Раздел имущества – сложный, а порой и травмирующий процесс. Причем, если развестись довольно просто и быстро, то раздел имущества может растянуться на годы, и стать настоящим кошмаром для бывших супругов.
Часто бывает так, что люди уже разведены, но все ещё оба остаются собственниками квартиры или иного имущества, так как раздел имущества – это отдельный процесс. Правовой режим совместной собственности с расторжением брака не меняется, и имущественные отношения ещё не прекращены.
Есть 3 варианта поделить имущество, нажитое в браке: брачным договором (его надо подписать до расторжения брака), соглашением о разделе имущества супругов (можно заключить до развода, можно после), судебным решением. Однако, повторю, что многие супруги имущество, несмотря на расторжение брака, не делят. Кто-то договаривается устно, кто-то просто не спешит заниматься этим вопросом. Но споры возникают, например, при продаже совместной недвижимости или при наследовании.
Например, есть такое понятие, как «презумпция согласия»: когда один супруг решает продать совместно нажитое движимое имущество, подразумевается, что второй супруг на это согласен. При продаже недвижимости в браке требуется нотариальное согласие супруга. А как быть бывшим супругам? Надо ли получать согласие у «бывшего» на продажу совместной недвижимости? А что если он такое согласие не даст, недвижимость будет продана, а потом в суде бывший супруг будет доказывать, что его права нарушены? Пока решение этих вопросов регулирует судебная практика, но хотелось бы, чтобы всё чётко регулировал закон.
Только так не будут нарушаться права бывших супругов и покупателя недвижимости.
Именно поэтому соответствующие предложения были направлены в правительство участниками круглого стола Федеральной нотариальной палаты. Одно из них – внести в Семейный кодекс понятие «бывший супруг».
Будем следить за изменениями в Семейный кодекс и иными законами в связи с этой темой.
А что вы думаете – нужно ли узаконить такое понятие или нет?