию преимущественно для оборонного комплекса СССР, но заводы, входящие в его состав, выпускали, в том числе, и товары народного потребления: калькуляторы, радиоприёмники, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры и прочее. Интересно, что в 1969 году специалистами воронежского НПО была разработана одна из первых отечественных ЭВМ «Электроника-100», а в середине 1980-х годов налажено производство первого советского бытового кассетного видеомагнитофона «Электроника ВМ-12» для ставших популярными в 1990-х видеокассет формата VHC, стоимость которого составляла 1200 руб., что соответствовало примерно 9 средним месячным зарплатам воронежцев или трети от стоимости автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец». В 2014 году на территории больницы №10 был открыт храм великомученика и целителя Пантелеимона, который берёт своё начало от домовой церкви, основанной при больнице ещё в 1998 году. Каменное однокупольное здание храма стали возводить в 2001 году, а колокольню к церкви пристроили в 2006-2012 годы. Сегодня этот храм легко можно увидеть, проезжая по улице Минская возле микрорайона Электроника.

Выезд с улицы Минская на трассу М4 «Дон» (г.Воронеж, Железнодорожный район)
Выезд с улицы Минская на трассу М4 «Дон» (г.Воронеж, Железнодорожный район)

Среди красивых сосен природного парка «Репнинский лес», относящегося к землям лесного фонда Сомовского лесничества и получившего охранный статус только в 2020 году, мы выезжаем на платный обход Воронежа на 512-м километре трассы М4 «Дон», но поскольку ПВП 515 км оказался уже позади, оставшуюся бóльшую часть этого обхода отсюда можно проехать совершенно бесплатно. Если по развязке на 512-м километре не спускаться вниз на трассу М4, а проехать прямо, то можно попасть в микрорайон Репное, а чуть дальше и в микрорайон Сомово – оба этих бывших населённых пункта вошли в состав Воронежа только в 2011 году. Официальный «Автодор» в качестве бесплатного альтернативного объезда платного участка 517 км – 492 км предлагает выезд из Воронежа в направлении Москвы по Московскому шоссе (автодорога А134), но, как мне кажется, вариант, предложенный нам навигатором, куда более удобный. И напоследок, пока мы окончательно не выехали из Воронежа, хотелось бы добавить ещё пару слов об этом городе, чтобы он не ассоциировался у вас, как у меня, с одной лишь группой «Сектор Газа». Помимо Юрия Клинских, в Воронеже родились: знаменитый писатель Иван Алексеевич Бунин, ставший первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе; художник Николай Николаевич Ге, картины которого можно увидеть в «Третьяковской галерее» в Москве и в «Русском музее» в Санкт-Петербурге, а так же в бывшем «Киевском музее русского искусства» в Киеве, но там пока что нельзя; советский поэт, автор популярных детских стихов Самуил Яковлевич Маршак; советский писатель Андрей Платонович Платонов; русский поэт Алексей Васильевич Кольцов. Что я ещё знаю про Воронеж? Воронежский футбольный клуб «Факел» в 2022 году вышел в Российскую премьер-лигу – высший футбольный дивизион России, откуда он вылетел ещё в 2001 году. А ещё с этим городом у меня ассоциируется памятник котёнку с улицы Лизюкова из одноимённого мультфильма, который я с удовольствием смотрел в детстве по телевизору. Помните котёнка, которого ворона перенесла из Воронежа в Африку, превратив в бегемота – так вот, в этом городе действительно есть улица Генерала Лизюкова, где в 2003 году и установили весёлую детскую скульптуру мультяшному котёнку, сидящему на дереве вместе с вороной.

Информационный дорожный знак «Указатель расстояний» (г.Воронеж, Железнодорожный район, трасса М4 «Дон», 512-й км)
Информационный дорожный знак «Указатель расстояний» (г.Воронеж, Железнодорожный район, трасса М4 «Дон», 512-й км)

Выехав на трассу М4 «Дон» на 512-м километре, по 6-полосному обходу Воронежа в окружении красивого соснового Репнинского леса мы устремляемся дальше на север, в сторону Москвы. Переехав по путепроводу через железнодорожную линию Воронеж – Графская – Грязи – Мичуринск, являющуюся составной частью железной дороги Ростов – Москва, мы оказываемся у микрорайона Боровое, который вошёл в состав Воронежа в 2011 году – тогда в связи с этим событием прямо рядом с трассой М4 и началось строительство крупного жилого комплекса «Боровое» с многоквартирными 9-и и 18-и этажными домами. Официальный сайт ЖК «Боровое» позиционирует себя как экологический район с чистым воздухом, прекрасными видами, удобным расположением и речкой в 10-и минутах ходьбы, а люди говорят, что по факту весь лес завален мусором, прогулка по нему неминуемо приводит к местному кладбищу, спрятанному в лесной глуши, по району круглосуточно бродит пьяная угашенная молодёжь, ну, в общем, ничего необычного, всё как и везде.

Природный парк «Репнинский лес» (г.Воронеж, Железнодорожный район, трасса М4 «Дон», 512-й км)
Природный парк «Репнинский лес» (г.Воронеж, Железнодорожный район, трасса М4 «Дон», 512-й км)

С противоположной от ЖК «Боровое» стороны трассы М4 за небольшим берёзовым перелеском скрывается территория бывшего завода «Видеофон», где и выпускали первые в СССР кассетные видеомагнитофоны «Электроника ВМ-12», когда он ещё входил в состав воронежского НПО «Электроника». За обанкротившимся заводом на берегу Воронежского водохранилища находится микрорайон с неприятным названием Отрожка, где расположена крупная узловая сортировочная грузовая железнодорожная станция «Отрожка», которая первоначально имела более нормальное название «Раздельная». К этой станции примыкает Воронежский вагоноремонтный завод, специализирующийся на пассажирских вагонах, причём не только на их капитальном ремонте, но также и на выпуске новой современной продукции. Именно от станции «Отрожка» некоторые пассажирские поезда по Отроженским железнодорожным мостам через Воронежское водохранилище попадают в центр города на станцию «Воронеж-1», после чего снова возвращаются на «Отрожку», чтобы продолжить свой путь дальше. Двигаясь по трассе М4 «Дон» между микрорайоном Боровое и рекой Воронеж, хорошо видно, как лес отступает в сторону, оставляя нам лишь одиноко стоящие берёзки да сосны среди новых молодых лиственных порослей – это место не обошёл стороной лесной пожар 2010 года, и сейчас оно смотрится довольно пустынно и уныло, но видно, что новая жизнь пробивается наружу, и когда-то здесь снова будет большой красивый лес, ну или какой-нибудь новый воронежский жилой комплекс. Перед двумя параллельными мостами через реку Воронеж, расположенными на 500-м километре автодороги М4 «Дон» (новый мост в направлении Ростова был построен в 2011-2012 годы при расширении обхода Воронежа до 6 полос, а старый мост в направлении Москвы полностью реконструирован в 2012-2013 годы), от которых в южном направлении и начинается Воронежское водохранилище, ненадолго мы въезжаем в границы северной окраины Центрального района Воронежа, но уже через три километра полностью покидаем пределы города, оказываясь на территории Рамонского района – последнего в Воронежской области на нашем пути.

Информационный щит конца платного участка автодороги 517 км – 492 км (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 493-й км)
Информационный щит конца платного участка автодороги 517 км – 492 км (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 493-й км)

На 493-м километре трасса М4 «Дон» соединяется с автодорогой А134 «Подъездная дорога к городу Воронеж» – именно здесь заканчивается северный выезд из города по Московскому шоссе в направлении Москвы, здесь же завершается и обход Воронежа по трассе М4. Неподалёку отсюда расположен международный аэропорт федерального значения «Воронеж» имени Петра Первого, который до масштабного изменения в 2019 году наименований российских аэропортов по проекту «Великие имена России» назывался «Чертовицкое» по находящемуся в окрестностях селу Чертовицы. С 24 февраля 2022 года в связи с проведением специальной военной операции на Украине аэропорт «Воронеж», как и ещё 10 других аэропортов на юго-западе России, полностью закрыт для полётов на неопределённый срок.

Информационный дорожный знак «Указатель расстояний» (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 492-й км)
Информационный дорожный знак «Указатель расстояний» (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 492-й км)

Платный обход Воронежа заканчивается на 492-м километре трассы М4 «Дон», то есть сразу после его соединения с автодорогой А134 (северный выезд из города в направлении Москвы) у местечка, которое на сервисе «Яндекс.Карты» обозначено как «5-я зона Промышленной территории Рамонского района». Здесь расположен небольшой дорожный комплекс с парочкой гостиниц, кафешек, автосервисами, автомагазинами, даже ресторан быстрого питания «KFC» и магазин «Магнит» присутствуют, что для загородных трасс в целом нехарактерно. На одном из многочисленных информационных дорожных знаков синего цвета в этом месте, как и во многих других на трассе М4, написано что-то непонятное не по-русски – не будем ломать голову над переводом, листая нудный словарик, а просто оставим этот знак для иностранцев. Небольшой промежуток автодороги М4 «Дон» с 492-го километра по 464-й километр, то есть отсюда и до самого конца Воронежской области в северном направлении, после оставшегося позади 249-и километрового платного отрезка (если в совокупности объединить все пять платных участков Воронежской области, переходящих из одного в другой), является на данный момент официально и полностью бесплатным, и, что удивительно, пока ещё даже не появляются слухи о том, чтобы перевести его на платную основу, поэтому следующие 28 километров можно ехать совершенно спокойно.

Иллюстрированный дорожный щит «Новоживотинное» (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 488-й км)
Иллюстрированный дорожный щит «Новоживотинное» (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 488-й км)

Между городом Воронеж и посёлком городского типа Рамонь расположен крупный государственный природный заказник областного значения «Воронежская нагорная дубрава», который на сервисе «Яндекс.Карты» ошибочно отмечен лишь частично – только в пределах Воронежа, хотя на самом деле на территорию Центрального района города Воронеж приходится лишь 2634 гектаров заказника, в то время как в границах Рамонского района Воронежской области находится ещё 4409 гектаров этого заповедного дубового леса. Если для жителей Воронежа посещение Воронежской нагорной дубравы чаще всего начинается с улицы Ломоносова, и у них есть возможность совершать интереснейшие прогулки по многочисленным лесным тропам с посещением таких памятников природы, как «Старовозрастные дубравы» и «Лысая гора», с выходом к пляжам на Воронежском водохранилище, то для автомобилистов, проезжающих по трассе М4 «Дон» через ту часть заказника, которая приходится на Рамонский район, никаких прогулочных троп не предусмотрено, и красивым дубовым лесом вперемешку с соснами и другими менее угадываемыми деревьями остаётся довольствоваться разве что только из окна машины. Статус особо охраняемой природной территории Воронежская нагорная дубрава получила в 2013 году. На выезде из заказника, перед развязкой, ведущей с трассы М4 в сёла со зверскими названиями Новоживотинное и Староживотинное, установлен иллюстрированный дорожный щит бордового цвета с нарисованной народным художником Олегом Савостюком картиной, изображающей достопримечательность села Новоживотинное, а именно музей-усадьбу Д.В.Веневитинова. Село Новоживотинное, в котором сейчас проживает 2 тысячи человек, было основано на левом берегу реки Дон в 1670-х годах представителем дворянского рода Лаврентием Герасимовичем Веневитиновым и его сыном Антоном, которые, купив здесь землю, переселили на неё несколько семей из соседнего села Животинное, образованного у одноимённого ручья ещё в конце XVI века. После появления своего нового тёзки старое село, население которого в наши дни составляет менее 200 человек, было переименовано в Староживотинное, и сейчас оно расположено на противоположной от Новоживотинного стороне трассы М4 «Дон» на северной окраине Воронежской нагорной дубравы. По некоторым данным, усадьба с деревянными строениями в Новоживотинном была основана в конце XVII века Фадеем Антоновичем Веневитиновым, в середине XVIII века на её территории возникли парк и пруд, чуть позже постепенно стали появляться каменные здания, первым среди которых стал главный господский дом 1760-1770-х годов постройки, сохранившийся до наших дней, правда, не в своём первоначальном виде, поскольку двухэтажным он стал только в начале XIX века. Усадьба несколько раз перестраивалась, в советские годы передавалась из рук в руки, пока в 1994 году в её главном здании, наконец, не открыли музей в честь самого известного представителя древнего дворянского рода Веневитиновых – поэта Дмитрия Владимировича, который, между прочим, являлся четвероюродным братом А.С.Пушкина, но, к сожалению, прожил гораздо меньше него, умерев от тяжёлой пневмонии, вызванной простудой, всего в 21 год. Ставим себе галочку на посещение усадьбы Веневитиновых, расположенной прямо на берегу реки Дон, что уже само по себе интересно, в каком-нибудь мыслимом будущем, и едем дальше.

Иллюстрированный дорожный щит «Рамонь» (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 483-й км)
Иллюстрированный дорожный щит «Рамонь» (Воронежская область, Рамонский район, трасса М4 «Дон», 483-й км)

Километров через пять после всех этих ваших «животинных» мы подъезжаем к развязке, ведущей от трассы М4 в посёлок городского типа Рамонь, население которого составляет 8,5 тысяч жителей. Говорят, что село Рамонь было основано в конце XVI века на месте разрушенного в XIII веке монголо-татарами селения Родня. В Рамони, расположенной на берегу реки Воронеж, в 1696 году по указу Петра I была построена корабельная верфь, прекратившая своё существование в начале XVIII века из-за обмеления реки, но больше этот посёлок стал известен благодаря своему Всесоюзному научно-исследовательскому институту сахарной свеклы и сахара, основанному в 1965 году после того, как местную опытно-селекционную станцию по выращиванию сахарной свеклы, заложенную в 1895 году как опытную производственную станцию, в 1959 году посетил Никита Сергеевич Хрущёв, тогда ещё председатель Совета Министров СССР, поставивший ей задачи стать ведущим селекционным центром по сахарной свекле как в СССР, так и в Европе. А начиналось всё с обычного сахарного завода, построенного в Рамони ещё в 1840 году, который благополучно просуществовал до 2000-х годов, после чего и прекратил своё существование. На иллюстрированном дорожном щите бордового цвета у поворота в Рамонь с трассы М4 мы можем увидеть изображённый художником Олегом Савостюком дворец Ольденбургских, являющийся визитной карточкой этого посёлка и главной его достопримечательностью. Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, она же урождённая княгиня Романовская, она же герцогиня Лейхтенбергская, в 1878 году зачем-то купила себе имение в посёлке Рамонь, где в 1883-1887 годы для неё и её супруга принца Александра Петровича Ольденбургского, который приходился ей троюродным братом, так как оба являлись правнуками императора Павла I, был построен красивый замок-дворец в староанглийском стиле со стенами метровой толщины, вызывающий восторг до сих пор. После Октябрьской революции 1917 года этот дворец в разное время использовался как казарма, школа, больница, заводоуправление, библиотека и под другие государственные учреждения. С 1970-х годов замок был закрыт на реставрацию и до сих пор является непригодным для эксплуатации, однако с 2014 года на его территории действует историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских», доступный для посещения, поэтому мысленно ставим себе ещё одну галочку, обозначающую место, в котором обязательно нужно побывать, но уже когда-нибудь в другой раз. Интересно, что в 1900 году принцесса Евгения Ольденбургская открыла при местном сахарном заводе первую в России кондитерскую фабрику с применением паровых машин, которая называлась «Рамонская паровая фабрика конфет и шоколада Ея Императорского Высочества прин­цессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской». После Первой русской революции 1905-1907 годов известная на всю Россию и за рубежом кондитерская фабрика Ольденбургских обанкротилась, оборудование перевезли в Воронеж, где местные купцы ещё долгое время продолжали выпускать конфеты и шоколад в популярной рамонской упаковке, а в 1934 году её реорганизовали в Воронежскую кондитерскую фабрику, успешно продолжающую свою сладкую деятельность до сих пор. Неподалёку от дворца Ольденбургских в Рамони есть заброшенная усадьба «Ольгино», построенная в самом начале XX века в имении, купленном для Петра Ольденбургского (сына Евгении и Александра Ольденбургских) и его молодой жены Ольги (дочери императора Александра III, то есть сестры императора Николая II). Летний дворец этой усадьбы был разрушен в годы Великой Отечественной войны, а на его фундаменте был построен хирургический корпус районной больницы, которая в советское время занимала всю территорию поместья. В 2007 году в Рамони открыли новую ЦРБ, а старый больничный комплекс забросили, и теперь от бывшей усадьбы «Ольгино» практически ничего не осталось.

Дорожный знак «Начало населённого пункта Сенновские Выселки» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, трасса М4 «Дон», 466-й км)
Дорожный знак «Начало населённого пункта Сенновские Выселки» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, трасса М4 «Дон», 466-й км)

Последним населённым пунктом на трассе М4 «Дон» как в Рамонском районе, так и во всей Воронежской области в целом, является небольшая деревня Князево с населением около 500 человек, рядом с которой наша автодорога приближается к реке Дон на неприлично близкое расстояние – менее 150 метров. Неподалёку отсюда, между деревнями Емань и Кривоборье, в одноимённом урочище Кривоборье на высоком обрыве находится смотровая площадка с потрясающим видом на реку Дон, круто разворачивающуюся в подковообразном изгибе на 180 градусов, но мы туда уже не поедем, поскольку в зимнем лесном урочище, наверное, грязно, холодно, темно и страшно. Известно, что ещё в XIX веке деревня Князево представляла собой совокупность придорожных владельческих усадеб и хуторов, среди которых Бестужево, Александровка, Ярцево и Пешкевский, да и в наши дни здесь мало что изменилось – придорожные владельческие отели, кафешки, автостоянки и автомагазины присутствуют тут в достаточном объёме, даже продуктовый сетевой магазин «Лента» недавно открыли прямо у обочины трассы. Возле этой самой «Ленты» и можно увидеть синий дорожный знак «Сенновские Выселки», обозначающий начало населённого пункта, которого не существует, поскольку Сенновские Выселки – это всего лишь название немного обособленного квартала, а точнее даже одной единственной улицы в составе деревни Князево, на которой как раз и расположено большинство местных придорожных комплексов да парочка жилых домов.

Мотель «05» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10 / трасса М4 «Дон», 466-й км)
Мотель «05» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10 / трасса М4 «Дон», 466-й км)

Именно здесь, всего в одном километре от начала Липецкой области, вместе с которой начнётся и очередной платный участок трассы М4 «Дон», на логически поставленной точке мы решили завершить наш первый день путешествия из Ростова-на-Дону в Москву по бесплатным дорогам. Для ночлега неспроста был выбран придорожный мотель с дагестанским названием «05» (автомобильный код Республики Дагестан), поскольку именно в нём мы останавливались во время нашей прошлой поездки в Москву летом 2019 года, и тогда за двухместный номер с удобствами на этаже заплатили всего 700 рублей.

Стойка приёма и регистрации гостей в мотеле «05» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10/1)
Стойка приёма и регистрации гостей в мотеле «05» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10/1)

Мотель состоит из двух зданий – в одном из них, более красивом, выходящем фасадом прямо на трассу, на первом этаже расположено кафе, а на втором – номера с большими окнами, но о нём я ничего не могу сказать, потому что мы заселились во второе здание – прямоугольную коробку из белого кирпича, слегка удалённую от дороги, внутренняя отделка которой, кстати, за прошедшие три с половиной года заметно преобразилась, как в районе стойки приёма и регистрации гостей, так и в самих номерах. Но надо сказать, что и стоимость проживания с 2019 года здесь значительно подорожала – если тогда мы уложились всего в 700 рублей, то сейчас двухместный номер без удобств выходит уже 1500 рублей, а интересующая нас комната с трёмя спальными местами – 2000 рублей. Ну что ж, за этот короткий промежуток времени, по-моему, в два раза поднялись цены не только в мотеле «05», поэтому, я думаю, более выгодно мы вряд ли где-то заселимся, так что остаёмся здесь.

Мотель «05», комната №13 (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10/1)
Мотель «05», комната №13 (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10/1)

Нам повезло, попался 13-й номер… Да ещё и на втором этаже, куда придётся подниматься с сумками по лестнице. В комнате чистенько, уютно, новые обои, приятный цвет, ничего не скажешь, по сравнению с 2019 годом изменения в лучшую сторону налицо. Заинтересовала секретная дверь, на которой написано «Туалет не работает», хотя нас сразу предупредили, что все удобства – общие на этаже, а если хотите туалет с душем и умывальником прямо в номере, то трёхместный будет стоить уже 2500 рублей. Интересно, если доплатить 500 руб., то предоставят другой номер, или оставят в этом же, просто выдадут ключ от замкнутой секретной двери с таинственной надписью? :)

Автостоянка мотеля «05» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10/1 / трасса М4 «Дон», 466-й км)
Автостоянка мотеля «05» (Воронежская область, Рамонский район, деревня Князево, улица Сенновские Выселки, дом 10/1 / трасса М4 «Дон», 466-й км)

Рядом с мотелем «05» расположена автостоянка для грузовых машин, но свою легковушку туда загонять не нужно, её можно оставить прямо у входа в здание, дополнительно за это денег не берут. Из окон коридора мотеля с северной стороны можно увидеть, как где-то над лесом что-то красиво светится вдалеке – Москва, наверное :) Или, может, лес горит? На самом деле виновником яркого ночного зарева является тепличный комплекс по выращиванию томатов «Агро Альянс Липецк», расположенный в 3,5 километрах по прямой от нас в северном направлении прямо рядом с гостинично-ресторанным комплексом «Самолёт», в здание кафе которого на 462-м километре автодороги М4 «Дон» вмонтирован пассажирский самолёт Ан-24Б. Крупный тепличный комплекс, построенный неподалёку от села Конь-Колодезь в 2018 году и введённый в эксплуатацию в 2019 году, благодаря современной технологии «Ultra Clima» может выращивать урожай овощей без солнечного света круглый год, для чего в теплицах установлено большое количество светодиодных ламп досвечивания, которые и освещают ночное небо фантастическим заревом, хорошо видимым в темноте издалека. А пока липецкие помидорчики растут, мы можем не беспокоиться о завтрашнем дне, и, выключив лампы досвечивания в нашем номере, спокойно лечь спать.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».