Найти в Дзене

Об укреплении единства общества и государства России при проведении специальной военной операции на Украине

Оглавление

Идёт 359-й день специальной военной операции на Украине (далее – СВО). Долго это или нет? Сколько она должна длиться? 24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации объявил об её начале, перечислив цели и ограниченность привлекаемого контингента вооружённых сил Российской Федерации (далее – ВС РФ), но не определил сроки её проведения. Единственное что касается сроков, периодически министр обороны РФ, Верховный Главнокомандующий России в интервью СМИ постоянно указывали, что СВО осуществляется согласно заранее разработанному плану её проведения. Граждане России, мировое сообщество пытались спрогнозировать сроки её проведения. Все заинтересованные стороны в качестве ориентиров учитывали следующие события: принуждение Вооружёнными Силами России Республики Молдова к миру (19.06. – 23.07.1992 года);[1] принуждение Вооружёнными Силами России Республики Грузия к миру (08-12.08.2008 года);[2] закрытие неба для полётов гражданской авиации над Крымом и Краснодарской областью до мая 2022 года. Большинство экспертов, активно привлекаемых СМИ, в том числе телевидением, приходили к заключению, что СВО завершится в течение двух/трёх месяцев. Единственным экспертом, допущенным к участию в прямом эфире на каналах центрального телевидения, оценивающим её продолжительность не менее шести месяцев был С. Е. Кургинян (советский и российский политический деятель, театральный режиссёр, политолог, лидер движения «Суть времени»).[3] Учитывая реакцию стран коллективного запада на начало и способы ведения СВО ВС РФ, можно сделать вывод, что примерно такую же оценку перспективам её развития давали и лидеры этих государств.

Прошли уже все прогнозируемые экспертами сроки, скоро (24.02.2023 г.) исполнится год с момента начала СВО. Уже никто не пытается определить реальные сроки её завершения – когда российский солдат «посмотрит в глаза польскому пограничнику», а только такой финал может обеспечить реальную победу России в этом вооружённом конфликте, который приведёт к принципиальному изменению существующего мирового порядка. Вместе с тем, проведение в октябре 2022 года в России частичной мобилизации, потеря части территорий, вошедших в состав РФ на основании проведённых референдумов, планы коллективного запада по поставкам вооружения на Украину (весна, лето 2023 года, начало 2024 года и т.д.), ведение тяжёлых затяжных боёв на линии соприкосновения войск, перевод предприятий военно-промышленного комплекса на работу в три смены, можно сделать вывод, что СВО будет проводиться ещё долго с огромным напряжением сил государства и народа России. Борьба идёт сложная и тяжёлая. Это объективная реальность. Ведь реально Российская Федерация, её вооружённые силы противостоят коалиции стран коллективного запада, который поставил перед собой безальтернативную задачу – победить Россию на поле боя на территории Украины, уничтожить её как государство. Следовательно, за год её проведения СВО превратилась в полномасштабный вооружённый конфликт (многие эксперты всё чаще в прямом эфире оговариваются, что, по сути идёт война, но потом поправляются). Вместе с тем, во всех сферах деятельности РФ ощущается огромное напряжение, которое по факту приводит к добровольной мобилизации (моральной, психологической, финансовой, экономической)[4] граждан России. На данном этапе проведения СВО становится всё более очевидным, что государство лишь своими силами может пытаться долго достигать целей СВО, но не факт, что это обязательно произойдёт. Был период, когда Президент Российской Федерации подчёркивал, что к проведению СВО привлекаются только строго ограниченные силы и средства, что страна живёт в обычном режиме, что граждане продолжают реализовывать свои повседневные планы и проведение СВО никак не влияет на их самочувствие. Но реальность показывает, что это не так. Многие граждане просто стали физически игнорировать интересы государства, стремящегося обеспечить реализацию целей СВО, люди призывного возраста начали стремительно уезжать из России.

Почему вдруг в рассуждениях о проведении СВО появилось противопоставление общества и государства? Данное противопоставление – это объективная реальность. Обратимся к Конституции Российской Федерации. В ней указано:

«Статья 1

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.»[5]

Так что же такое государство и общество? В чём их единство и различие?

Большинство словарей (по социальной философии) дают следующие определения:

Государство – аппарат управления обществом, наделённый властью, опирающийся на силу закона или на органы принуждения. Как правило, деятельность государства оформляется соответствующими законами, а реализация власти государством сопряжена с применением власти насилия.[6]

Общество – сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью.[7]

«Понятия общества и государства не совпадают ни по происхождению, ни по объему. Формирование общества длилось сотни тысяч лет, а окончательно оно сформировалось примерно 35–40 тысяч лет назад. Как пишет Ю. И. Семенов, «кончилась праистория и началась история человеческого общества».[8] В первобытном обществе не было никакого государства. Все отношения между людьми регулировались неписаным правом.

Государство возникает примерно шесть тысяч лет назад. Таким образом, общество существовало без государства больше тридцати тысяч лет. Государство возникло вместе с социальными классами, когда неписаное право уже не в состоянии было регулировать общественные отношения. Вместо неписаного права возникает писаное право.

По объему понятие общество шире понятия государства. Общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую. Государство входит в политическую сферу и является ее ядром.»[9]

Именно потому, что государство и народ, проживающий на его территории не одно и то же (на территории Российской Федерации ранее уже существовали и Российская Империя, и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, как составная часть СССР, а народ проживает (исторически и генетически) прежний).

Войны и другие вооружённые конфликты объявляет государство, а победу в них добывает народ (кроме, конечно краткосрочных конфликтов типа принуждения к миру Республики Молдова или Республики Грузия). Особенно в таком тяжёлом вооружённом конфликте как СВО необходимо тесное объединение российского народа вокруг нашего государства – Российской Федерации. Против России реально воюет (своим экономическим, политическим, информационным и разведывательным потенциалом) весь блок НАТО и примкнувшие к ним государства-сателлиты.

В нашей истории сформулированному тезису, что в победу в войне добывает народ есть два неоспоримых подтверждения – это победа России в Отечественной войне 1812 года[10] и Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-45 годов.[11]

Именно сейчас очевидно, что необходимо сплочение народа России с целью достижения победы в СВО.[12] Мало каждую телепередачу, например, «Большая игра» на первом канале, завершать словами – наше дело правое, победа будет за нами! Необходимо привлекать все ресурсы страны для достижения этой желанной победы.

Почему возник тезис о необходимости объединения народа России вокруг государства в интересах достижения победы в СВО?

К сожалению, единства в нашем обществе не наблюдается. Налицо реальное разобщение общества на пять основных социальных слоёв:

- лица, осуждающие проведение Россией СВО (кто-то выехал за рубеж, например, Чулпан Хаматова, Максим Галкин и другие, кто-то продолжает проживать на территории РФ, например, Александр Сытин (российский политолог, эксперт в сфере внешней и внутренней политики России, часто приглашаемый в качестве эксперта на программу «Место встречи» (НТВ), позиционирующий себя в открытом эфире как внутренний русофоб);

- лица, успешно эмигрировавшие в другие страны после объявления частичной мобилизации (примерно 1 100 000 человек, в основном в Республику Казахстан и Республику Грузия);

- лица, открыто не объявляющие свою позицию, но надеющиеся, что всё вернётся на круги своя (многие из них являются представителями власти различного уровня, научными работниками и работниками культуры; часто они являются заложниками прежней хорошей жизни – у кого-то дети проживают за границей, у кого-то там неплохие активы и т. п.) ;

- лица, реально всемерно поддерживающие СВО: представители СМИ, малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, волонтёры и т. д.;

- лица, непосредственно участвующие в боевых действиях – контрактники, мобилизованные, добровольцы и т. п (на данном этапе это наименьшая, в численном эквиваленте, составляющая нашего общества).

Что же может реально объединить граждан России в единое целое в интересах победы в СВО, в переустройстве существующего мирового порядка?

Так как общество включает в себя четыре большие сферы: экономическую, духовную, социальную и политическую, а также учитывая, что взаимоотношения между обществом и государством всегда носят противоречивый характер, при этом главная причина этих противоречий заключается в том, что общество как социальное образование апеллирует к морали, а государство как политическая система – к интересам[13] можно предположить, что объединяющей силой граждан вокруг государства может являться идея. Но какая идея может быть предложена государством российскому обществу? В Конституции РФ записано, что: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.»[14]

Исходя из материалов, публикуемых в СМИ, можно сделать вывод, что руководство России пытается объединить граждан страны вокруг идеи суверенитета. Делается попытка, опираясь на содержание статьи 3 Конституции РФ[15], не нарушая требований статьи 13, всё же вооружить наше общество идеей вокруг которой реально можно было бы сплотить все социальные прослойки.

Насколько это задача реально выполнима?

Возникают вполне оправданные сомнения насчёт возможности сплочения граждан Российской Федерации вокруг государства в интересах успешного завершения СВО на основе тезиса о суверенитете России.

Основные аргументы такого заключения:

Первый, - идея не нова. Конституция РФ вступила в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.[16] С самого начала СВО руководство страны во всеуслышание говорит, что Россия отстаивает свой суверенитет, однако, как было указано выше, в обществе явно сформировались по отношению к СВО минимум пять социальных слоёв.

Второй, - реальную, моральную, финансовую и экономическую помощь оказывают многие граждане России, но среди них не так уж и много публичных или состоятельных лиц, например, однозначно такую помощь реально оказывают Соловьёв В. Р., Симоньян М. Г. и другие известные люди. В то же время, в информационном пространстве не слышно, чтобы такую помощь оказывали, например, Греф Г. О. (более того навряд ли он разделяет идею экономического суверенитета России)[17] или Собчак К. А. (она также, по-видимому, не очень-то готова поддерживать внутреннюю и внешнюю политику государства несмотря на то, что пыталась стать гарантом Конституции РФ, то есть в 2018 г. баллотировалась на должность Президента России).[18] При этом оба этих гражданина Российской Федерации отнюдь не бедные люди.

Третье, - скорее всего многие граждане РФ, даже реально работающие в различных уровнях государственной, районной и муниципальной власти навряд ли хотели бы полного суверенитета России. Для них «жизнь в шоколаде» и суверенитет государства абсолютно не тождественны. Они на примере стран ЕС, Японии, Южной Кореи видят, что для того, чтобы комфортно жить не обязательно иметь реальный государственный суверенитет. Ярким примером такой позиции является диалог в режиме онлайн вице премьера Мантурова Д. В. с Президентом РФ.[19] Диалог на всю страну выглядел абсолютно некрасиво и у многих сформировал мнение, что отдельные члены правительства РФ не очень-то болеют за реальный суверенитет государства.

Исходя из изложенного возникает вопрос, а существует ли в духовном пространстве России идея, способная объединить народные массы страны вокруг государства в интересах достижения его полного суверенитета? При этом эта идея не должна нарушать ст.13 Конституции РФ. История войн, которые вела Имперская Россия и Союз Советских Социалистических Республик даёт однозначный ответ – да!. Он ярко содержится в художественных произведениях и в памяти народной, является констатацией факта – величины духа русского народа и его любви к Родине, например, такие стихи:

«Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.»
[20],

а также слова офицера красной армии, обращённые к солдатам в ноябре 1941 года: ««Велика Россия, а отступать некудапозади Москва!» (эта крылатая фраза, сформировавшаяся в 1941—1942 году в период обороны Москвы в Великой Отечественной войне. (Приписывается политруку Красной армии Василию Клочкову, и считается произнесённой во время боя у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года.)[21]

И эта идея имеет абсолютно конкретное название – патриотизм. Шикарное, ёмкое, родное звучание - ПАТРИОТИЗМ!

«Патриотизм — любовь и привязанность к своей Родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.»[22]

Можно ли воспитать/сформировать чувство патриотизма у граждан России? Каковы пути его воспитания у подрастающего поколения и формирования у зрелых граждан Российской Федерации?

Ответ на первый вопрос лежит на поверхности – можно. За аргументами, доказывающими это утверждение, далеко ходить не надо. Украина всего за тридцать с небольшим лет (после развала Советского Союза) сумела достичь сногсшибательного результата – переформатировала сознание подавляющей части населения страны, превратив её в Анти- Россию. Главное в такой деятельности – чёткая, продуманная, последовательная работа органов власти и активистов в достижении поставленной цели.

Вместе с тем необходимо помнить, что важно различать понятия патриотизма и национализма. Националисты считают свою нацию и её интересы выше остальных, поэтому их политические взгляды нередко агрессивны и общественно опасны.

Ответ на второй вопрос более сложный. Учитывая, что народная мудрость гласит – воспитывай ребёнка пока он лежит поперёк лавки, а когда лёг вдоль лавки воспитывать уже поздно. Эту истину подтверждают и мировые произведения культуры. Так, например, один из персонажей оперетты «Принцесса цирка» (Пеликан) о результате воспитанности хозяйки отеля «Золотой попугай» (Каролины) заявляет: – «что выросло – то выросло».[23] Поэтому ответ на данный вопрос необходимо структурно разделить (понятно, что это в теории, на практике всё будет и должно быть взаимоувязано) на следующие элементы:

- воспитание патриотизма у подрастающего поколения;

- формирования патриотизма у зрелых граждан Российской Федерации.

Основные направления работы по воспитанию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

При раскрытии первого элемента (воспитание патриотизма у подрастающего поколения) целесообразно учитывать следующее содержание дефиниции воспитание: «Воспитание – 1) в социальном, широком смысле - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемое всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьёй и школой; 2) в более узком, педагогическом смысле – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности; 3) передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду.»[24]

Естественно, необходима огромная научно-практическая работа по составлению «дорожной карты», направленной на воспитание у детей чувства патриотизма. Однако, основными (первоочередными), обязательными шагами в интересах оперативного получения необходимого и достаточного положительного результата, являются:

Первый шаг. Профессию учителя школы необходимо сделать самой статусной в государстве. Учитель формирует будущее нашей страны. В эту профессию должны идти лучшие граждане в моральном и интеллектуальном плане. Должен быть жёсткий подход при отборе кандидатов на занятие должности учителя. К сожалению, престиж этой профессии в обществе резко снижен. Её превратили в «гаджет», просто в носителя информации как у компьютера жёсткий диск. В результате после развала Советского Союза желающих стать юристами и экономистами зашкаливало, в стране просто не было создано такое количество должностей, требующих подобную квалификацию. В то же время часто в школах, особенно на периферии, учителей хронически не хватает. Этому особенно способствовали два фактора:

- образование в обществе превратилось в услугу, в результате на образовательные организации распространился один из принципов экономики – «клиент всегда прав!». Наша правовая база в области образования не позволяет учителю чувствовать себя достойно, реально воспитывать учеников. Вместе с принципом «клиент всегда прав» автоматически в обществе реализовался армейский принцип оценки военнослужащих начального срока службы – «без вины виноватый». Реально в школах довольно часто начали возникать различные конфликтные ситуации и, как правило, учителя объявляют виновным в их возникновении;

- низкая материальная заинтересованность. В настоящее время в Москве учитель ещё может себя чувствовать экономически достаточно, а в периферийных регионах очень сложно. Результат – нет стремления талантливых людей связывать свою жизнь с педагогической деятельностью.

Государство пытается выправить ситуацию,[25] но реально – это неэффективные попытки. На состояние в сфере деятельности кардинально они не влияют.

Главное в реализации этого шага - профессию учителя сделать самой востребованной, самой уважаемой в стране! Ибо от результатов его работы напрямую зависит полетим ли мы первыми в космос, создадим ли вооружение, которому невозможно противостоять, обеспечим ли мы здоровье нации и так далее. Важно, чтобы учитель западал в душу учеников, чтобы они стремились морально, своим отношением к делу, людям и государству быть похожими на него. Обратимся к годам 50–70 двадцатого столетия. Роль учителя того периода рельефно видна, например, в таких замечательных песнях - "Учительница первая моя" (слова: Татьяна Гунбина, музыка: Светлана Ранда);[26] «Школьный вальс» (автор текста (слов): Матусовский М., композитор (музыка): Дунаевский И.). Не могут народ оставить равнодушным, например, такие слова:

«Но где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья.
Простая и сердечная,
Ты - юность наша вечная,
Учительница первая моя.

Сюда мы ребятишками,
С пеналами и книжками,
Входили и садились по рядам.
Здесь десять классов пройдено,
И здесь мы слово Родина
Впервые прочитали по складам.»
[27]

Эти слова не могут не тронуть. Здесь и школа, и первая учительница, и Родина. Всё сконцентрировано в личности человека-патриота! Именно тогда был достигнут высочайший научный потенциал страны, обеспечивающий безопасность нашего современного государства и сейчас.

Граждане общества не все ещё по отношению к учителю превратились в «Иванов, не помнящих родства». Когда смотришь трансляции спортивных соревнований, в том числе в прямом эфире, комментаторы, представляя выступающего спортсмена обязательно, наряду с его достижениями и тренерским окружением акцентируют внимание на личности первого тренера данного спортсмена, который дал старт ему в спортивную жизнь. Нужно в обществе вернуть эту традицию – уважать учителей, помнить свою школу, своего первого учителя, гордиться школой и педагогами, давшими тебе путёвку в эту полную многообразия жизнь.

Второй шаг. Необходимо реально сделать школьное образовательное пространство единым, принципиально переработать учебные программы в соответствии с нашими традициями и требованиями современности. Какие здесь видятся основные моменты? Можно, однозначно, назвать следующие: школьная программа по содержанию должна быть единой от Калининграда до Владивостока; историю страны необходимо изучать уже в начальной школе (этот вопрос постоянно поднимает на всех политических ток-шоу Маргарита Симоньян,[28] мама троих детей, с которыми она сама с самого начала их школьной жизни учит историю страны, человек с активной жизненной позицией гражданина-патриота, но «воз и ныне там»), дети должны с самого детства знать историю своего государства тем более, что сейчас они уже приходят в первый класс с хорошими навыками чтения и счёта; при изучении русского языка необходимо стремиться к формированию у обучающихся грамотной речи, не испорченной влиянием Интернета и различных современных электронных гаджетов, а литературу изучать на базе произведений советских и русских классиков; историю Великой Отечественной войны и новейшую историю, особенно период СВО необходимо глубоко изучать в 10 – 11 классах; на уроках «Разговор о важном» предоставлять время только людям с высокой гражданской позицией, например, известным учёным, высококвалифицированным специалистам различных сфер деятельности, участникам СВО, героически проявившим себя на полях сражений; ещё раз продумать о роли и месте ЕГЭ в сфере школьного образования.

Третий шаг. Создавать больше произведений культуры патриотической направленности, в том числе отражающие современную реальность. В СССР были замечательные книги и фильмы, например, «Тимур и его команда» (произведение А. П. Гайдара), «Как закалялась сталь» (роман Н. А. Островского) и другие. Необходимо, чтобы государственные деньги выделялись лишь на высокохудожественные произведения искусства с актуальной патриотической тематикой.

Основные направления работы по формирования патриотизма у зрелых граждан Российской Федерации.

Несмотря на то, что «Уровень доверия россиян к президенту Владимиру Путину вырос и превысил 79 процентов»,[29] этот вопрос требует особого внимания, так как только эти граждане несут основную нагрузку, связанную с проведением СВО. СМИ целенаправленно показывают, что граждане РФ активно поддерживают СВО, инициативно участвуют во всестороннем её обеспечении – это и добровольцы, и волонтёры, и перестройка бизнеса индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями с учётом нужд подразделений, участвующих в боевых действиях. Однако, есть моменты, которые создают нервозность среди населения, мешают обеспечению реальной сплочённости гражданского общества страны на задачах, поставленных перед страной Президентом РФ в связи с проведением СВО. Какие же моменты, создающие нервозность среди населения страны в связи с проведением СВО, можно реально вычленить?

Первый – информационная политика федеральных СМИ. В первую очередь это касается центральных каналов телевидения, так как с точки зрения получения актуальной информации большинством граждан РФ оно однозначно занимает лидирующие позиции. Итак, моменты, влияющие отрицательно (раздражающе) на сознание людей:

- некоторые ток-шоу политического характера привлекают к обсуждению принципиальных вопросов, связанных с проведением СВО:

некомпетентных экспертов, например, Максим Юсин[30] (практически он является постоянным экспертом программы ТВЦ «Право знать!» - ведущий Дмитрий Куликов; готов к диалогу по любому, обсуждаемому на программе вопросу);

откровенных внутренних русофобов, например, Сытин Александр,[31] часто приглашается на программу НТВ «Место встречи», обязательно высказывает деструктивное мнение по любой обсуждаемой на программе теме;

иностранных журналистов, однозначно поддерживающих сторону Украины и коллективного запада, например, Василь Вакара[32] (практически он является постоянным экспертом программы ТВЦ «Право знать!» - ведущий Дмитрий Куликов; готов к диалогу по любому, обсуждаемому на программе вопросу, задавая, обычно, провокационные вопросы), Соколовская Янина Лазаревна,[33] (снова стала часто появляться в эфире программы 1 канала «Время покажет» (в настоящее время ведущих программы несколько человек).

Идея понятна, каналы пытаются доказать, что в России, в отличии от западных СМИ, реально существует свобода слова. Непонятно одно – кому это пытаются доказать главные редакторы этих каналов? Запад этим не удивишь. Они просто заблокировали трансляцию наших каналов на их территории, а вот для наших сомневающихся и скрытых русофобов – это пища для «ума» и подтверждение правильности своих позиций.

- содержание других программ центральных телевизионных каналов:

новостные программы – примерно 75% времени они доказывают нашему населению какие руководители западных стран дураки, что ввели и продолжают вводить против нас экономические санкции (такая информация просто раздражает, лучше показывайте позитивные изменения в нашей экономике, в том числе на вновь присоединившихся регионах); массовые волнения протестующих за рубежом, если суммировать всю эту информацию страны Европы точно должны были бы объяты «яростным революционным пламенем» и им уж точно не должно быть никакого дела до санкций, самим бы выжить;

развлекательные программы – эфир заполонили развлекательные программы типа: «Ну ка, все вместе!» (телеканал Россия 1); «Маска» (телеканал НТВ); «Аватар» (телеканал НТВ), «Ледниковый период. Снова вместе» (Первый канал) и другие;

трансляция спортивных соревнований в прямом эфире, например, европейских клубных футбольных команд на телеканале Матч (это в условиях, когда наши команды не допущены к участию в международных соревнования: понятно, что в стране очень много любителей, например, футбола, но необходимо акцентировать внимание, что за эти трансляции телеканалы платят деньги правообладателям, настоящие любители конкретного вида спорта могут смотреть эти трансляции и на платных каналах, а нам эти деньги лучше бы потратить на развитие детского и юношеского спорта, в том числе и на трансляции).

Слов нет. В мирное время креатив для зрителей нужен, полезен и для участников подобных передач. Но в условиях СВО, когда многие граждане России покупают на свои скромные сбережения необходимые средства, например БПЛА или бронежилеты, для участников СВО видимо такие затраты недопустимы. Создаётся впечатление, что каналы соревнуются кто больше потратит деньги на эти развлечения.

Ещё раз необходимо подчеркнуть – разговор идёт о периоде, когда страна проводит СВО на Украине. Подобные действия однозначно не влияют на сплочение общества, скорее формируют в нём негативное отношение к людям и структурам, принимающим подобные решения.

Второй – «нескромное» поведение отдельных юридических лиц, граждан Российской Федерации и лояльная, всепрощенческая реакция по отношению к ним государства:

- активное перемещение отдельных категорий граждан на отдых в зарубежные страны, в том числе в проявляющие по отношению к нам недружественное отношение (важно, что это не только очень состоятельные люди, но и много представителей различных уровней власти);

- отсутствие публичной информации о финансовой и экономической помощи очень состоятельными гражданами структурам ВС РФ, участвующих в СВО;

- отсутствие механизма лишения граждан России государственных наград, почётных званий и гражданства (особенно если у него двойное гражданство), например, Чулпан Хаматова,[34] которая после выезда в Латвию публично высказалась, что государственные награды, в том числе звание народный артист России для неё ничего не значит;

- выполнение российскими экономическими структурами санкционных требований, например, СберБанк после вхождения в состав России Крыма не стал открывать на его территории свои офисы с целью избежать санкций США, лишь теперь, когда всё равно он попал под санкции, объявил, что в августе 2023 года в Крыму будут развёрнуты офисы Сбера.

Таким образом, анализ существующей реальности показывает, что в настоящее время в интересах сохранения России (главное условие – полная победа ВС РФ в СВО) необходимо активизировать работу по сплочению граждан России и государства - Российская Федерация. Единственным путём единения народа России в сложившейся ситуации является развитие чувства патриотизма у всех социальных слоев общества. Индикатором достижения нами сформулированной задачи может являться реализация каждым гражданином России принципа – «Прежде думай о Родине, а потом о себе».

Подъём патриотических настроений граждан России обеспечит полную и безоговорочную победу нашего государства и народа в борьбе за создание нового мирового порядка.

Мы победим! Победа будет за нами!

Алексеенко В. А. - полковник в отставке (выпускник военной академии имени М. В. Фрунзе, специальность: командно-штабная, оперативно-тактическая), доктор философских наук, кандидат педагогических наук

P. S. Автор считает, что вопросы воспитания/формирования чувства патриотизма у граждан России требуют оперативного, но одновременно глубокого обсуждения в обществе, в первую очередь – профессиональным сообществом, реализующим задачи системы образования России.[35]

[1] Весной 1992 г. резко обострился конфликт в Приднестровье. С 1989 г. в этом регионе возрастала напряженность между правительством независимой Республики Молдова и местным русскоязычным населением, которое заявило о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (позднее переименованной в Приднестровскую Молдавскую Республику).

После серии взаимных провокаций 19 июня в Бендеры входят регулярные части молдавской армии и волонтеры, прибывшие из разных районов Молдавии… Начинается позиционная война.

Важным фактором, остановившим войска молдавского правительства, стала позиция российских войск, выраженная в выступление нового командующего 14 армией генерала Александра Лебедя. Командующий прямо обещал поход на Кишинев и своими действиями не оставлял сомнений, что эти обещания выполнит.

Открытое вступление 14 армии в конфликт поставило бы молдавские силы на грань прямого военного поражения. Только после возникновения этой угрозы последовало соглашение между Молдавией и Россией «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье» от 23 июля 1992 г. / Миротворческие операции ВС России: Приднестровье / http://eurasian-defence.ru/?q=node/40228 (дата обращения: 16.02.2023)

[2] Во второй половине 11.08.2008 года СМИ сообщили, что «Россия завершила значительную часть операции по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии, Цхинвали взят под контроль миротворцами, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.» / Хронология событий в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года. Справка / https://ria.ru/20080811/150272529.html (дата обращения: 16.02.2023)

[3] См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%95%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 16.02.2023)

[4] Всё чаще по программам центрального телевидения появляется информация, что люди оказывают финансовую помощь в интересах обеспечения военнослужащих-участников СВО необходимыми средствами: БЛА, бронежилетами, радиостанциями и т.п.; индивидуальные предприниматели, малые предприятия переводят свои производства в соответствии с нуждами подразделений, участвующих в СВО: шьют балаклавы, маскировочные халаты, печи-буржуйки и т.д.

[5] Конституция РФ с изменениями 2022 года / http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения: 16.02.2023)

[6] Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. – С. 103. – («Summa»). (624 с.)

[7] Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. – С. 310.

[8] Семенов, Ю. И. Введение во всемирную историю. Вып. 2. История первобытного общества. – М., 1999. – С. 5.

[9] Гобозов И. А. Общество и государство: их взаимодействие / Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(62)/2011 / https://www.socionauki.ru/journal/articles/134097/ (дата обращения: 15.02.2023)

[10] Война 1812 г. приобрела с самого начала народный характер. Горячая любовь к родине руководила поднявшимся на её защиту народом. Цели борьбы были совершенно ясны: надо было изгнать врага, насильника, иноплеменного угнетателя, захватившего родную землю, сеявшего всюду смерть и разрушение, нёсшего национальное порабощение. Война против нашествия Наполеона стала национальной борьбой русского народа.

Народы России — украинцы, белорусы и многие другие — вместе с русским народом принимали героическое участие в борьбе с Наполеоном. Они вложили большой вклад в дело победы.

Современники отмечали особый характер войны 1812 г. «Война теперь не обыкновенная, а национальная», — писал правительству герой войны Багратион. «Война 1812 года про­будила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании», — писал в своих воспоминаниях декабрист Якушкин. / Народный характер отечественной войны 1812 года / https://histerl.ru/periudi_istorii/otechestvennaia_voina/narodnie_xarakter_otechestvennoi_voini.htm (дата обращения: 15.02.2023)

[11] Великая Отечественная война 1941–1945 годов закончилась полной победой советского народа над гитлеровской Германией. Фашизм был ликвидирован в самой Германии и ряде государств Европы. В тяжелой, кровопролитной борьбе советские люди отстояли свой национальный суверенитет, защитили Родину. Разгромив ударные силы мировой реакции, Советский Союз, его Вооруженные Силы осуществили историческую освободительную миссию в Европе и Азии, внесли решающий вклад в дело спасения европейской и мировой цивилизации.

Главным творцом Великой Победы в войне был советский народ. В годы войны проявились величайшее мужество, героизм воинов, партизан, участников подполья, самоотверженность тружеников тыла. / Советский народ – победитель в великой отечественной войне / https://russiaforall.ru/materials/1462793687 (дата обращения: 15.02.2023)

[12] Народ непобедим, если он един

В достижении победы важнейшую роль сыграло социальное и политическое сплочение народов СССР. Перед лицом угрозы порабощения и физического уничтожения немецко-фашистскими захватчиками многочисленные народы и народности СССР, по сути, стали единым народом, который мыслил и говорил не иначе как «Наша Родина», «Мы победим», «Мы одолеем врага», а в атаку шел со словами «За Родину!». Это явилось важнейшим слагаемым превращения страны в единый военный лагерь. / / Советский народ – победитель в великой отечественной войне / https://russiaforall.ru/materials/1462793687 (дата обращения: 15.02.2023)

[13] См.: Гобозов И. А. Общество и государство: их взаимодействие / Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(62)/2011 / https://www.socionauki.ru/journal/articles/134097/ (дата обращения: 15.02.2023)

[14]Статья 13. Пункты 1 и 2. Конституция РФ с изменениями 2022 года / http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения: 16.02.2023)

[15] Статья 3. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. / Конституция РФ с изменениями 2022 года / http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения: 16.02.2023)

[16] См.: Заключительные и переходные положения. П. 1 / Конституция РФ с изменениями 2022 года / http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения: 16.02.2023)

[17] 14 марта 2019 года заявил, что главная проблема России — «это отсутствие эффективной системы госуправления»

Греф является глобалистом, сторонником глобализации в России , https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%84,_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD_%D0%9E%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 (дата обращения: 16.02.2023)

[18] 15 марта 2018 года Собчак и Дмитрий Гудков объявили о создании на базе партии «Гражданская инициатива» новой партии, получившей временное название «Партия перемен»[129]. Накануне публичного объявления свою поддержку новой партии выразили Михаил Ходорковский и движение «Открытая Россия»[130]. Собчак и Гудков отметили, что партия займёт «антипутинскую» позицию, будет добиваться ухода Владимира Путина с поста президента, снятия санкций и прекращения военных конфликтов, в которых участвует Россия / https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%87%D0%B0%D0%BA,_%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0#%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%98%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D1%8F (дата обращения: 16.02.2023)

[19] 11 января президент России Владимир Путин провел по видеосвязи совещание с членами правительства — первое в наступившем году. Поначалу ничего не предвещало беды: глава государства сказал несколько комплиментарных слов в адрес кабмина, граждан РФ и лично премьер-министра Михаила Мишустина, благодаря «собранности» которых «ничего из того, что нам наш противник предрекал, не произошло».

После этого российский лидер обозначил главные темы встречи, упомянув среди прочих вопросы социальной поддержки и организации выплат денежных средств и пособий в новых регионах страны. Но внезапно перевел разговор в иное русло, попросив вице-премьера и главу Минпромторга Дениса Мантурова поделиться с коллегами, как идет работа по обновлению парка воздушных судов и водного транспортного флота.

Слово за слово, формальный отчет министра превратился в беседу на повышенных тонах: Путин отчитал чиновника за слишком долгое оформление контрактов на самолеты, попросил не «валять дурака» и закончил все угрожающей фразой: «Ладно, поговорим еще с вами». / Рабочий момент или «привет» от Медведева. Зачем Путин прилюдно отчитал Мантурова / https://dzen.ru/a/Y7_rG1a2vzil2We0 (дата обращения: 16.02.2023)

[20] М. Ю. Лермонтов. Бородино (1837 год) / https://www.culture.ru/poems/36608/borodino

[21] См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F,_%D0%B0_%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0_%E2%80%94_%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0!#:~:text=%C2%AB%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F%2C%20%D0%B0%20%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0,%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%83%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8%20%D0%94%D0%B5%D0%B5%D0%B2%3A193

[22] Что такое «патриотизм» в современном понимании, примеры / https://dnevnik-znaniy.ru/znaj-i-umej/chto-takoe-patriotizm.html

[23] См.: Оперетта Кальмана «Принцесса цирка» («Мистер Икс») / https://www.belcanto.ru/zirkusprinzessin.htm (дата обращения: 17.02.2023)

[24]Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – С. 84.

[25] См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" / https://base.garant.ru/70170950/#friends (дата обращения: 17.02.2023)

[26] "Учительница первая моя" / https://detskiemelodii.ru/uchitelnica-pervaya-moya/ (дата обращения: 17.02.2023)

[27] См.: «Школьный вальс» / https://www.karaoke.ru/song/873.htm (дата обращения: 17.02.2023)

[28] Российская журналистка, главный редактор телеканала Russia Today / https://svpressa.ru/persons/margarita-simonyan/ (дата обращения: 17.02.2023).

[29] Об этом в пятницу, 17 февраля, сообщили во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). / ВЦИОМ сообщил о выросшем уровне доверия россиян к Путину / https://lenta.ru/news/2023/02/17/procenty/ (дата обращения: 17.02.2023)

[30] Журналист сотрудничает с рядом популярных французских журналов, газет, то есть он корреспондент последних. С 2012 года Максим Юсин трудится сотрудником издания «Коммерсантъ» / https://100biografiy.ru/tv/maksim-yusin (дата обращения: 17.02.2023).

[31] Сытин Александр Николаевич – доктор исторических наук. Биография рассказывает о том, что он является российским политологом, специализируется на внешней и внутренней политике Российской Федерации.

Благодаря участию в политических дебатах на телевидении он стал узнаваемой личностью. Круг зрителей и слушателей делится на тех, кто согласен с высказываниями Сытина, и тех, кто рьяно его критикует. На просторах интернета он прославился своими русофобскими высказываниями и негативными отзывами о жизни в России в целом. / https://fb.ru/article/371485/syitin-aleksandr-nikolaevich-biografiya-i-semya (дата обращения: 17.02.2023)

[32] Украинский политолог, юрист и общественный деятель / https://starbiography.ru/politika/vasil-vakarov (дата обращения: 17.02.2023)

[33] Официальные места работы: главный редактор печатного издания «Известия в Украине», спецкор издательского дома «КоммерсантЪ», собкор всеукраинской молодежной газеты «Комсомольское знамя» (переименована в «Независимость») / https://mir-znamenitostej.ru/yanina-sokolovskaya-biografiya-lichnaya-zhizn-muzh-deti/ (дата обращения: 17.02.2023)

[34] Бежавшая в Латвию актриса Чулпан Хаматова дала обширное интервью бывшему главному редактору телеканала-иноагента «Дождь» Михаилу Зыгарю, в котором постаралась оправдаться перед критикующей её либеральной эмиграцией и представить себя давним и последовательным «борцом с кремлевским режимом». / https://www.politnavigator.net/i-zhalkijj-lepet-opravdanya-khamatova-25-chasa-vylamyvalas-pod-dissidentku.html (дата обращения: 17.02.2023)

[35] См.: Глава 2. Система образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.02.2023)