Знакомьтесь, Томас Харди и «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей» — книга, которая в своё время шокировала благородную публику, была в хлам цензурирована и выхватила кучу неоднозначных комментариев.
Если хотите потрогать лапкой и примерить на себя чтиво с неоязыческими и необиблейскими отсылками, поднятием темы двойных стандартов в сексе (это в 1890-то), проблемами индустриализма и христианского морализама — и при этом не сдохнуть от скуки — велком. «Тэсс» подходит.
Сюжет
Тесс Дарбейфилд красивая и молодая девушка из рабочего класса в небольшой деревне. Отец бухает, мать наивная мечтательная простушка и тоже закладывает за воротник, куча детей и мало денег. Дочка умная и словно вообще из другой семьи. Папа её однажды по синеве встречает священника, который рассказывает, что изучал архивы и нашел инфу, что Дарбейфилды, кажется, происходят от старого рыцарского благородного рода Д’Эрбервиллей. На этой почве Джон решает, что он тоже своего рода дворянин и работать теперь, в целом, не надо, а можно ещё больше бухать. Тэсс забирает на себя его обязанности, но становится жертвой несчастного случая, и семья лишается способа заработка.
В этом кризисе мать Тэсс узнаёт, что в соседнем селе живёт старая дама Д’Эрбервилль и уговаривает свою адекватную, в общем-то, дочку заявиться к ней как бедная родственница в надежде найти работу, деньги или удачно выйти замуж. Тэсс едет, но дама оказывается престарелой и больной, а встречает девушку её сынок — Алек Д’Эрбервилль. Чувствуете запах? Ничем хорошим с этого места не пахнет.
Разбор книги
Ни одного нормального мужского персонажа.
Отец — безответственный пьяница, первый мужик — подлец и негодяй, следующий — инфантильный морализатор. Не везёт главной героине, автор не заложил нам нормальных архетипов, поэтому всё как в жизни.
Не ко времени Харди залетел со своей критикой викторинских понятий о женской чистоте.
Или ко времени. В 19 веке он поднял такую тему: ну не девственница, ну не в браке, ну мужа нет. Но хорошая же женщина. Он принёс публике мысль: «Не важно, что и как у неё было с мужчинами. Важно — другое» — но как-будто бы его не поняли. Но точно цензурировали, поковырял он, конечно, где надо.
В героев не влюбиться.
Хотелось всем по шапке отвесить. Книжка-то про страдание, терпение, подвиг, страх и долбанную несправедливую судьбу, когда не фортит — так не фортит по-крупному. Светлых эмоций не будет, всё с привкусом.
Описания дуба.
А точнее — природы. Харди — родственник Толстого в этом плане. Он топит за близость к природе, и что все мы почти помрём, подобно одному из героев, отдалившись от родной земли. Современная техника обработки полей — фу, инфернальщина, горожане не могут переварить натуральное коровье молоко — первый признак распада общества по Харди. Книгу не осилят те, кто вообще не справляется с чтением описаний природы на 2 страницы, но и не может их пропустить.
Читать или нет?
Да, если:
1) вам хочется попробовать уже литературу с отсылками, в которой есть поискать образы, сложные темы — и вот это всё, на профессиональном.
2) вы любите классический викторианский роман, а романы Остин закончились.
В остальных случаях — нет.
Больше о литературе, кино и искусстве простым языком — в моём тг-канале.